Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Дайте человеку рыбу,
И вы накормите его на день.
Научите человека ловить рыбу,
И Вы накормите его на всю жизнь.
(Английская пословица)

Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Гуманистическая педагогика ставит своей целью максимально реализовать возможности личности, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, в отличие от формализованной передачи знаний и социальных норм в традиционной педагогике.

Целью обучения иностранному языку в гуманистической педагогике, по мнению Гальсковой Н.Д., является развитие у учащегося способности к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия [3]. Cопоставление нового, приобретаемого учеником опыта, с имеющимися у него знаниями сопровождается приобретением его индивидуального опыта. Приобретение индивидуального опыта обучающегося осуществляется за счет активизации процесса обучения. А это достигается путем применения развивающих педагогических технологий, одной из которых является технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП).

Сегодня в различных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Вэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.[1]

Дайана Халперн определяет критическое мышление в своей работе “Психология критического мышления” следующим образом: “… использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление”.[7]

Таким образом, при всем разнообразии этих и других определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Следует подчеркнуть, что в данной технологии принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Обучающиеся учатся бесконфликтному обмену мнений. Данная технология осознанно отказывается от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. Вместо этого осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.

Американские педагоги Дж. Стил, К. Меридит и Ч.Темпл разработали структуру технологии РКЧМ, состоящую из трех стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия. И немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы и стратегии, удачно их комбинировать, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.

Первая стадия (стадия вызова) – актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используются различные приемы и стратегии, например, кластеры (гроздья).

Правило простое: в центре – тема, а вокруг крупные смысловые единицы. У каждой крупной смысловой единицы есть менее крупные и т.д. Так, изучая в 8 классе материал раздела “Великобритания и люди” (УМК под ред. Кузовлева В.П.), можно предложить учащимся составить кластер: Your associations to the word “Great Britain”.

Схема 1

Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов – мозгового штурма и создания кластера. Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется в группах. После того, как учащиеся составили кластер, можно предложить им прочитать текст, содержащий ассоциации школьников из других стран к слову “Великобритания”, и дополнить свой кластер новыми понятиями. И вновь получившийся кластер может выглядеть, например, так:

Схема 2

Вторая стадия – осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа с текстом. Причем “текст” следует понимать достаточно широко (текст, фильм, лекция и т.д.)

На данном этапе обучения в процессе работы с новой информацией учащимся предлагается использовать такой прием, как маркировка (Инсерт) текста символами: “v” – знаю, “+” – новая информация, “-” – , что я узнал, не совпадает с тем, что я знал, “?” – сомнительная или недостаточная информация; надо побольше узнать. Данные заносятся в таблицу и озвучиваются обучающимися. Так, например, работая над темой в 10 классе “Must a politician be kind?” (УМК под ред. Кузовлева В.П.), у обучающихся может получиться, примерно, следующая таблица:

Таблица 1

“+” “-” “?”
to be a real personality

strong-willed

to improve the situation in the country

to achieve definite aims

power-loving

wants to win

needs an image-maker

to change the strategic line

changes some people from his/her team

to take ruthless decisions

to risk and love risking

to have clever advisors

revises his/her ideas

gives some people from his/him team

Так же на данной стадии можно использовать стратегии и приемы, развивающие умение задавать вопросы.

Учащиеся вспоминают различные понятия, связанные с темой, и записывают их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть учащиеся записывают различные вопросительные слова. После этого предлагается за 5 – 7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Так, в 10 классе, изучая тему “How much are teens in Russia like teens in other countries?” (УМК под ред. Кузовлева В.П.), перед чтением текстов о байкерах и хиппи можно предложить подобную работу.

Таблица 2

Question words Ideas
What?

Where?

How many?

Who?

When?

Subcultures

Young people

Music

Image

Values

Pastime

Возможные варианты вопросительных предложений:

  1. Where did this subculture appear?
  2. What are their values?
  3. What is their pastime?

Затем нужно, чтобы обучающиеся обсудили и выбрали из списка два (три или четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т.д.) вопросов. Учащимся следует подумать, на основании каких критериев они осуществляют свой выбор. После этого можно организовать целенаправленную работу с информацией, чтобы учащиеся искали ответы на свои вопросы.

