Программа поэтического клуба "Малая Медведица" для учащихся 5–6-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цели программы.
Через знакомство с аспектами поэтического мастерства и примерами плагиата научиться самим создавать стихи, малую прозу, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации. Благодаря совместной работе с поэтами старшего поколения Стрежевого, учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.

Задачи программы.
В рамках школьного поэтического клуба хотелось бы решать две взаимосвязанные проблемы: нравственное воспитание учащихся и их литературное развитие.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

  • целостный анализ поэтического произведения:
  • умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  • постижение поэтической идеи;
  • знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Вообще, то, на что мы сегодня вышли, должно быть обязательным элементом нормально организованной работы школы, потому что дополнительно к урокам у школьников формируется интерес к предмету, расширяются и углубляются знания по предмету:

  • лучше усваивается программный материал,
  • совершенствуются навыки анализа текста,
  • расширяется лингвистический кругозор,
  • воспитывается языковое чутьё,
  • развиваются творческие способности,
  • повышается языковая культура и т. д.

Характеристика контингента обучающихся.

Участие в школьном поэтическом клубе носит добровольный характер, поэтому перед педагогом стоит задача - углублять возникший интерес ребят. Он имеет возможность предложить учащимся сложные проблемы и вопросы, в решении которых проявляется их активность, ярче выявляется личность (деятельностный и личностно-ориентированный подход).
Состав кружка, утверждённый списочно, не должен закрывать вход на занятия гостям и ученикам, предпочитающим свободное посещение, наблюдение со стороны, а не активное участие в работе.
У кого-то из детей начинается первый, у кого-то второй год обучения в поэтическом клубе. Отсеялись те дети, которые поняли, что написание стихов - это не только поиски рифмы и ритма, а нравственный каждодневный труд, поиски лирического героя и соответствующего ему лирического оформления. Поэтому в одном потоке в этом году по 15 человек, которые занимаются совершенствованием полученных навыков, пытаясь выйти на более новый качественный уровень.
В потоке обучаются учащиеся средней параллели в возрасте 10-13 лет, в основном ученики 5 "Б", 6 "Б" классов, мастер-класс совместно с педагогом проводят старшеклассники, прошедшие трёхгодичный курс обучения – выпускники 11–ых классов.

Методы и формы обучения.

Для занятий клуба характерны большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они отличаются дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников.
Ребята читают стихи, анализируют, спорят, работают ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.
Для занятий клуба характерны и особые формы работы:

  • встречи со стрежевскими поэтами и актёрами-чтецами, когда между детьми и гостями возникают контакты, способствующие возникновению задушевной беседы;
  • увлекательные тематические занятия;
  • обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
  • презентации городских и школьных сборников стихов и альманахов;
  • чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
  • выпуск поэтического листка в школьной газете "Пятачок" и литературного альманаха МОУ СОШ № 5 с периодичностью 1 раз в 2 года;
  • занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения;
  • посещение и участие в городских конкурсах, литературных вечерах и праздниках;
  • тесное сотрудничество с поэтическим клубом взрослых стрежевских поэтов «Большая медведица».

Перечень умений, навыков, получаемых учащимися
при обучении в клубе.

