Лаборатория проектирования как возможность создания принципов устройства развивающейся образовательной среды

Разделы: Общепедагогические технологии


Лаборатория проектирования.

/проект/

Цель проекта: Образовательная технология проектной деятельности в условиях информационной среды.

Инновационность образовательной деятельности заключается в следующем:

  • моделирование содержания учебно-проектной деятельности образовательных субъектов,
  • выявление и изучение принципов ее построения в условиях перехода ОУ к профильному как информационно-технологическому,
  • определение качественно новых целей и задач образовательной деятельности для удовлетворения требованиям конкурентоспособности образовательной системы.

Предполагаемый результат:

  • получение оптимальной модели учебного процесса в условиях информационных технологий;
  • наполнение методического содержания:
  • программами,
  • дидактическими материалами,
  • материалом научного осмысления.

Реалистичность и реализуемость предлагаемого проекта подтверждается следующим:

  • наличие проблем в области педагогических технологий в условиях информационной среды;
  • востребованность ОУ опыта проектной деятельности для решения указанной проблемы;
  • компетентной группы педагогов-дизайнеров и научного руководителя;
  • опыта моделирования предметного содержания проектной деятельности образовательных субъектов и ее управлением;
  • положительной оценки проектно-образовательной деятельности: научные публикации, выступления на научно-практических конференциях МАГУ – технологический факультет, ДКГ, школы города:
  • готовность и желание команды реализовывать данный проект.

Состав группы:

  • учащиеся
  • научный руководитель
  • куратор по ИТ
  • руководитель по реализации проекта
  • педагоги
  • аведующий кафедрой дизайна

Виды деятельности:

проектные

  • определение рабочей гипотезы, приводящей к новому качеству образования/средствами математического дизайна/
  • результат - содержание проектных заданий для образовательных субъектов, способ их реализации, программа, планирование;

исследовательские

  • определение особенностей принципов строения проектно-образовательной деятельности в условиях профильного обучения информационно-технологического
  • результат – обоснование результатов реализации учебной программы

образовательные

  • апробация в учебно-образовательном процессе приемов, техник, создания содержания учебного материала, влияющих и изменяющих качество образования в условиях информационных технологий.
  • результат – проверка гипотезы.

Необходимые ресурсы:

Доступ.

  • интернет-образовательным ресурсам,
  • научным публикациям,
  • участиям в научно- -практических конференциях,
  • получению экспертной оценки,
  • кадровое обеспечение,
  • материально-техническое,
  • создание благотворной среды для образовательной деятельности в научно-исследовательском режиме.

Программа реализации проекта.

Построение мониторинговой системы.

Этапы Названия и содержание деятельности Результаты
1 этап Презентация проектной идеи

Формирование экспертной группы; построение критериев оценки результатов; отбор средств и способов оценки, будущих результатов реализации проекта с точки зрения психологов, педагогов и т.д.

-схема управления реализацией проекта;

-способы оформления и представления промежуточных результатов;

- способы получения экспертной оценки деятельности.

2 этап Отбор и оформление материалов.

Рефлексивный анализ результатов реализации учебной программы; соотнесение с предполагаемыми результатами; определение методов подтверждения гипотезы; научное обоснование; определение способов представления результатов исследовательской деятельности.

Описание или графическая иллюстрация механизма и принципов отслеживания результатов реализации проекта.
3 этап Презентация результатов реализации проекта.

Оформление результатов реализации проекта; проект образовательных условий для достижения предполагаемых качественных изменений в ОУ; оформление концептуальной идеи.

Описание или графическая иллюстрация механизма внедрения инновации в учебный процесс ОУ; получение экспертной оценки.
4 этап Отбор и оформление материалов для создания содержания учебной программы

Построение целей и задач, разделов программы, обеспечение ее соответствующим методическим материалом на основе экспертной оценки.

Содержание УМК по предмету.
5 этап Презентация проекта
  • программ;
  • методических рекомендаций;
  • сборника упражнений;
  • тестов, практических работ;
  • представление модели развития предмета /математический дизайн и информационные технологии/.
Экспертная оценка для внедрения, доработки

Математический дизайн.

