Реализация регионального компонента обучения на элективных курсах по английскому языку в профильных классах

Разделы: Иностранные языки


Главной задачей обучения иностранным языкам на завершающем этапе обучения по-прежнему остается коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры. Однако, переход школы на профильное обучение требует обратить особое внимание на всестороннюю подготовку учащихся по английскому языку: отрабатывать стратегию выполнения тестовых заданий, включать в практику запись устной речи учащихся на магнитофон с последующим прослушиванием и анализом, развивать умение укладываться в регламент, чтобы уровень знаний выпускника соответствовал требованиям итоговой аттестации по английскому языку. ЕГЭ по английскому языку охватывает контроль аудирования, чтения, лексики, грамматики, письменной и устной речи. На момент перехода в 11 класс все эти виды речевой деятельности уже сформированы, и теперь остается лишь систематизировать и усовершенствовать полученные знания.

Для реализации регионального компонента обучения, а именно, формирования коммуникативной компетенции учащихся через расширение лингвистического кругозора о родном крае, был разработан элективный курс для старших классов "Развитие туризма на Камчатке", позволяющий учащимся удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзамену по английскому языку. Элективный курс состоит из двух разделов и развивает содержание базисных (УМК Кузовлев В. П. "English - 8", темы "My native town", "Holidays are for travelling", "International tourism" и "English - 10-11", тема "The best of all possible worlds") изучение которых в школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. В рамках курса учащиеся смогут сформировать и усовершенствовать лексико-грамматические навыки; отработать основные виды речевой деятельности (аудирование, чтение, устную и письменную речь); расширить кругозор посредством получения новых знаний о родном крае; повысить интерес к изучению английского языка.

Ведущими аспектами элективного курса "Развитие туризма на Камчатке" являются познавательный, учебный, воспитательный и валеологический.

Познавательный аспект призван расширить знания о родном крае. На уроках английского языка учащиеся уже получили определенный набор лексических единиц, грамматических навыков, умений работать с географической картой (в рамках изучения материала о Великобритании, США). В течение нескольких лет ребята изучали иноязычную культуру, что, безусловно, позволило им более глубоко осознать свою родную. Туристическое направление - одно из наиболее перспективных в настоящее время на Камчатке. Возможно, информация, полученная на занятиях, поможет выпускникам определиться с выбором профессии. Познавательный аспект способствует созданию мотивации в изучении иностранного языка. Наиболее продуктивным методом обучения является сочетание вербального канала получения информации с визуальным, поэтому задания снабжены зрительной наглядностью (карты, рисунки, фотографии, рекламные объявления). В данный курс вошли материалы о географическом положении Камчатки, флоре и фауне региона, а также информация для иностранцев о необходимых документах для отдыха, особенностях климата и достопримечательностях нашего края.

Учебный аспект, ориентированный на контрольные измерительные материалы ЕГЭ, тесно переплетается с познавательным. На основе теоретического материала о Камчатке составлены тестовые задания по аудированию, чтению, словообразованию, грамматике, предложены темы для устной беседы и письменной работы.

Материал элективного курса направлен на усвоение общечеловеческих ценностей. Основным направлением воспитательного аспекта является формирование уважительного отношения к родному краю, бережного отношения к природе, чувства патриотизма и желания достойно представлять свою родину.

Валеологический аспект курса направлен на формирование личности, которая обладала бы развиваемыми качествами - стремлением к заботе о своем здоровье и умением вести здоровый образ жизни. Разработанные уроки отвечают основным требованиям здоровьесбережения - осуществлять личностноориентированный подход; развивать мышление, а не напрягать память; создавать положительный эмоциональный фон занятия. Дети не устали, учитель не устал - значит урок построен правильно!

Элективный курс предполагает использование новых интересных форм учебных занятий: лексико-грамматические мастерские; круглый стол; совет экскурсоводов (журналистов, переводчиков и т. д.); ролевая игра; проектно-исследовательская мастерская по созданию презентаций; творческая мастерская. По окончании изучения курса "Развитие туризма на Камчатке" учащиеся на английском языке смогут рассказывать о географическом положении, климате, биоразнообразии, природных парках, проблемах экологии и достопримечательностях родного края; составлять план экскурсии по городу; выполнять творческие работы в жанре эссе; выполнять тестовые задания трех уровней сложности; самостоятельно создавать презентацию исследовательского проекта.

Итак, работа учащихся будет успешной, если учитель удачно определит приемы обучения и разработает новые интересные формы учебных занятий, сумеет решить учебно-воспитательные задачи и вовлечет школьников в участие в занимательных мероприятиях.

