Цель урока:
Знакомство с волшебным миром музыки.
Задачи:
- Заинтересовать ребят, увлечь музыкой.
- Дать основные понятия о нотах, нотоносцы, скрипичном ключе, композиторе, исполнителе, слушателе.
- Воспитывать уважение к труду людей, чья профессия связана с музыкой.
Оборудование:
Музыкальный центр, CD диск с записью К. Сен-Санс «Лебедь», Кондаков «Вальс», компьютер, мультимедиа установка.
Действующие лица:
- Скрипичный ключ
- Фея Мелодия
- Катя
- Ваня
Тема: «Знакомство с музыкой» [Слайд №1]
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. Меня зовут Ольга Сергеевна. Я буду вести у вас уроки музыки. А так как музыка это урок не совсем обычный, то и знакомство с этим чудесным предметом тоже будет необычным.
В классе за фортепиано сидит Ваня.
Ваня: Сколько можно учить эти дурацкие ноты! В школе – уроки, в музыкальной - уроки! Вся жизнь проходит мимо. А по телевизору, наверное, мультики или кино про пиратов.
Катя: Но ты же сам просил маму отдать тебя в музыкальную школу, чтобы научиться играть на фортепиано.
Ваня: Хотел, но кто ж знал, что все так получится. Вот, Наташка с седьмого «А» так играет – заслушаешься. Надоело! Не хочу! Не буду! Чтоб она пропала эта музыка.
С силой стучит по клавишам и рвет ноты. Гаснет свет и звучит музыка, напоминающая хаос.
Катя: Ваня, что ты наделал! Ты же обидел фею музыки – Мелодию! И теперь вместо музыки будет звучать вот это. ( Указывает на шум).
Ваня: Что же теперь делать?
Зашевелилось зеркало и оттуда появляется фея музыки.
Катя: Ах! Кто вы? И что здесь делаете?
Фея: Я – фея музыки Мелодия и, честно говоря, я возмущена до самого предела поведением Вани. Теперь в моем саду не растут фразы, такты и нотки не могут поднять своей головы от горя. Да что там говорить, даже птицы не хотят прилетать в нашу страну теперь, потому что там звучит не музыка, а не понятно что. Ведь Ваня порвал ноты, обидел звуки, а без них музыки не существует. И хотя звуки бывают двух видов, хотя, что об этом сейчас рассказывать? Все равно Ване это не интересно!
Катя: Милая фея, прости его, пожалуйста. Он, он не хотел. Ну, если не для него, то для ребят расскажите!
Фея: А они хотят знать?
Катя и дети: Да, хотим!!!
Фея: Ну, тогда слушайте внимательно. Все звуки делятся на две группы: 1. Шумовые звуки
2. Музыкальные звуки. С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно. Кто может подсказать мне, что это за звуки?
Дети: Приводят примеры шумовых звуков (шелест листьев, шум моря, звук машины и т.д.).
Фея: А музыкальные звуки издают музыкальные инструменты. Ребята, а какие музыкальные инструменты знаете вы?
Дети: Скрипка, гитара, балалайка, пианино, труба и т.д.
Фея: Ой, какие умные дети! Итак, давайте хором повторим, какие две группы звуков бывают?
Дети: Шумовые, музыкальные.
Фея: Да. Молодцы! А теперь давайте поиграем.
Идет игра «Шумовые и музыкальные звуки» [Михайлова «Развитие музыкальных способностей»]. (Приложение №2)
Ваня: Вот, оказывается, как интересно бывает с музыкой. А я и не знал.
Фея: Да! И обидел мои драгоценные нотки.
Ваня: Но я ведь порвал ноты только из своих нудных упражнений!
Фея: Ваня, Ваня, ты же ходишь в музыкальную школу, а до сих пор не знаешь, что нот всего семь! И только благодаря различным сочетаниям и комбинациям создаются разнообразные мелодии. Ребята, а вы знаете, как называются люди, которые сочиняют музыку? Такие люди называются композиторами. Давайте вместе повторим это слово.