Фундаментом, на котором будут построены основные компоненты занятий клуба, являются знания, приобретаемые учащимися на уроках, поэтому основу участников клуба будут составлять учащиеся 5 "Б" и 6 "Б" классов, а также 11 «Б» класса. Это не означает дублирование материала уроков, а расширение и углубление школьной программы по литературе, обращение к новым для учащихся произведениям поэзии разных периодов.
Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность.
Первому потоку нужно время для адаптации, в том числе речевой, творческой. Учащимся этого возраста ещё свойственна разбросанность интересов, они хотели бы охватить всё, записаться везде.
При такой "всеядности" детей важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтение массовым формам работы, учёт индивидуальных особенностей школьников, разнообразных форм занятий, гибкость их использования.
На организационном собрании проводятся выборы старост потоков -первых помощников руководителя, редакторов, художников по иллюстрированию стихотворных текстов для газеты "Пятачок" и будущего альманаха.
В неделю в каждом потоке проводятся занятия таким образом, что тематика первого часа определена на изучение теории; второй час отводится на консультации по изученной теме, редактирование черновых вариантов поэтических произведений; третий час - на проведение мастер-класса Лапиной Л. Б., Блиновой А. Б. - стрежевских поэтов, старшеклассников или на консультации. Причём, в первом полугодии темы теоретических занятий (1 час в неделю) одинаковы для потоков, а во втором полугодии начинается углубление, специализация в соответствии с возрастом и способностями участников клуба.

Полученный результат.

В результате обучения на занятиях клуба учащиеся становятся подготовленными к участию в школьном конкурсе «Школьная звезда» в номинациях «Поэты» и «Выразительное чтение»; в городском конкурсе "Зимний сад" (декабрь - 2007 – февраль 2008), в межрегиональном конкурсе – фестивале «Устами детей говорит мир!» и в других литературных конкурсах в очной и заочной форме; к подборке публикации стихов собственного сочинения в стрежевских изданиях и томском журнале "Добрята" и «Штудия»; к созданию и выпуску школьного литературного альманаха "Третье измерение» в 2008 году.

Тематическое содержание занятий.
I полугодие.

Сентябрь - занятия № 1-4.

1. Проведение поэтических пятиминуток участниками межрегионального литературного конкурса «Устами детей говорит мир!» на уроках литературы в своих классах.
2. Вводное занятие. Знакомство "Первые шаги". Презентация программы поэтического клуба на классных часах в 5-6 классах, родительских собраниях. Заполнение анкеты.
3. Проекты названия, атрибутики, рубрик будущего альманаха
4. Сочинение стихотворений и выпуск стенгазет, посвящённых Дню рождения школы и Дню учителя в рамках литературно-музыкального вечера – встречи.

Октябрь - занятия № 5-8.

5. "О буквальном и поэтическом содержании". Краткий разбор анкет и беседа: "Какова главная примета поэзии?" Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре").
6. "Я знаю силу слов…" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Решение проблемы: как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"?
7. Встреча со стрежевскими поэтами "Это надо живым!" Чтение стихов авторами разных поколений, рассказ об истории создания произведений.
Беседа о городском альманахе "Стрежевой. 2007."
8. Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Ноябрь - занятия № 9-12.

9. "Поэзия и мы". Чтение учащимися стихов собственного сочинения. Литературная дискуссия. (О, раскройте глаза свои шире, нараспашку вниманье и слух, - это ж самое дивное в мире, чем вас жизнь одаряет вокруг!)
10. "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений Есенина, Межелайтиса, Друниной.
11. Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
12. Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева. Конкурс штампов.

Декабрь - занятия № 13-16.

13. Конкурс новогодних сказок, баллад, посланий, поздравлений, од и т. д. "Новогодний калейдоскоп".
14. "Культурный кругозор читателя и начинающего поэта". Дискуссия: "Каким должен быть читатель?" Комментированное чтение поэтических произведений: "Рязанские Мараты" Я. Смелякова, "Слушая Равеля" М. Дудина, "Параболическая баллада" А. Вознесенского.
15. Беседа под непосредственным впечатлением от прочитанного, откровенный обмен мнениями, спор, текстуальный анализ. Детальное сравнение поэтических текстов Р. Казаковой "Дураки" и Ю. Кузнецова "Атомная сказка", имеющих общую точку отсчёта - русскую народную сказку об Иванушке-дурачке.
16. Встреча с работниками ДЮБ за круглым столом. Обзор поэтических новинок.
17. Встреча с учащимися МОУ СОШ № 4, занимающимся поэтическим творчеством.

Январь - занятия № 17-20.