В качестве примера приведем серию учебных занятий (3 часа) "Совет экскурсоводов", объединенных общей целью: изучение нового материала об административном центре Камчатского края, городе Петропавловске-Камчатском, закрепление и применение полученных знаний в различных видах речевой деятельности.

Практические задачи: пополнить словарный запас учащихся; формировать умение самостоятельно семантизировать незнакомую лексику по контексту; формировать умение работать с рекламными объявлениями, вырезками из газет, картой города, составленной на английском языке; развивать устную монологическую и диалогическую речь посредством ролевых игр; развивать воображение и творческие способности; совершенствовать навыки аудирования ,чтения, письменной речи, отработать стратегию выполнения тестовых заданий.

Основные формы работы: исследование, работа с картой города, накопление информации, беседа, ролевая игра, составление плана экскурсии, творческая мастерская.

Виды деятельности: аудирование иноязычного текста, чтение (работа с газетными рекламными объявлениями, работа с текстом), выполнение тестовых заданий на закрепление, диалог, письменное высказывание, самостоятельная работа.

Оснащение: наглядный материал (иллюстрации, карта, газетные объявления), ТСО, дидактические карточки I - VIII, значки travel agent, visitor, guide, tourist.

Виды заданий

Аудирование: listen to the general information about Petropavlovsk-Kamchatsky, and decide whether the information given in the card is true or false.

Текст для аудирования:

Petropavlovsk-Kamchatsky was founded in 1740 by Vitus Bering as a small settlement on the shores of the Harbour of Saint Apostles Peter and Paul named after the 2nd Kamchatka expedition. Then the settlement grew into the capital of the peninsular. Now the population of the city is over 300,000 people. Petropavlovsk with the monument to Vitus Bering in the center has become an important port, a centre of industry and science of Kamchatka. Its location is very picturesque: along the coast of Avacha Bay with the view of volcanoes - Koryaksky and Avachinsky. Petropavlovsk is the location of several scientific institutes. The Institute of Volcanology researches Kamchatka's volcanoes, the scientists co-operate with the American, Japanese and other international experts. The Russian Academy of Sciences Institute of Ecology and the Kamchatka Scientific Institute for Fisheries and Oceanography research flora, fauna and the marine environment of our region and surrounding waters. The tourists come to Kamchatka to get out in nature, hotels, restaurants, shops, historical excursions, so the service in the city is becoming more and more close to the international standards.

Card I. True or false?
1. Petropavlovsk-Kamchatsky is 100 years old.
2. In the centre of the city there is a monument to its founder.
3. Petropavlovsk is located along the coast of Avacha Bay with the view of volcanoes.
4. The volcanoes in Kamchatka are not researched.
5. The scientists of Petropavlovsk co-operate with the international experts in questions of volcanology.

Now, listen to the information again and fill in the blanks:

Card II. Write down the missing information (it can be a word, a word-combination, a name, a number, etc.)
1. Petropavlovsk-Kamchatsky was founded in __________ by Vitus Bering.
2. The __________of the city is over 300,000 people.
3. Petropavlovsk has become a centre of Kamchatka's industry and science, the city is also an important __________.
4. The Institute of Volcanology researches Kamchatka's ____________.
5. The Kamchatka Scientific Institute for Fisheries and Oceanography researches the marine environment, fauna and ________.
6. The city is becoming more and more close to ____________.

Работа с текстами газетных объявлений (см. Приложение 1):

There are a lot of companies in Petropavlovsk-Kamchatsky which offer tourists different services. Examine the ads. Read the information and think where you can find the answer to these questions. Match the question and the text. Be attentive, there is one extra text.

Card III. Which advertisement offers...
1..To keep in memory everything you'd seen?
2. Unforgettable sea voyages?
3. To feel yourself comfortable in good clothes?
4. Individual tours?
5. All types of tourism service?

Изучение карты города (см. Приложение 2):

Examine the map of the central part of Petropavlovsk and name:
- the most famous streets
- historical monuments and their location

Card IV. Look at the map and answer the questions:
-What historical monuments are located in Petropavlovsk?
-What streets of Petropavlovsk are historically famous? Why?
-Have you ever been to these historical places?
-What monuments have you already seen?

Чтение:

Well, read the texts (A-F) and do the task. Match the question and the text. Be attentive, there is one extra text!

Тексты для чтения:

A) On Nikolskaya Hill there is a high cast iron monument erected in 1882 to honour those people who died in Anglo-French war in August of 1854. It is called "The Glory Monument".

B) Kamchatka State Unified Museum, known as the regional museum, has historical, natural history, and cultural exhibitions. It is now situated in the restored building of Kamchatka's last tsarist governor.

