"Как себя защитить". Практикум для учащихся 7-х классов

Разделы: Классное руководство


Цель: формирование социально-правовой компетенции учащихся.

Задачи:

  • познакомиться с правами ребёнка;
  • способами защиты этих прав;
  • организациями и специалистами, которые могут помочь в сложной ситуации.

Планируемый результат: учащиеся увидят необходимость ответственного поведения, будут знать, куда и к кому можно обратиться за помощью; осознают, что обращение за помощью – это не проявление слабости.

Предварительная подготовка: оформление иллюстраций к статьям Конвенции о правах ребёнка (Статья 16. Право на защиту от посягательств на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень жизни);

Приглашение специалистов: сотрудников ИДН, Службы социальной помощи молодёжи, школьного психолога, социального педагога.

Необходимое оборудование: бумага формат А3, А 4; маркеры.

План занятия:

  1. Вступительная беседа.
  2. Практическая часть – анализ предложенной ситуации (групповая работа).
  3. Представление и обсуждение результатов групповой работы.
  4. Оформление Памятки.
  5. Итоговое обсуждение занятия.

Ход занятия.

Приветствие участников и гостей практикума.

1. Вступительная беседа:

Какими правами обладает ребёнок?
Какие права ребёнка иллюстрируют данные плакаты?
Всегда ли права ребёнка соблюдаются?
Кто может нарушать права ребёнка?
Кто же поможет защитить права ребёнка?

Сегодня мы попытаемся сформулировать некоторые правила, создать памятку “Как себя защитить”.

2. Учащиеся делятся на группы и выполняют задание.

Задание для работы группы.

Проанализируйте ситуацию. Предложите свой вариант выхода из подобной ситуации.

Вопросы для анализа ситуации:

1. Назовите участников ситуации.
2. Чьи права нарушены?
3. Какие права нарушены?
4. Кто нарушал права?
5. Как можно было бы избежать этих событий: что делать (или не делать), как вести себя, к кому (или куда) обратиться?

Представьте свои ответы и аргументируйте их.

Ситуация, предлагаемая для работы.

Ольга Ивановна, мама 13-летней Ани, собираясь за покупками, обнаружила, что денег, отложенных на хозяйственные нужды, нет совсем. Пока Ольга Ивановна ждала возвращение дочери с прогулки, она вспомнила, что уж очень часто в последнее время дочь просила деньги на новые тетради, диски, журналы, подарки одноклассникам – вроде бы на обычные девчоночьи расходы. Но всё-таки… После трудного разговора Аня, расплакавшись призналась, что это она взяла деньги, чтобы отдать их однокласснице Кате и прежде Аня просила деньги не на покупки, а чтобы отдать Кате. Ольга Ивановна обратилась к родителям Кати. Состоялся ещё один тяжёлый разговор. И выяснилось, что Кате деньги нужны были для того, чтобы отдать их 15-летней соседке Светлане, которая видела, как однажды Катя пробовала курить. Светлана пригрозила рассказать родителям Кати об этом случае, если Катя не “заплатит за молчание”.

3. Группы оформляют свои ответы и представляют их на доске.

Особого внимания требуют ответы на вопрос 5. Помочь ребятам определить своё поведение может социальный педагог, школьный психолог, сотрудник ИДН.

4. После обсуждения и выступления гостей выделяются общие моменты, которые оформляются как Памятка.

КАК СЕБЯ ЗАЩИТИТЬ

НАДО ЗНАТЬ НАДО УМЕТЬ
*Я имею право на безопасность. * “Не подставлять” себя.
* Я имею право на защиту. * Сказать: “Нет!”
* Попросить помощь – не стыдно! * Обратиться за помощью.
* Куда можно обратиться за помощью и защитой.  

КТО МОЖЕТ МНЕ ПОМОЧЬ

  • родители
  • учитель
  • социальный педагог
  • директор школы
  • инспектор ИДН
  • Служба социальной помощи молодёжи “Фарватер”
  • телефон доверия милиции

5. Итоговое обсуждение:

  • Что нового узнали сегодня?
  • Чему научились?
  • Как можно использовать полученные знания?