18. Городской конкурс стихов "Зимний сад".
19. Для чего людям нужна речь? Для чего людям нужны стихи? Стопа, метр, двухсложные стихотворные размеры.
20. Главное в произведении - идея, основная мысль.
21. Как связать предложения в тексте, образы в стихотворении? Трёхсложные стихотворные размеры. Разностопный размер стиха.

Февраль - занятия № 21-24.

22. Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?" Силлабо-тоническое стихосложение.
23. Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года.
24. Стили речи. Художественный стиль. Публицистический стиль. Смешение стилей.
25. Встреча с молодыми журналистами "Пятого угла" и "Пятачка". Мастер-класс "Я к вам пишу…"

Март - занятия № 25-28.

Типы речи. Рассуждение. Эссе.
26. Форма и содержание. Что важнее? Инструментовка стиха: аллитерация, ассонанс.
27. Поэтические жанры, их художественное своеобразие. Строфа: двустишие, катрен, октава, одическая и онегинская строфа.
28. Конкурс стихов, посвящённый Дню Земли.

Апрель - занятия № 29-32.

29. Пародия. Ирония, юмор, сарказм, сатира в поэтическом произведении.
30. Проект "Поэтический альманах" МОУ СОШ № 5. Защита самостоятельного исследования "Моё путешествие в Поэзию".
31. Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!" Сонет.
32. Описание предмета. Как описать животное? (композиция описания, сопоставление научного и художественного описания)

Май - занятия № 33-34.

33. Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе текста, серии рисунков, воображаемого сюжета).
34. Почему мы так говорим? (сочетаемость слов, слово в тексте).
Городской конкурс стихов, посвящённый Дню защиты детей.

Анкета
участника поэтического клуба
"Малая медведица".

1. Фамилия, имя, отчество.
2. Домашний адрес, телефон.
3. Образование родителей, место работы.
4. Состав семьи.
5. Общественные нагрузки, поручения в классе и в школе.
6. Секции, кружки, факультативы (занятия в свободное время).
7. Любимые увлечения.
8. Любимые поэты.
9. Знаком ли с творчеством поэтов Стрежевого?
10. Какие поэты не нравятся и почему?
11. Бывал ли на вечерах поэзии?
12. Участвовал ли в конкурсах стихов и сочинений?
13. Есть ли поэтические сборники в домашней библиотеке и какие?
14. Какие журналы читаешь регулярно?
15. Пишешь ли стихи и о чём?
16. Какие телевизионные передачи смотришь систематически?
17. Какие кинофильмы, спектакли, пьесы произвели на тебя наибольшее впечатление?
18. Любишь ли серьёзную музыку? Твоё отношение к современной эстрадной музыке?
19. Рисуешь? Что нравится изображать больше всего?
20. Имеешь ли навыки пользователя компьютера? Есть дома компьютер?
21. Какое время удобно для занятий в клубе?
22. Чем бы ты хотел заниматься в клубе? (пожелания, предложения).

Список использованной литературы для учителя.

1. И. Е. Каплан. Анализ произведений русской классики.
2. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности.
3. Е. И. Никитина. Уроки развития речи.
4. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя.
5. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты.
6. Д. Д. Воронцов, А. П. Маслов. Любителям российской словесности.
7. Е. Эткинд. Разговор о стихах.
8. Е. В. Карсалова. "Стихи живые сами говорят…"

Список использованной литературы для учащихся.

1. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 8, 9, 10 классы.
2. Е. И. Никитина. Русская речь. Развитие речи.
3. Т. М. Воителева. Русский язык. Дидактические материалы.
4. Н. В. Смолякова. Литература. Рабочая тетрадь.
5. В. А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе.
6. Т. В. Матвеева. От звука до текста.
7. Учебники литературы под редакцией А. Г. Кутузова.

Приложение. Одно из занятий в клубе – интегрированное занятие по теме: «Я и мир».