Рождество

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


ЗАДАЧИ:

  1. Воспитание чувства коллективизма и товарищества.
  2. Привлечение к здоровому образу жизни.
  3. Развитие творческой инициативы и интереса к занятиям физической культурой и музыкой.
  4. Формирование у детей представлений о традициях русского народа.
  5. Воспитание у детей эстетических качеств.
  6. Формирование спортивных навыков.
  7. Формирование вокальных навыков и навыков игры на музыкальных инструментах.
  8. Воспитание чувства любви к своей Родине.

ИНВЕНТАРЬ:

  • Набивные мячи, шапка, гимнастические скамейки, бадминтонные ракетки, воздушные шарики, мешки.
  • Дощечки, теннисные мячи, клюшки, кассета с записью русских народных песен.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Спортивный зал.

Приложение

Дети входят в зал под музыку П.И. Чайковского “Времена года” и садятся на скамейки.

Входит ведущая.< Слайд 2>

Ведущая. Ух, ты! Сколько вас! Здравствуйте, дорогие ребята! Кто из вас, скажите, не любит праздники? Пожалуй, таких нет. Ведь праздник – это всегда весело, когда получаешь подарки, когда день необычный, не такой, как все остальные. Например, день рождения или Новый год.

А однажды ночью сменился не только год, но и целая эпоха ушел старый мир, наступил новый. В эту ночь, в Вифлеемской пещере родился младенец – Иисус Христос, принеся с собой самое главное чудо – чудо спасения человека.

Рождество – это день рождения Бога. < Слайд 3> . Две тысячи лет назад на Земле родился Божий сын – Иисус Христос.

1-й ребенок

Ночь тиха, по тверди зыбкой,
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой,
В ясли тихие глядят.

2-й ребенок

Ясли тихо светят взору,
Озарён Марии лик.
Звёздный хор, к иному хору,
Слухом трепетно приник.

3-й ребенок

И над ним горит высоко,
Та звезда далеких стран,
К ней несут цари Востока,
Злато, смирну и ладан.

Ведущий. От Рождества Христова мы исчисляем года. Сегодня у нас 2007 год, значит, от рождения Спасителя прошло 2007 лет. Не случайно Новый год и Рождество Христова стоят рядышком.

Рождество Христова среди всех праздников года сияет, подобно яркой радостной звезде. Не случайно, и тайну рождения Бога, возвестила миру Вифлеемская звезда, взошедшая на Востоке. Эту звезду увидели волхвы, и пошли за ней в маленький город Вифлеем, где у Девы Марии родился младенец. Появление этой звезды указало волхвам, что этот младенец – необыкновенный, несущей миру спасение. Святой Иоанн Златоуст называет Рождество Христова “матерью всех праздников”.

4-й ребенок < Слайд 4>

Рождество Христова, ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел.
“Вы, люди, ликуйте, днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество,
Пастыри в пещеру первыми пришли,
И младенца Бога с матерью нашли”.

Ведущая. На протяжении многих лет день Рождество не значился в наших календарях. О нем не упоминали учебники, не рассказывали учителя. < Слайд 5 >. Как и многое другое, праздник Рождества Христова, пытались вычеркнуть из духовной жизни. Но церковь, конечно, отмечала Рождество. Сегодня, осознавая все это, мы напоминаем, какое же величайшее событие произошло в ту далекую знаменательную ночь - в окрестностях города Вифлеема родился Иисус Христос.

Ведущий. 12 дней после Рождества Христова называются святками < Слайд 6>, т.е. святыми днями: они освящены великими событиями рождения Христа и Богоявления. Святки – праздник христианский, но к нему примешалось много унаследованного с древних времен.

Ведущая. Ни в одном народном празднике не заключено столько обычаев, обрядов, примет, столько отношений к житейским потребностям и времени года, как в Святках. В них представлена странная смесь совершенно разнообразных стихий: тут мы видим и суеверные языческие обычаи, и некоторые христианские воспоминания о Рождестве Спасителе мира.

Ведущий. Ну, сестрица, Коляда, пришел твой срок по деревням ходить да добро людям обещать: настали святки – запевай колядки. А Святки начинались на Руси с 7 января и продолжались две недели – до Крещения, < Слайд 7> 19 января. Все это время веселился народ – песни пел да нас с тобой славил.

Ведущая. Да, братец Овсень, пойдем мы с тобой по миру, по добрым людям. Хоть и зол месяц декабрь, неуступчив январь, но верил народ: пришла Коляда – придет и зиме поворот. Солнце на лето поворачивает, дни прибавляет.

Ведущий. Зимние Святки, или Святочные вечера, стали в России трехчастным праздником, о чем поется в песнях, приуроченных к этому времени.

