Открытый урок по технологии в 8-м классе по теме "Вязание спицами жилета"

Разделы: Технология


ЦЕЛЬ ОТКРЫТОГО УРОКА:

Показ возможных приемов развития психических познавательных процессов на уроке вязания спицами.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить учащихся с различными видами ажурного вязания.

2. Научить вязать спицами по схеме.

3. Воспитывать аккуратность, внимательность.

4. Развивать познавательные процессы, речь, эстетический вкус, мелкую моторику рук.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- магнитная доска;

- карточка с анаграммой Я Н А З В Е И;

- карточки со словами КРЮЧОК, СПИЦЫ;

- карточки со слогами ОБ, РА, ЗЕЦ;

- таблица с эскизами жилетов, эскизы жилетов на карточках;

- план для описания модели жилета;

- карточки-задания;

- схемы вязания спицами различных ажуров;

- рисунок бабушки-вязальщицы;

- листы клетчатой бумаги;

СЛОВАРЬ: раппорт, четные, лицевые, накид, протяжка, ажур.

ЛИТЕРАТУРА:

- учебник “Технология” для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. Симоненко В.Д. М. “Вентана-Граф”,200;

- журналы мод.

ХОД УРОКА.

I.Организационная часть.

II. Сообщение темы и цели урока.

Чтобы узнать тему урока, прочтите анаграмму: Я Н А З В Е И (вязание). Это первое слово темы. Чтоб узнать второе слово, поработайте с карточками (на карточках слова КРЮЧОК, СПИЦЫ). Расскажи все о предмете, не называя его, так, чтоб все поняли, что это за предмет.

(Дети могут привести следующие определения: инструмент для вязания, состоящий из двух палочек, соединенных между собой леской - круговые спицы, инструмент для вязания, похожий на спицу, один конец которой загнут - крючок).

Итак, вы знаете, что существует 2 основных инструмента для вязания: крючок и спицы.

Тема урока: ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ. Запишите тему в тетради. В этом году вы будете вязать спицами жилет. Сегодня вы узнаете больше о вязании спицами. На практической работе вы научитесь вязать по схеме и свяжите образец ажурного узора.

III. Изучение нового материала.

  1. Из истории вязания (сообщение одной из учениц).
  2. Скажите, кто это…
  3. Человек, который вяжет (вязальщица)

  4. Посмотрите, перед вами 2 картинки. Кто на них изображен? Правильно, бабушка-вязальщица, посмотрите внимательно на эти картинки и найдите отличия.
  5. А теперь послушайте и ответьте, правильны ли мои умозаключения:
  6. - Все в 6 классе умеют вязать лицевые петли. Оля ученица 6 класса, значит, она умеет вязать лицевые петли.

    - Все девочки нашей школы учатся вязать спицами. Иванова учится вязать спицами, значит она ученица нашей школы.

  7. Значение вязания в жизни (сообщение одной из учениц).
  8. Мебель, посуда, ткани, одежда - все это не только служит нам, но влияет на наше настроение, наш вкус. Поэтому все мы хотим украсить свой дом красивыми вещами. Одним из способов украшения вещей является вязание. Вязание – это древнейший вид декоративно-прикладного искусства. Какие же изделия могут быть изготовлены в этой технике? Занавески на окна, наволочки на диванные подушки и покрывала на кровати, диваны, кресла, коврики и панно, столовое белье, салфетки, сувениры, аксессуары (сумки, перчатки, шарфы…) и, конечно же, одежда. Головные уборы, обувь, зимняя и летняя, поясная и плечевая одежда (свитера, платья, жакеты, жилеты).

  9. История жилета (сообщение одной из учениц).
  10. Жилет появился в 18 веке в мужском костюме. Обычно жилеты делали из белого шелка и украшали ручной вышивкой в виде гирлянд из роз, гвоздик, незабудок. В 19 веке происходит упрощение мужского костюма. Красота и изящество его теперь зависят не только от дорогих украшений и тканей, но и от мастерства портного. Обычно мужской костюм состоял из темного фрака, светлых панталон и светлого двубортного жилета из другой ткани. Иногда носили два жилета разных цветов, например, из белого пике и бархатный.

    Выбор жилета определял и характер костюма – парадного или повседневного.

    Во второй половине 19 века в мужском костюме появился пиджак, который занимает место повседневной одежды. И теперь пиджак вместе с брюками и жилетом создали классическую триаду – один из основных видов как мужской, так и женской одежды.

  11. Посмотрите на таблицу с эскизами жилетов Приложение1. Постарайтесь запомнить ее.
  12. А теперь разложите отдельные эскизы так, как они были расположены в таблице.

