Открытый урок "Чудесное путешествие". Наречие

Разделы: Начальная школа


Цели. Вывести определение наречия, как часть речи; научить детей употреблять их в своей речи, чтобы она была яркой, образной, выразительной; развивать умения и навыки учащихся в определении частей речи, повышать орфографическую зоркость.

Оборудование. Таблица – пособие, слова – карточки: Где? Куда? Как? Когда? Откуда? Зачем? Почему?; неизменяемая; наречие; таблица – кроссворд. Магнитофон для проведения физкультминутки, паровозик, названия городов, улиц, станций.

Ход урока

I. Организационный момент

Звенит звонок, звенит звонок
Зовёт он всех нас на урок.
Звенит звонок, звенит звонок
Мы тихо сядем, чтоб начать урок.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в чудесное путешествие. На чём мы будем путешествовать?

Дети: На паровозике.

У. Мы должны приобрести билеты. А для этого нам необходимо правильно и красиво выполнить задания по чистописанию.

II. Минутка чистописания (дети находят в таблице – пособии слова и пишут только орфограммы)

1 А- 11, 4 А – 6, 6 Г – 1, 6 А – 6, 3 Б – 11, 6 Б – 10, 1 Г – 4, 1 А – 7, 7 Б – 10.

Больше дела – меньше слов.
Готовь сани летом, а телегу зимой.

III. Город Предложений.

У. Итак, мы отправляемся в путь. Мы приезжаем в город Предложений. Жители города придумали для нас задания.

Составление предложения из рассыпанных слов

Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

Списать предложение. Над изученными словами написать часть речи.

Учитель: На какой вопрос мы должны сегодня ответить с вами?

Дети: Что обозначает новая часть речи, на какие вопросы они отвечают.

Сравнение предложений

Мы плыли по реке.
Дима грёб вёслами.
Стояла избушка.
Мы плыли вверх по реке.
Дима медленно грёб вёслами.
Недалеко стояла избушка.

У. Есть отличие?

Д. Добавляется какое-то слово.

У. Это лишнее слово?

Д. Нет. Оно дополняет, уточняет.

IV. Село Словосочетаний.

У. Мы хорошо справились с заданиями и приехали в село Словосочетаний.

Выписываем словосочетания с этими словами.

Плыли вверх, медленно грёб, недалеко стояла.

У. Находим главное слово в каждом словосочетании.

Что мы выяснили?

Д. Эта часть речи не изменяется. Глаголы изменяются.

У. Что можно рассказать об этой части речи?

Д. Эта часть речи отвечает на вопросы: Где? Куда? Как? Когда? Откуда? Зачем? Почему? Они находятся рядом с глаголом. Поясняют глаголы.

V. Посёлок Отдыха

У. Давайте выйдем из паровозика и немного разомнёмся.

“Ехали – ехали” (С.А.Лёвина, С.И.Тукачёва. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2005.- с.29.)

На лошадке ехали, (Дети выполняют лёгкие приседания, руки вытянуты)

В огород заехали. (Дети “держат вожжи”)

Гоп-гоп-гоп! (2 раза.) (Хлопки: два коротких, один длинный)

На машине ехали, (Повороты руками, которые “держат руль”)

До угла доехали.

Би-би-би! (2 раза.) (Хлопки: два коротких, один - длинный)

Паровозом ехали, (Руки согнуты в локтях; поочерёдное движение левой и

До горы доехали. правой руками вперёд-назад)

У-у-у! (2 раза.) Х(лопки: два коротких, один длинный)

VI. Улица Групповая

Теперь мы остановимся на улице Групповая. Здесь нас ждут серьёзные испытания.

Первая группа: написать словосочетание медленно грёб в настоящем времени, в 1 лице, во 2 лице, в 3 лице.

Вторая группа: написать словосочетание недалеко стояла в прошедшем времени, в мужском, женском, среднем роде в единственном числе.

Третья группа: написать словосочетание плыли вверх в прошедшем, настоящем и будущем времени множественного числа.

У. Что вы заметили?

Д. Глаголы изменяются.

У. Что мы выяснили об этой части речи?

Д. Эта часть речи – неизменяемая. Она отвечает на вопросы: Где? Куда? Как? Когда? Откуда? Зачем? Почему?

VII. Город Кроссворд

Подъезжаем к городу Кроссворд. Чтобы узнать тему нашего урока, вам придётся решить кроссворд.

Отгадаем эту часть речи. Дети называют антонимы.

У. Какое слово у нас появилось? (Наречие)

Какая была тема урока?

Что она поясняет?

На какие вопросы отвечает?

Кто сможет теперь сформулировать правило?

Д. Наречие – это неизменяемая часть речи, которая поясняет глаголы и отвечает на вопросы: Где? Куда? Как? Когда? Откуда? Зачем? Почему?

У. Найдите наречия в пословицах, которые мы писали в тетрадях.

VIII. Станция Смекалистая

Здесь живут очень умные жители. Они приготовили для вас задание на смекалку.

Один говорит, что слова тепло и зло – существительные, другой – наречие, а третьи - не существительное, и не наречие. Кто прав?

IX. Итог урока

У. Чем заинтересовал вас урок?

. - На доске записаны предложения. Найдите в них наречия.

Дорога повернула направо, потом налево, и путешественники нерешительно остановились.

. Сегодня наше путешествие подходит к концу.

X. Домашнее задание

А теперь пора и домой. Дома попробуйте составить поздравительный текст из нескольких предложений, в которые будут включены наречия.

Таблица – пособие