К нам идут три праздника:

Первый праздничек – Святое Рождество, < Слайд 8>

Второй праздничек – Святое Веселье, < Слайд 9>

Третий праздничек – Святое Крещенье. < Слайд 10>

Исполняется песня “У нас на Подмостье”. Участвуют – все желающие.

Ведущая. Сейчас мы поиграем с вами в игру “Снежки”, которая является одной из самых любимых забав детворы.

Две команды выстраиваются напротив друг друга, между ними стоит “снеговик” (из набивных мячей). Задача каждой команды – как можно быстрее сбить “снеговика”.

Ведущий. Слово “Святки” означает праздничные дни между Рождеством и Крещением. Во время Святок существовал обычай ходить по дворам и петь колядки – поздравлять с праздником хозяев, которые в ответ на поздравления должны были одарить колядовщиков ритуальным угощением.

Ведущая. Колядовщиками называли тех, кто ходил в Святки по домам поздравлять хозяев с праздниками – Рождеством, Васильевым днем, Новым годом и Крещеньем.

Ведущий. Колядовщиков ждали как желанных гостей, чтобы заручиться добрыми пожеланиями, принимали их хорошо, старались получше угостить, одарить. При этом все понимали, что колядовщики – гости не простые. Если плохо их принять, они могут наслать беду и разорение тому, кто их плохо принял. Дары колядовщики – “механошка” складывал в мешок, и потом вся гурьба колядовщиков шла угощаться, пировать

Исполняется песня “Уродилась Коляда накануне Рождества”.

Ведущая. Это дружные ребята – колядовщики. Вечер сегодня ясный, все дорожки освещает, вот ребятишки и ходят по дворам. К кому зайдут, тем колядку споют. Давай, братец Овсень, отойдем в сторонку, послушаем да посмотрим.

Исполняется песня “Колядки-колядки”.

Ведущий. А сейчас мы поиграем с вами в игру “шапки”

Дети сидят в кругу, в середине круга – водящий. Он должен поймать шапку, которую дети перекидывают друг другу. Если водящий поймал шапку, то тот, кто бросал ее, становится водящим.

Ведущая. Вы поиграли, размялись, а теперь мы проверим, какая команда будет самый быстрой и смекалистой в игре “катание на санках”.

1-й ребенок

Вот и Святки пришли,
Зиму в дом привели,
В санки коней запрягли,
В путь дорожку вывели.

2-й ребенок

Белый снег заледенили,
Лед на речке замостили,
Ребят в санки усадили,
По колядкам покатили.

Конкурс “Катание на санках”.

Участники команд поочередно, лежа на животе на гимнастической скамейке и одновременно отталкиваясь руками от пола, продвигаются вперед, обратно возвращаются бегом.

Ведущий. Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Подведем итоги этого конкурса (называется команда-победитель). А теперь представьте, что вы катаетесь на ледяной горке. Но так как мы в зале, горку у нас заменят гимнастические скамейки.

1-й ребенок

Пришел Новый год,
Выходи, народ.

2-й ребенок

Солнышко встречать,
Мороз прогонять.

Конкурс “Ледяная горка”.

Участники команд поочередно пролезают под гимнастической скамейкой, обратно возвращаются бегом. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Ведущая. Ребята, посмотрите, какой повалил снежок. А не слепить ли нам снеговиков? Один мяч будет основанием, второй – туловищем, а третий – головой.

Конкурс “Снеговики”.

Участники команд должны поочередно прокатить три набивных мяча до стоек и обратно. Последний в команде делает “снеговика” - складывает мячи – и возвращается назад, к своей команде.

Ведущий. Ну и ребята у нас собрались – быстрые да ловкие. В этом конкурсе победу одержала команда (называется победитель). Как вы освоили физические упражнения – мы увидели. А теперь докажите, как вы умеете работать головой. Мы приготовили вам загадки. Посмотрим, какая команда сумеет их быстрее разгадать.

Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставишь две ноги –
И по большим снегам беги.

(Лыжи)

Кто на льду меня догонит?
Мы бежим в перегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие…

(Коньки)

Загадка эта нелегка:
Пишу всегда через два “к”.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
И называюсь я…

(Хоккей)

Ведущая. Я смотрю, вы и с этим заданием успешно справились. Что же, вернемся снова к эстафетам. Ребята, представьте, что ракетка – это лопата для уборки снега, а воздушный шарик – снежный ком, и вам надо как можно быстрее перенести его, чтобы он не разбился.

Конкурс “Уборка снега”.

Участники команд должны поочередно перенести, не роняя, воздушный шарик на бадминтонной ракетке до стойки и вернуться обратно.

