Урок русского языка в 6-м классе (комплексующего обучения) на тему "Правописание имён прилагательных (повторение правил, изученных в 5-м классе)

Разделы: Русский язык


 

Тема:

Правописание имён прилагательных (повторение правил, изученных в 5 классе).

Цели урока:

  1. Обобщение сведений об имени прилагательном как о части речи.
  2. Отработка навыков правописания падежных окончаний прилагательных и правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; о-е после шипящих в окончаниях прилагательных (с использованием алгоритма написания каждой орфограммы).
  3. Коррекция и развитие познавательных психических процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления.
  4. Воспитание положительного отношения к учебе. Формирование навыков самоорганизации учебной деятельности.

Оборудование урока:

учебники, тетради, справочники, таблицы «Падежные окончания прилагательных в единственном числе», «Мягкий знак после шипящих в конце слова», «О-Е после шипящих в окончаниях прилагательных»; тесты; карточки; медленная спокойная музыка.

Ход урока.

1. Организационный момент. Релаксация (под спокойную музыку).

Цель: расслабление мышечного тонуса.

Сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на колени и негромко повторяйте за мной: «Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться и радуюсь этому (пауза). Я внимательно слушаю и стараюсь понять и запомнить. У меня все получится. (Пауза). Я хочу учиться, я хочу работать. Работаю. (Музыка становится постепенно тише и отключается).

2. Постановка проблемы.

Запись числа, темы, (в это время пройти проверить в тетрадях домашнее задание).

1)

На прошлом уроке мы начали повторение изученного в пятом классе об имени прилагательном. В тетради на полях поставьте оценку, которую вы бы хотели получить на уроке, заключите ее в кружок. В конце урока посмотрим, кому удастся выпустить эту оценку, то есть заработать ее.

Итак, повторим общие сведения о прилагательном. Что же это за часть речи? По каким признакам мы ее узнаем? Чтобы ответить на эти вопросы, вам предстоит выполнить тестовые задания: выбрать правильный вариант ответа.

Тест

1. Имя прилагательное обозначает:

  • а) предмет
  • б) действие предмета
  • в) признак предмета

2. прилагательное отвечает на вопросы:

  • а) что делать?
  • б) какой, чей?
  • в) кто, что?

3. прилагательное изменяется:

  • а) только по числам
  • б) по родам, числам и падежам
  • в) только по падежам

4. прилагательное в полной форме является в предложении обычно:

  • а) определением
  • б) подлежащим
  • в) дополнением

5. прилагательное в краткой форме является:

  • а) подлежащим
  • б) сказуемым
  • в) определением

6. какое слово является прилагательным:

  • а) белить
  • б) белизна
  • в) белый

Коррекционная цель теста: развитие избирательного мышления с опорой на научное определение.
Кто раньше справился с тестом, работает у доски с карточками.

Карточка для работы у доски.

Выписать из карточки словосочетание с гласной О в окончаниях после шипящих, а второму – с буквой Е.

На свеж..м воздухе, к сатрш..му брату, в больш..м лесу, в колюч..м кустарнике, у могуч..го дуба, в чуж..м доме.

Обобщение по тестам: дать полное определение имени прилагательного, глядя на ответы в тестах.

Какова роль прилагательных в нашей речи?

2)

Проверка домашнего задания: чтение нескольких сочинений о зимней природе (один ученик читает, другие стараются запомнить прилагательные и затем назвать их).

Коррекционная цель: развитие внимания и памяти.
Чья работа понравилась больше и почему? (Воспитание внимательного отношения к словесному творчеству).

Коррекционная цель: развитие умения анализировать письменные творческие работы и делать выводы.

3. Развитие темы.

Итак, основные сведения о прилагательном вам известны.

Теперь предстоит повторить правила написания прилагательных, изученных в пятом классе:

  1. правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных;
  2. отсутствие мягкого знака на конце кратких прилагательных после шипящих.

1) Работаем по первому правилу: посмотрите на обозначения первой орфограммы и вспомните, что помогает нам проверить написание окончания прилагательного? (Вопрос, заданный от определяемого существительного).
Обозначение орфограммы.

Работа с таблицей: объяснить по таблице, какие окончания имеют прилагательные в мужском и среднем роде? в женском?

Задание «Осколки».

На доске записан текст с пропущенными прилагательными. Спишите его, вставив подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме, которые следует выбрать из записанных на карточках-осколках, выпавших из текста. Объясните написание окончаний каждого прилагательного с обозначением вопроса и падежа (работа в тетрадях и по одному у доски).
Текст записанный на доске.

В _ лесу все осыпано инеем. Длинные тени лежат на _ снегу. Лучи _ солнца едва пробиваются сквозь ветви деревьев. Вдали раздается крик _ птицы. (Карточки-осколки: зимний, белый, тусклый, незнакомый).

Задание: подчеркните прилагательное как члены предложения.

Коррекционная цель: формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

2) Работа по второй орфограмме.

Нужно ли писать мягкий знак на конце кратких прилагательных после шипящих? (Нет).
Тренировочное упражнение: заменить полные прилагательные краткими.

Трескучий мороз - мороз….
Горячий чай – чай….
Жгучий ветер – ветер….
Пахучий ландыш – ландыш….
Могучий дуб – дуб…..
Взаимопроверка в парах.

Комплексное повторение темы «мягкий знак после шипящих в конце слова».
Работа с алгоритмизированной таблицей.

Какова последовательность работы над орфограммой «Ь после шипящих в конце слова» (определить часть речи по вопросу, применить соответствующее каждой части речи правило).
Тренировочное упражнение на закрепление правила: упр. 251 (с комментированием по цепочке).

Коррекционная задача: развитие логического мышления и связной речи.

4. Подведение итогов урока.

(С использованием таблиц).

Что нужно помнить о правописании падежных окончаний прилагательных? О правописании кратких прилагательных с основой на шипящий?
У слов какой части речи на конце поле шипящих всегда пишется мягкий знак? Написание мягкого знака после шипящих в какой части речи зависит от склонения?

5. Объяснение домашнего задания: упр. 250.

6. Комментирование выставленных оценок.