Дети: К о м п о з и т о р.
Фея: Как вы считаете, чтобы стать композитором, нужно учиться?
Дети: Да! Надо долго учиться.
Фея: Чтобы стать композитором, надо очень много учиться и сильно любить музыку. Например, Вольфганг Амадей Моцарт [слайд №2] начал сочинять свою блестящую музыку с пяти лет.
Знаменитый Бетховен [слайд №3] сочинял музыку даже тогда, когда его слух был уже совсем слабым.
Иоганн Себастьян Бах [слайд №4] работал по двенадцать часов в день, чтобы создать свои непревзойдённые шедевры. А русский композитор Александр Порфирьевич Бородин [слайд №5] был ученым-химиком и у него было очень мало свободного времени для сочинения музыки. Но высокая требовательность к собственному композиторскому творчеству, заставляла Бородина работать над каждым своим произведением очень долго. Оперу «Князь Игорь» [слайд №6] он писал восемнадцать лет.
Фея: Молодцы ребята! Друзья, скажите, если композиторы сочинят свою неповторимую музыку, то она уже будет звучать в сердцах людей, или для этого еще что-то нужно?
Дети: Нужно, чтобы ее кто-то сыграл!
Фея: Ну, конечно же, обязательно нужно чтобы эту музыку кто-то исполнил. И такие люди называются исполнители. Давайте вместе повторим.
Дети и Фея: И с п о л н и т е л и.
Фея: А как вы считаете на исполнителей надо учиться?
Дети: Да, тоже надо долго учиться.
Фея: Молодцы! Среди известных исполнителей, такие яркие музыканты как Николо Паганини [слайд №7]. С одиннадцати лет он начал концертировать, исполняя на скрипке виртуозные произведения. Музыкант так мастерски владел скрипкой, что недоброжелатели были уверены: без помощи темных сил Паганини так бы не играл. Хотя, на самом деле он имел такой успех только благодаря своему таланту и трудолюбию. Федор Иванович Шаляпин – русский певец [слайд №8]. Одновременно пел в Большом и Мариинском театрах. Выступал в театре «Ла Скала ». Фёдор Иванович имел необыкновенный голос и когда он пел, заворожённая публика не могла оторвать от него своих глаз. Ференц Лист [слайд №9]. Его талант виртуоза-пианиста проявился с девяти лет, и хотя Лист жил в девятнадцатом веке, до сих пор его исполнение музыкальных произведений является эталоном. Но и это еще не все. Ведь мы музыку должны еще… (указывает на ухо).
Дети: Услышать!
Фея: Совершенно верно! Как вы считаете на слушателей надо учиться?
Дети: Надо! Не надо!
Фея: Хоть у вас и сложилось противоречивое мнение об этом, но я вам помогу. Чтобы слушать музыку тоже нужно учиться. Но в отличие от композитора и исполнителя обучение проходит гораздо быстрее. Мы знаем, что все культурные люди посещают всевозможные спектакли. Оперные, балетные, театральные. И здесь без умения слушать и слышать, никак не обойтись. Посещение Большого театра [слайд №10], Мариинского [слайд №11, №12], театра Ла Скала [слайд №13, №14], Венской оперы [слайд №15], Карнеги-холла [слайд №16] и французского театра Мулен Руж [слайд №17] намного усиливает впечатления от встречи с музыкальным искусством.
Ваня: И что, диплом можно получить?
Фея: Конечно.
Катя: Ой, миленькая фея, позволь нам поучиться в такой школе, если у нас будет диплом слушателей, то нотки, с которыми Ваня так нехорошо поступил, наверное, будут к нам добрее.
Фея: А вы, ребята, хотите получить диплом слушателей музыки?
Дети: Да! Хотим!
Фея: Тогда вам всем надо выучить правила слушания музыки.