Ведущий. Молодцы! В этом конкурсе одержала победу команда (называется победитель). Все вы знаете, что зимой иногда бывает оттепель и на крыше появляются твердые, прозрачные сосульки, опасные для пешеходов. Их убирают дворники. Сейчас и мы выполним такую работу, только сосульки у нас будут легкие и воздушные.

Конкурс “Сосульки”.

Участники команд должны поочередно перенести воздушный шарик, слегка ударяя по нему головой и не роняя его, до стойки и вернуться обратно бегом.

Ведущая. Подведем итоги этого конкурса. Победу одержала (называется победитель). Раньше на Руси выпадало много снега и дети придумали себе забаву – перепрыгивание с сугроба на сугроб. У нас в зале нет снега, поэтому мы проведем эту игру – забаву по-другому.

Конкурс “Прыжки в мешке”.

Участники команд должны поочередно допрыгать в мешке, удерживая его руками за концы, до стойки и вернуться обратно.

Ведущий. В этом конкурсе победила команда (называется победитель). Мы попрыгали, побегали, а теперь немного отдохнем, успокоимся и ответим на вопросы викторины.

Викторина “Рождество”.

1. Когда и в каком городе родился Христос? (В городе Вифлееме, 2007 лет тому назад.)

2.Куда положила Матерь Божья родившегося Богомладенца? (В ясли, кормушку для скота.)

3. Кто первым узнал о рождении Богомладенца? (Пастухи – волхвы.)

4. Что указало волхвам на рождение Христа? (Звезда.)

Ведущая. Вы, может быть, знаете, что в России в X??ІX в. не все могли купить себе коньки, а кататься хотелось всем. Так вот что придумали тогда ребятишки. На берегу реки, где растет ива, они набирали по два пучка ивовых прутиков, смешивали их с сажей и глиной, закладывали их в специальную форму и заливали водой, а затем ставили на ночь на мороз. На следующее утро вытаскивали получившиеся скользкие кирпичики, привязывали их веревками к ногам и катались. Мы упростили это задание.

Конкурс “Катание на коньках”.

Перед каждой командой на полу лежат по две дощечки с лямками. Вставить ноги в лямки, пройти до стойки и обратно.

Ведущий. В этом конкурсе победила команда (называется победитель). Все вы знаете знаменитую игру – хоккей. И мы не могли обойти стороной этот зимний вид спорта.

Конкурс “Играем в хоккей”.

Участники команд должны поочередно провести теннисный мяч клюшкой до стойки и обратно.

Ведущая. Пока подводятся итоги этого конкурса и общий итог соревнований, мы с вами поиграем в русскую народную игру “Бояре”. (Игра проводится два раза.)

Игра “Бояре”.

Участники делятся на две группы, поочередно двигаются навстречу друг другу, произносят свой текст и возвращаются назад.

1-я группа

Бояре, а мы к вам пришли.
Молодые, а мы к вам пришли.

2-я группа

Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли

1-я группа

Бояре, нам невеста нужна
Молодые, нам невеста нужна.

2-я группа

Бояре, а какая вам нужна?
Молодые, а какая вам нужна?

1-я группа

Бояре, нам (называют имя любой девочки или мальчика 2-й группы) нужна.
Молодые, нам…нужна.

2-я группа

Бояре, а мы (называют имя) не отдадим,
Молодые, а мы…не отдадим.

1-я группа

Бояре, а мы сами заберем,
Молодые, а мы сами заберем.

2-я группа

Попробуйте!

Если игрок из 1-й группы “разорвет” руку вызванного ребенка во 2-й группе, то он уводит его в свою (1-ю) шеренгу, а если нет – то сам становится в шеренгу, которую он пытался разорвать. Побеждает та группа, в которой осталось наибольшее количество игроков.

По окончании игры производится построение команд, награждение победителей и участников грамотами и призами.

Ведущий. В наши дни старинный обычай колядования приобрел смысл добрых пожеланий, поздравлений с праздником зимних Святок.

Ведущая. Обряд поздравления с Новым годом, имея много общего с Рождественскими колядованиями, все же отличался от них, и прежде всего тем, что утро Нового года начиналось с посыпания зерном углов дома, в который заходили колядую.

Исполняется колядка “А спасибо тому, а кто в этом во дому”. При этом певцы посыпают зал пшеном.

Ведущий. Доброе дело делают колядовщики, желая каждому дому добра, счастья, да удачи.

Ведущая. И люди понимают, что к ним с добром идут, песни добрые поют.

Ведущий. Значит, и нам, Овсеню с колядой, остается пожелать, чтобы впереди весна была теплой, лето работящим, а осень урожайной. Одним словом, настали Святки – запевай колядки!

Праздник заканчивается пением любой колядки.

Приложение 1 “Рождество”.