C) Vitus Bering Monument is located between Sovetskaya and Leninskaya Streets. Vitus Bering commanded the 1st and the 2nd Kamchatka Expeditions and died in winter of 1741 on Bering Island when he was returning to Kamchatka from Alyaska. The installation date of the monument isn't known but historically proved that it was delivered to Petropavlovsk sometime from 1823 - 1826.

D) The memorial complex to honour those who died in Anglo-French war in 1854 is located just up Leninskaya Street on the slope of Nikolskaya Hill. It is devoted to 35 Russian and 38 French and English sailors. The monument was built in 1912.

E) Art Gallery, filial of Kamchatka State Unified Museum, is located in Leninskaya Street. Here you can see original artwork and traditional crafts. There is a shop where you can buy souvenirs.

F) Kuril Islands Monument honors the return of the Kuril Islands to Russia after they had been lost to Japan in the 1904-1905 Russo-Japanese War. The monument
was founded in 1946 to honour the victory and those who gave their lives for it.

Card V. Which monument in Petropavlovsk-Kamchatsky...
1. Honors the return of the Kuril islands to Russia?
2. Is the part of Kamchatka State Unified Museum?
3. Was built in the 19th century to honour the sailors died in the Anglo-French War?
4. Has unknown installation date?
5. Has now a new name and is located in a restored building?

Составление диалогов:

Well, let's work in pairs. Choose one of the cards (VI or VII), you have 2 minutes to think over the task.

Card VI. You are going to show the city to your friend.
Ask about:
-places to visit
-kind of transport
-traveling time
-the place of having dinner, etc.
You begin the conversation. Remember to:
-revise the information about monuments and historical places
-be polite
-answer the questions of your friend   

 

Card VII. Your teacher told to make a report about historical places of Petropavlovsk. You and your classmate decided to go to the library to get ready for the lesson. Discuss what monument to tell about:
The Glory Monument    Vitus Bering Monument
Kamchatka State Unified Museum    Kuril Islands Monument
You begin the conversation. Remember to:
- be active and polite
- agree or disagree with your classmate
- give reasons
- come to an agreement   

Now it's time to act the dialogues. Who wants to begin?...

Ролевая игра (см. Приложение 3):

- Now, pretend you are in the travel agency. Take the badges. Who wants to be the visitor / travel agent? Play out the situation: "A visitor comes to the office to book a historical tour of Petropavlovsk." Think what questions to ask / how to answer.
- Very nice, thank you. And now, one more situation: act out the conversation of a tourist and a guide during the excursion. Use the badges.

Самостоятельная письменная работа:

Card VIII. Writing
What would you show to your foreign friends in Petropavlovsk?

Your friend Mary sent you a letter in which she wrote about her family dream to visit Kamchatka. Write an answer to Mary's letter. Invite her to visit your place and make up a plan of your excursion to historical Petropavlovsk.
(100-140 words, 30 min)

Итак, профильное обучение требует от учителя внедрения новых интересных форм работы. Элективные курсы на данном этапе помогают расширить знания по базисным дисциплинам, изучение которых в школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет учащимся удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзаменам.
Вряд ли найдется учитель, который не находился бы в постоянном творческом поиске, ведь это является первым признаком профессиональной добросовестности и долга. На такого учителя и рассчитана эта статья. Она - призыв сделать наши уроки интересными, красивыми, эмоциональными, эффективными! "Каждый урок, - писал Е. И. Пассов*, - должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Давайте же дарить нашим детям как можно больше таких подарков!"

Приложение 4

Приложение 5

Опорные фразы для ролевой игры:

Excuse me, can I have your attention, please? My name is Maria Petrova, and I'd like to give you some information about tomorrow's city tour and also give you an idea of the time.
Well, the bus will be waiting for us the hotel entrance at 11 a.m. First of all, we'll be visiting some of the most famous historical places of Petropavlovk-Kamchatsky. Our first stop will be at the monument to the founder of this wonderful city - Vitus Bering - which was built in the 19th century. You'll have 20 minutes to walk around and see some more monuments to famous navigators. Not far from the Vitus Bering monument is the Art Gallery, and it'll be our second stop. After 40 minute visit to the Gallery we'll have lunch. Then you are invited to go to the city center - the Teatralnaya Square where we are going to walk along the Avacha Bay coast and have a look at the picturesque scenery of Kultuchnoe Lake. You will have an hour to go around.
And of course, we'll have some time to go shopping! There are a lot of souvenirs sold.
We'll be leaving for the hotel at about 3 p.m. Any questions?

* В приложениях 1, 2 использованы материалы книги Martha Madsen, Yegor Shuvayev "Kamchatka's 2004 Tourism and Visitor Guide", Kamchatsky Pechatny Dvor, 2004, - стр. 11,16