Управление профессиональным ростом педагогов в условиях модернизации

Разделы: Администрирование школы


Система повышения квалификации педагогов отличается от других образовательных систем. Она имеет другие цели, объекты обучения, функции, содержание и результаты. Эффективная, предупреждающая система оправдывает ожидания учителя в преодолении кризиса компетентности и способствует подготовке педагогических кадров для работы в новых условиях.

Новые условия – это переход к предпрофильному и профильному образованию, введение национально-регионального компонента, всеобщая информатизация общества – повлияли на качественную и количественную сторону предметного образования, а также предъявили другие требования к его технологической составляющей.

Поэтому задача научно-методического комплекса школы состоит в том, чтобы правильно выбрать компоненты системы повышения профессионального мастерства, уточнить их место и роль, выбрать оптимальные способы взаимодействия материально-технического и организационно-педагогического обеспечения ее функционирования и развития.

Необходимо построить модель, отражающую следующие аспекты:

  1. Деятельностный (мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты);
  2. Содержательный (методическая, научно-теоретическая, психолого-педагогическая подготовка, создание условий для применения знаний на практике).
  3. Управленческий (анализ, планирование, организация, контроль, диагностирование).

Системообразующим элементом у нас в школе выступает самообразовательная деятельность учителя, которая является формой проявления его познавательной активности, его сознательного развития. И хотя самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, которое влечет за собой волевое и нравственное самосовершенствование, нельзя не отметить роль управленческого аспекта в его эффективности. Мы анализируем индивидуальные запросы и потребности учителя, его интересы, увлечения, способности, объективность самооценки и адекватность ее восприятия коллегами. На основании этого составляем диагностическую карту педагога, которая включает в себя формы и содержание самообразовательной деятельности по преодолению его профессиональных затруднений.

В соответствии с индивидуальными запросами формулируем индивидуальные цели, формы, методы, содержание работы по повышению квалификации, формируем группы слушателей различных курсов, временные творческие коллективы, определяем коллективные и индивидуальные формы оказания помощи для устранения выявленных затруднений. Деятельность учителя в аспекте повышения профессионализма и ее результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Деятельность учителя в аспекте повышения профессионализма и ее результаты

Учитель как субъект самообразовательного процесса
Индивидуальная образовательная деятельность Коллективная образовательная деятельность Курсовая переподготовка
Изучение и использование передового педагогического опыта Мониторинг собственной педагогической деятельности Самоанализ, рефлексия Деятельность в профессиональном информационном пространстве Совещания Круглые столы Конференции Педагогические советы Творческие группы ИНК ФПУК ЦРО Интернет-центр

Виды деятельности:

  • Выступления по обмену опытом;
  • Печатное обобщение своего опыта;
  • Написание рефератов;
  • Написание статей;
  • Создание образовательных программ;
  • Создание проектов;
  • Конструирование методических и дидактических систем

Результаты:

  • Изменение самосознания;
  • Повышение продуктивности;
  • Удовлетворенность;
  • Ориентирование на успех;
  • Легкость адаптации в изменяющихся условиях

Анализ общешкольных проблем и затруднений в работе учителей высвечивает главные из них, на основе которых определяется общешкольная тема педагогического исследования. Каждое предметное объединение учителей занимается разработкой этой темы в аспекте проблем своего предмета, а более конкретные вопросы являются сферой исследования отдельных учителей. Такой подход позволяет поставить каждого учителя в активную позицию, обеспечить его личный профессиональный рост и причастность к качественным изменениям, которые происходят в школе. Общая идея сплачивает людей, формирует понимание необходимости сотрудничества, партнерства, взаимного доверия, открытости, взаимопомощи, так как результат работы школы складывается из успехов каждого учителя.

Традиционно в школе работает несколько творческих групп по исследованию педагогических проблем. Коллектив единомышленников по разработке проблемы формируется разными путями:

- предлагается тема исследования для решения проблемы, которая вытекает из анализа педагогической деятельности образовательного учреждения и такой группой, как правило, руководит заместитель директора по УВР или методист;

- отдельные учителя предлагают исследование личных затруднений, всегда находится группа педагогов, заинтересованных в разработке темы, и в этом случае творческой группой руководит инициатор действия.

Через работу творческих групп успешно исследуются и решаются самые разные проблемы, которые возникают в образовательном и воспитательном процессе. В таблице 2 освещены вопросы, одним из способов решения которых было исследование в творческой группе.

Приложение 2

Проблема Тема исследования творческой группы
Взаимоотношение субъектов образовательного процесса не всегда соответствуют новой образовательной парадигме. Толерантность в коммуникациях. Управление конфликтами, как способ формирования эффективных партнерских отношений.
Наставничество, как форма взаимодействия школы со студентами-практикантами.
Гармония общения – залог успешности ребенка и комфортности его психологического состояния.
Формирование универсальных способностей через проектирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Выбор эффективной технологии обучения и воспитания в каждом конкретном случае. Инновационная и опытно-экспериментальная деятельность учителя
Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Взаимодействие учителя и ученика на уроке в процессе работы по технологическим картам.
Дидактические основы конструирования современного урока.
Применение компьютерного моделирования в преподавании предметов естественно-научного цикла.
Проектная деятельность как основа формирования исследовательских навыков учащихся.
Педагоги испытывают затруднения в анализе своей педагогической деятельности и проектировании профессионального развития. Проблемно-ориентированный анализ в педагогической деятельности
Снижение профессиональной активности учителей во внешкольной деятельности. Разработка и внедрение рейтинговой система в оценке профессиональной деятельности педагогов.

 Руководители творческих образований, совместно с участниками разрабатывают программы деятельности и в течение запланированного времени работают над проблемой.

Например, творческая группа учителей по разработке темы: “Применение компьютерных моделей в преподавании предметов естественно-научного цикла” работала по плану:

Сентябрь: Информационные технологии в преподавании естественных наук. Компьютерные презентации содержания.

Ноябрь: Вариативность в применении информационных технологий. Использование цифровых образовательных ресурсов и их фрагментов на уроках.

Январь: Цифровая лаборатория “Архимед” и ее возможности в организации учебной и исследовательской деятельности учащихся по химии, физике и биологии.

Апрель: Наполнение компьютерной модели соответствующим содержанием. Рефлексия. Обмен опытом.

А тему “Проблемно-ориентированный анализ в педагогической деятельности” исследовали в следующих аспектах:

  1. Теоретические основы проблемно-ориентированного анализа.
  2. Объективная информация о педагогическом процессе и ее роль в осуществлении проблемно-ориентированного анализа.
  3. Проблемно-ориентированный анализ урока.
  4. Самоанализ успешности педагогической деятельности, проектирование своей профессиональной перспективы.

В зависимости от сложности исследования творческое объединение работает от двух месяцев до двух лет, но чаще всего в течение одного учебного года. Так как педагог не может, по разным причинам, участвовать в работе всех групп, результаты их деятельности (в виде рекомендаций, проектов, разработок, презентаций и т.д.) на педагогических советах, круглых столах или совещаниях доводятся до сведения коллектива школы, а для методического кабинета оформляется методическое пособие.

Учитель – человек, который формирует будущее, поэтому свойства его личности должны опережать социальное окружение. Это возможно при осознании учителем своей социальной роли и высокой способности к саморазвитию через непрерывное самообразование. Поэтому в школе должны быть созданы условия, которые побуждают учителя к самообразованию, приучают к самоанализу и самооценке. Эти условия создаются в форме организационно-педагогических мероприятий для удовлетворения профессиональных потребностей педагогов.