Программа предназначена для учащихся специализированных классов /информационно-технологический профиль/ и представляет одно из направлений в системе дисциплин по основам дизайна. Программа рассчитана на 3 года (9-11 классы).

Цель курса: способствовать формированию представления о проектной деятельности и обретению практического опыта в познании механизма создания принципиально нового художественно-математическими средствами.

Задачи данного курса:

  1. подготовить мыслительный аппарат учащихся к пониманию процесса проектирования на профессиональном уровне;
  2. учить создавать механизм управления своей фантазией в процессе проектирования;
  3. формировать желание и развивать потребность в проектно-творческой деятельности как дальнейшей профессиональной деятельности.

В процессе обучения учащиеся овладевают умениями и навыками:

  • выстраивать и обосновывать собственную точку зрения в процессе работы над проектом;
  • планировать и распределять работу над проектом;
  • оценивать свою проектную деятельность;
  • ставить для себя образовательные цели.

Обретают понимание механизма и опыт создания принципиально нового.

Познают историю возникновения и развития дизайна.

Формируют представление о дизайнерской деятельности в избранном направлении.

Выявляют и применяют математические методы в процессе проектирования.

Осваивают выявленные принципы проектной деятельности и выразительные художественно-математические средства, используя компьютерные технологии.

Математический дизайн /первый год обучения/ 35 учебных часов.

Математический дизайн и его роль в процессе создания принципиально нового.

№ темы название темы предполагаемый результат количество часов
№1 Приемы и способы преобразования информации. Обретение практических навыков преобразования текста в абстрактную графику. Определение требований к абстрактно-графическому образу некоторой информации. 3
№2 Особенности абстрактной композиции как одной из форм представления информации. Изучение и описание признаков принципиально новой деятельности в искусстве XIX-XX века; причины возникновения дизайна. Обретение практического опыта создания своих приемов, правил, техник построения соответствия графического образа и его названия. 3
№3 Роль абстрактной композиции при создании принципиально нового. Понимание того, что авангардистское движение в искусстве является отражением научно-промышленной революции и нового мировоззрения.

Обретение практического опыта преобразования большого объема информации в графические образы-модели.

3
№4 Моделирование принципов создания нового из собственного опыта. Описание своих приемов при создании абстрактной композиции как образа некоторого качества. Графическое иллюстрирование – модель.

Описание своих шагов при работе над идеей, содержанием наиболее удачных своих графических работ. Графическое иллюстрирование-модель.

Описание графических приемов, техник, с помощью которых удалось наиболее точно выразить главную мысль.

Графические иллюстрации этого текста.

4
№5 Определение наиболее трудной части своей работы, формирование цели и задач своего дальнейшего обучения. Соотнесение своего опыта с теоретическими положениями ученых, известных дизайнеров, педагогов в области дизайна и математического моделирования. Выводы.

Определение и описание причин трудностей при создании графических работ. Выводы.

Определение путей решения проблем. Планирование последовательности изучения соответствующих учебных материалов.

3
№6 Моделирование как способ познания. Определение способов, приемов преобразования художественного текста в модель.

Определение принципов построения моделей художественно-математическими средствами.

Упражнения на построение моделей противоположностей художественно-математическими средствами.

3
№7 Графические модели в процессе научных открытий. Модели мироздания в последовательности их преобразований. Знакомство с примерами использования художественно-математических средств для описания некоторой научной теории. Выявление роли и значимости моделирования при создании принципиально нового.

Изучение художественно- математические средства в образцах рекламного дизайна. Определение значимости моделирования в процессе создания рекламного продукта.

3
№8 Математические методы в художественном проектировании. Выявление отличий математики и математического дизайна

Описание своего понимания математического дизайна и роли математического моделирования при создании принципиально нового из собственного опыта, соотнесенного с некоторым изученным опытом профессионалов. Выводы, графические иллюстрации к тексту для представления в журнале “Акварель”.