Прием “толстый и тонкий вопросы”: “толстые” вопросы предполагают развернутый и обстоятельный ответ. Например, предположите, что будет, если …? Объясните, почему …? В чем различие между …? “Тонкие” вопросы предполагают однозначный и фактический ответ. Например, кто? Что? Когда? За 5 – 7 минут учащимся нужно составить три “толстых” вопроса и три “тонких” вопроса. Данный прием можно использовать для организации взаимоопроса после изучения темы “Travelling … What for?” в 8 классе (УМК под ред. Кузовлева В.П.)

Таблица 3

? ?
What would be if people didn’t travel?

Why do people travel?

David & Alison have different views on tourism. Whose side are you? Why?

Does David like to travel?

Where does his family travel?

Alison likes to travel, doesn’t she?

Прием “перекрестная дискуссия”.

За указанное время нужно заполнить таблицу, обменяться мнениями с одноклассниками, используя их аргументы, которые покажутся убедительными, продолжить заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделать вывод.

В 8 классе обучающимся предлагается данный прием по теме “To watch or to participate?” (УМК под ред. Кузовлева В.П.)

Таблица 4

Taking part
advantages disadvantages
Sport builds character

It makes you strong

Sport helps be fit, healthy and look nice.

It takes a lot of time

It causes injuries.

It makes you unhappy when you lose.

“Бортовой журнал” - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. При чтении в 9 классе текста по теме “Schools in Britain” (УМК под ред. Кузовлева В.П.), во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему (что нового я узнал из текста) со своим личным опытом (что мне известно по данной теме).

Таблица 5

I knew I’ve known
State and private schools

Primary and secondary schools

Private schools are expensive

Primary school (6 years): a reception class, infant school, junior school

There are comprehensive and grammar schools in Great Britain

Secondary school: 5 years

Третья стадия – размышления или рефлексии. Здесь обучающийся осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу.

На данном этапе можно предложить вернуться к кластеру, чтобы исправить неверные предположения и дополнить необходимые факты, организовать различного рода дискуссии, а также выполнить творческую работу в форме пятистишия-синквейна (это стих из пяти строк, который требует систематизации информации в сжатой форме по теме).

Структура пятистишья:

  1. Первая строка – одно слово, описывающее тему (обычно имя существительное).
  2. Вторая строка – два слова, описывающие тему (обычно имена прилагательные).
  3. Третья строка – три слова, описывающие тему (обычно глаголы).
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка – одно слово (обычно синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы.

В 10 классе при изучении темы “Teenage years – do they bring luck?” можно использовать данный прием как подведение итогов на основе изученной информации.

Teenagers

Cool and crazy

Love, hate and believe.

They can do everything.

New generation!

Таким образом, рассмотрев некоторые приемы и стратегии технологии развития критического мышления, можно сделать вывод, что они способны вооружить учащегося самыми разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации. Обучающиеся, умеющие критически мыслить, владеют разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, они способны выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Критически мыслящие учащиеся способны принимать многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Список используемой литературы

1. Браус Джуди А., Вуд Дэвис Инвайронментальное образование в школах: руководство: как разработать эффективную программу / пер. с англ. – СПб, NAAEF.1994.

2. Громова О. Критическое мышление: как это по-русски? // Первое сентября. – 2001. – 16 января.

3. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам. // ИЯШ. – 2004. – № 1.

4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. // Директор школы. – 2005. – № 4.

5. Загашев И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления. // Первое сентября. – 2004. - № 18.

6. Загашев И.О. Умение задавать вопросы. // Библиотека в школе. Приложение к газете 1 сентября. – 2001. – Часть 1.

7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление. // Методист. – 2002. – № 2.

8. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Изд-во “Питер”, 2000.

Приложение. «Teenagers Years – Do They Bring Luck?»