Фея выдаёт детям «дипломы слушателей»
Катя: Ой, ребята, мы совсем забыли, что нотки обиделись, нам надо их найти и попросить прощения. Ах, если бы хоть кто-нибудь подсказал, где найти ноты.
Ваня: Не плач, Катя. Я хоть и совершил не красивый поступок, но знаю, из занятий музыкальной школе, что все нотки слушаются своего начальника – Скрипичного ключа.
Фея: Совершенно верно! Вот к нему и отправляйтесь! (машет волшебной палочкой, и дети попадают в дом Скрипичного ключа)
Скрипичный ключ: Кого это еще принесло?
Катя и Ваня: Здравствуйте. Это мы Катя и Ваня.
Скрипичный ключ: Ах, так это ты негодный мальчишка обидел мои драгоценные ноты.
Ваня: Я не хотел их обидеть, просто порвал ноты из упражнения и уже очень об этом жалею.
Скрипичный ключ: Просто порвал ноты!!! Да знаешь ли ты, что все они живут в одном доме и у каждой ноты, есть свое, собственное место [слайд №18]
Скрипичный ключ: Это дом ноток. Его называют нотоносец или нотный стан. Ребята, давайте вместе повторим.
Дети и Скрипичный ключ: Нотный стан.
Скрипичный ключ: Этот нотоносец состоит из 5 линеечек. Ноты могут жить на линейках, межу линейками, над нотоносцем, или под ним. А есть такие нотки, которым не хватает и этого и для них рисуют добавочные линейки. А сами нотки выглядят вот так, [слайд №19] по-разному, в зависимости от своей длительности звучания. И абсолютно у каждой нотки есть свое место на нотоносце и у каждой есть свое имя [слайд №20]. А поются они вот так (Скрипичный ключ поет гамму). Ребята, давайте повторим вместе.
Дети и Скрипичный ключ поют.
Скрипичный ключ: Молодцы ребята, а теперь скажите мне, вы заметили, что на картинке в самом начале нотного стана стоит…
Дети: Скрипичный ключ!
Скрипичный ключ: Правильно, а какие вы знаете еще ключи?
Дети: От двери, ключ подземный (родник), ключ к разгадке ребуса, скрипичный,
Скрипичный ключ: А для чего нужны ключи?
Дети: Чтобы что-нибудь открыть.
Скрипичный ключ: А что открывает скрипичный ключ?
Ваня: Кажется, я понял! Скрипичный ключ открывает путь к музыке.
Появляется фея.
Фея: Совершенно верно и мы отправимся туда прямо сейчас.
Скрипичный ключ: Подождите!
Фея: Что случилось?
Скрипичный ключ: Ведь Ваня так и не попросил прощения у ноток, а без них не будет музыки.
Катя: Ваня, проси прощения.
Ваня: Да не надо меня упрашивать, я уже и сам понял, что поступил очень плохо. Дорогие нотки, простите меня, пожалуйста! (Тишина)
Катя: Наверное, ноты не хотят его прощать. Ребята, давайте вместе попросим.
Дети: Пожалуйста! Пожалуйста! Пожалуйста!
Зазвучала музыка Сен-Санс «Лебедь». [слайды №№21, 22, 23, 24]
Фея: (тихо) Ребята, а вы не забывайте, что у вас дипломы слушателей музыки, и вы знаете, как надо себя вести.
Скрипичный ключ: Ну вот, мы и выполнили свою миссию.
Фея: Звуки – нотки больше не сердятся на Ваню. Все стало на свои места.
Катя: А мы с ребятами узнали много интересного. Ребята, о чем мы узнали.
Дети: О звуках шумовых и музыкальных, о композиторах, исполнителях, слушателях, получили дипломы слушателей, узнали, как выглядят ноты, где они живут. Познакомились со скрипичным ключом.
Фея и Скрипичный ключ: И нам пора назад в свою страну. До свидания ребята!
Учитель: Ребята, вам понравился сегодняшний урок?
Дети: Да, понравился.
Учитель: Тогда мы встретимся с вами на следующем уроке. До свидания.