Интегрированный урок (история России + информатика) по теме "В память об ушедших и во славу живущих"

Разделы: История и обществознание, Информатика


Цель: Обобщение знаний старшеклассников о событиях Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • развитие творческих способностей учащихся, их умений анализировать исторические факты, связывать их с современностью;
  • развитие навыков учебно-исследовательской деятельности (поиск и сбор информации, в том числе в музее им. Мартьянова);
  • расширение кругозора обучающихся в области краеведческих знаний;
  • воспитание патриотических чувств и гражданских качеств у учащихся.

Подготовительная работа

  1. Распределение вопросов по классам (учителем)
    • Начальный период Великой Отечественной войны. Причины поражения советских войск в начальный период. Итоги и уроки войны.
    • Битва под Москвой. Значение победы.
    • Блокада Ленинграда.
    • Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва.
    • Сибиряки на фронтах войны. Минусинцы – Герои Советского Союза.
    • Жизнь маленького сибирского городка (Минусинска) в годы Великой Отечественной войны. Памятные места г. Минусинска.
  2. Подбор стихотворений, музыки, песен (учитель).
  3. Выбор выступающих от классов (по желанию).
  4. Планирование по оформлению кабинета (учащиеся + учителя).
  5. Индивидуальные консультации.

Оформление:

  1. Плакаты, выполненные учащимися (Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9, Приложение 10)
    • “Родина-мать зовет!”
    • Дорога жизни.
    • Тема мероприятия.
  2. Имитация Вечного огня.
  3. Выставка книг.
  4. Работы учащихся (рефераты, сообщения, доклады, сочинения)
  5. Фотографии героев – минусинцев. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)
  6. Круглый стол (на столах таблички классов; в центре – гости мероприятия).

Ход урока

I. Организационный момент

(фоном звучит тихая музыка военных лет)

II. Вводная часть

“… Есть люди вечные гореньем
Их жизнь – эпохи нашей цвет.
У них есть только День рожденья,
А даты смерти у них нет…”

С каждым годом все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, но человеческая память снова и снова обращается к прошлому. Испытанное в прошедшей войне забыть невозможно.

Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной.

Чтобы понять весь ужас той войны, нужно вернуться мыслями назад, в то далекое время и прожить хотя бы один день из тех бесконечно долгих дней.

И сегодня мы собрались, чтобы еще раз почтить память павших и поклониться живым.

В память об ушедших и во славу живущих.

(Фоном звучит музыка А. Александрова “Священная война”)

Приложение 11

III. Основная часть

1. Рассказ учащихся о начальном периоде войны и причинах поражения советских войск. (Слайд № 3, 4, 5)

2. Битва под Москвой: (Слайд № 6)

а) стихотворение А. Прокофьева “Москве”;
б) ход военных действий;
в) итог битвы.

3. Музыка Н. Богословского “Темная ночь” в исполнении ученицы (аккордеон).

4. Блокада Ленинграда: (Слайд № 7)

а) планы гитлеровцев;
б) жизнь в блокадном Ленинграде;
в) Дорога жизни.

5. Сталинградская битва: (Слайд № 8)

а) стихотворение А. Прокофьева “Сталинград. Сталинград.”;
б) планы фашистского командования;
в) коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

6. Песня “Солдат” в исполнении учениц.

7. Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны: (Слайд № 9)

а) первые дни войны в г. Минусинске;
б) рассказ о подвиге Ивана Тормосова;
в) краткая справка об участнике Парада Победы 1945г. Коржавине И.А..

(Фоном звучит музыка А, Новикова “Дороги”.) (Слайд № 10)

8. Советский тыл в годы войны:

а) минусинцы фронту;
б) эвакогоспитали на территории г. Минусинска;
в) дети из блокадного Ленинграда.

9. “У войны не женское лицо”:

а) стихотворение Г.Г. Ушаковой “Друзья мои, военные подруги…”;
б) рассказ об Анашкиной О.Ф..

10. Минусинцы – герои Советского союза (Кретов С.И., Хвастанцев М.П., Корнев Г.С.) (Слайд № 9)

IV. Заключительная часть

1. За счастье и процветание любимой Родины жители далекого от фронта г. Минусинска сражались с такой же отвагой и бесстрашием, как и те, у кого за спиной были родные и близкие. Не жалея ни крови, ни жизни…

(Звучит песня “Журавли”)

Великие события не меркнут, уходя в глубины истории. Их значение с течением времени раскрывается все полнее. Поэтому тот подвиг, который совершил наш народ в 1941 – 1945 годах – мы забывать не в праве.

2. Итоги войны (потери СССР и Германии).

3. Музыка Д. Тухманова “День Победы” в исполнении ученицы (аккордеон) (Слайд № 11)

Полезные ссылки по данной теме

Живопись и графика военных лет

http://www.museum.ru/N22192

Музыка военных лет

http://www.sovetikamusika.ru/bernes

http://www.marsches.ru

http://music.rekom.ru

http://velikvoy.narod.ru/pesnya/5pesn.htm

http://www.karaoke.ru/base/152.htm

http://wddd.by.ru/frame_4.htm

Список использованных источников.

  1. Буров А.В. Блокада день за днём. - Л.: Лениздат, 1979 г.
  2. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. - М.: “Сов. Энциклопедия”, 1985 г.
  3. Великая Отечественная война 1941-1945: События. Люди. Документы. - М: Политиздат, 1990 г.
  4. Великая Отечественная война. Энциклопедический словарь.- М. :1979г.
  5. Ермолаева Л.Н., буклеты “Минусинску - 250”.
  6. Знамя Победы. Песни. -М.: Сов. Композитор, 1984 г.
  7. Зайцев Е.В. “Художественная летопись Великой Отечественной” - М.: Политиздат, 1985 г.
  8. “История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941- 1945” под ред. Поспелова П.Н.
  9. Летопись Великой Отечественной войны 1941-1945: Краткая иллюстрированная история для юношества - М.: Молодая гвардия, 1985 г.
  10. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет - М.: Советская Россия, 1990 г.
  11. Сборники “Великий перелом”, “В огне Москва и Ленинград”, Минусинск, 2003 г.
  12. “Чтобы помнили...”. Сочинения школьников г. Минусинска. Абакан, 2004 г.