3
№9 Оформление материала для научно-практической конференции и странички будущего учебного пособия Краткое изложение выбранного вопроса своего исследования.

Описание результата интеграция своего опыта, и научных теоретических знаний избранного вопроса.

Оформление статьи для научно-практической конференции, журнала “Акварель”.

3
№10 Окончательный вариант страниц своего учебного пособия. Компьютерное оформление в различных вариантах. 3
№11 Работа над другими проектами для возможного участия в различных конкурсах./“Зеленый остров”, “Подводные фантазии”, “Родной край” и т.д./ Обретение опыта преставления результатов своей деятельности. 4
№12 Защита проектов. Материал для различных выставок, методическое пособие для педагога.

2

Математический дизайн /второй год обучения/35 учебных часов

Математическое моделирование в различных сферах дизайнерской деятельности

№ темы Название темы Предполагаемый результат Количество часов
 

Математические методы в проектировании одежды и аксессуаров.

   
№1 Познание принципов моделирования одежды и аксессуаров на примере создания своей коллекции по выбранной теме. Способ выявления общих принципов. 3
№2 Роль математического моделирования для создания определенного образа. Механизм создания модели образа. 3
№3 Приемы и техники создания художественно-математической модели особенностей отражающей название коллекции. Формирование интуитивного чувства при подборе наиболее гармоничных отношений элементов составляющих образ в готовом продукте. 2
№4 Тезисное изложение своего опыта пропущенного через соответствующие научные познания. Оформление и представление своей коллекции для выступления на научно-практической конференции.

Математические методы в проектной деятельности – область рекламы.

Коллекция, теоретический материал к страничкам будущего учебника по математическому дизайну. 2
№5 Особенности рекламного дизайна. Механизм выявления особенностей.

Знакомство с требованиями к рекламному продукту.

2
№6 Роль математического дизайна в формировании проектного образа. Графический портрет некоторого качества выбранного продукта для его рекламирования. 2
№7 Познание механизма создания рекламного продукта при создании рекламы нашего образовательного учреждения. Коллекция своих графических работ. 3
№8 Тезисное изложение своего опыта пропущенного через изучение аналогов, теоретических положений в области рекламного дизайна.

Математические методы в проектировании предметной среды.

Коллекция и теоретический материал для страниц будущего учебника и научно-практическую конференцию. 3
№9 Познание механизма построения художественно-математического образа некоторой среды на примере создания собственного проекта/проект “Зеленый остров” для организации пространства территории лицея/. Проектные предложения по организации зеленых площадок на территории лицея или в определенных местах его помещений. 3
№10 Законы восприятия, зависимость ощущений человека от места расположения объекта, его размеров, формы, цвета и окружающих других объектов. Знания некоторых теоретических положений при формировании среды. 3
№11 Описание механизма создания комфортной среды из собственного опыта соотнесенного с изученными теоретическими положениями. Материалы для научно-практической конференции и страниц будущего учебника. 3
№12 Создание презентаций по своим наработанным материалам.

Работа над текстом.

Оформление текстового материала

Оформленный материал для представления на различных конкурсах. 5
№13 Отбор лучших вариантов.   1

Математический дизайн/третий год обучения/9 учебных часов

Оформление страниц Портфолио. Раздел – математический дизайн.

№ темы Название темы Предполагаемый результат Количество часов
№1 Выявление принципов подачи содержания страниц портфолио в соответствии с целью дальнейшего образования. Обобщение и практическое применение знаний из области данного предмета. 1
№2 Определение способов и формы оформления материалов. Выбор критериев конечного результата своего проекта в соответствии с предполагаемым направлением профессиональной деятельности. 1
№3 Отбор соответствующего материала. Отбор идей, приемов и техник для получения наиболее качественного результата.

Принцип отбора.

1
№4 Разработка нескольких вариантов в соответствии с целью. Страницы портфолио. 2
№5 Отбор лучшего варианта.   1
№6 Оформление.   1
№7 Оформление научного текста для преставления его на научно-практической конференции.  

Материалы для участия в конкурсах, научно-практической конференции.

2