  13. Попробуйте разложить эти эскизы на группы, классифицировать (шитые, вязаные, спицами, вязаные крючком). По какому признаку их классифицировали? А можно ли было произвести такую классификацию: пестрые, шитые, для взрослых...? Почему нет? Важно проводить классификацию по одному основанию.
  14. Украсьте слово ЖИЛЕТ - подберите к нему различные прилагательные.
  15. (Новый, вязаный, голубой, маленький, красивый, ажурный, шерстяной…)

  16. Составьте описание жилета по плану (девочкам даются эскизы различных жилетов и план описания). Приложение2.
  17. Два человека работают по карточкам.
  18. Карточка №1. В буквенном тексте, найди спрятанные слова и исключи лишнее.

    Карточка №2. Анализ отношений. Пинетки – крючок,

    Жилет – ажурный, нитки, одежда, спицы, девочка.

  19. Пока девочки работают по карточкам, проверим вашу память. Я назову 10 слов, а вы постарайтесь их запомнить и назвать их в любом порядке:
  20. кромочная, лицевая, накид, изнаночная, протяжка, спицы, вязание, образец, схема, жилет.

    Проверим, как вы запомнили эти слова.

  21. Проверка ответов по карточкам.
  22. Карточка №2 (жилет – спицы),

    Карточка №1 (Накид, лицевая, столбик, изнаночная, кромочная; лишнее слово - столбик).

  23. А теперь назовите как можно больше слов по теме “Вязание”.
  24. Сейчас я буду диктовать слова, а вы, чтобы их запомнить, рисуйте любые значки (нельзя лишь использовать буквы), а затем попробуете повторить эти слова, глядя на свои записи. (Под диктовку записывается схема любым способом, кто как может и по своей схеме повторяет рисунок):
  25. Кромочная, две лицевых, изнаночная, накид, две вместе, изнаночная, две лицевых, кромочная.

    У вас получилась схема вязания. В книгах и журналах по вязанию также используются схемы. Чтобы их записать, используют различные геометрические фигуры. Какие? (квадрат, круг, треугольник).

  26. Рассмотрите схемы. Найдите одинаковые. Правильно, это схемы №1 и №6.
  27. А теперь, сравните схемы (№3 и №4) и найдите отличия.
  28. Сейчас я продиктую вам один ряд схемы, а вы постарайтесь представить, какой получится рисунок (диктуется схема):
  29. - лицевая, изнаночная, лицевая, изнаночная, … (резинка 1 на 1)

    - две лицевых, две изнаночных, две лицевых, две изнаночных, … (резинка 2 на 2)

  30. Работа по карточкам.
  31. Карточка №3. Вставь недостающие в описании слова, в соответствии со схемой.

    Карточка №4. Переставь этапы вязания в соответствии со схемой.

    Карточка №5. Исправь нарушенную последовательность изготовления жилета.

  32. Пока девочки работают по карточкам, составьте слово из частей.
  33. РА, ЗЕЦ, ОБ (образец)

  34. Представьте, что вы вяжете образец, и обнаруживаете, что уменьшилось количество петель.
  35. Найдите возможную причину.

  36. Представьте, что будет, если после каждой петли вязать накид.
  37. Проверка карточек.
  38. Карточка №3. (1 лицевая, накид, 2 вместе, 2 вместе, накид, 2 лицевых, 1 лицевая)

    Карточка №4. (2,1,4,3)

    Карточка №5. (7,3,6,2,1,4,5,8,9)

  39. Назовите все глаголы, составляющие понятие ВЯЗАТЬ. (Брать, набирать, снимать, вдевать, захватить, вытянуть, снять…)

IV. Практическая работа.

  1. Попробуем сейчас связать под диктовку образец. Но прежде вспомним правила техники безопасности.
  2. Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.

    И в каждом деле соблюдать законы безопасности.

    Храните спицы в коробке. Запрещается брать спицы в рот, вкалывать в одежду, мягкие предметы. Во время работы не вертитесь, поворачиваясь к соседу, опускайте спицы вниз или вкалывайте в клубок. Закончив работу, уберите спицы в коробку или вколите в изделие. Хорошо, если у спиц есть колпачки из резины.

    Для ножниц есть закон простой:
    Ты для начала их закрой.
    И лезвиями от себя
    Всегда клади, себя щадя.
    Подруге захочешь ты их передать,
    Колечки вперед не забудь ей подать.

  3. Проверьте свой глазомер, отмерьте нить в 15 см. А теперь проверьте с помощью линейки.
  4. А теперь вяжем под диктовку. Я диктую первый ряд, а вы вяжете.
  5. Продиктуй второй (изнаночный) ряд (по рисунку).
  6. Индивидуальный выбор рисунков для жилетов и вязание образцов.

Сейчас я раздам вам журналы. В них много разнообразных моделей свитеров и жилетов. Каждая из вас выберет рисунок для вязания своего жилета. А затем, пользуясь схемой (или описанием) вы свяжете образец этого рисунка. Он также пригодится вам для расчета количества петель.

V. Подведение итогов урока, домашнее задание, организация на перемену.

Приложение3.