Формирование культуры здоровья младших школьников в деятельности классного руководителя сельской общеобразовательной школы

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников. Очень часто многие специалисты, касаясь определения культуры здоровья, на первый план выдвигают его физическую составляющую, забывая при этом о социально-психологической и духовно-нравственной составляющих этого понятия. Достаточным считалось определение достигнутого уровня физического развития индивида, степень его заболеваемости на тот или иной момент, критерии же психического здоровья оставались за кадром. И как следствие, это вело к отсутствию комплексной системы оценки уровня здоровья человека, которая охватывала бы все его составляющие. В то время как для целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья школьников необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов. Однако действительность такова, что та информация о здоровье, которую человек получает на различных этапах возрастного развития в семье, в школе, в лечебных учреждениях или через СМИ, отрывочна и не носит системного характера. Нет интегративного, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. Просветительская работа по вопросам здоровья, как правило, ориентирует людей преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. В связи с этим не уделяется должного внимания путям преодоления факторов риска, возможностям самого организма противодействовать неблагоприятным влияниям. Слабо проводится работа по созданию общественного мнения на культивирование здоровья, на формирование гармонично развитого - и физически, и духовно - человека. В частности, по последним исследованиям, среди основных жизненных ценностей здоровье как ценность у российских школьников занимает девятое место, а у их американских сверстников, например, - первое место. Отсутствие «моды» на здоровье создает предпосылки для организации непродуманного времяпрепровождения, когда человек делает все, лишь бы «убить время». И как итог, бесцельная трата свободного времени не может компенсировать последствий накопившегося утомления и обеспечить подготовку человека к следующему активному дню.

Таким образом, задачей школы является полноценная подготовка школьника к самостоятельной жизни, а не доведение его без болезней до последнего звонка. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников – это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях - от программно-нормативного до проведения отдельного урока - позволит решить и другую, взаимосвязанную с этой задачу: сформировать культуру здоровья школьников.

Проблемы воспитания культуры здоровья разрабатываются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. В последние появилось много трудов, раскрывающих сущность и содержание валеологического воспитания школьников (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.).

Особенности организации воспитательного процесса в сельской школе изучены Л.В. Байбородовой, В.В. Копусовой, М.И. Рожковым, А.Н. Хузиахметовым, А.П. Чернявской.

В течение последних лет я провожу исследовательскую работу по теме «Формирование культуры здоровья младших школьников в деятельности классного руководителя общеобразовательной школы».

Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном общеобразовательном учреждении «Остерская средняя (полная) общеобразовательная школа» Рославльского района Смоленской области в качестве учителя начальных классов и классного руководителя. Школа, в которой я преподаю, расположена в селе Остёр. Данное учреждение функционирует в течение 50 лет, имеет устоявшиеся традиции обучения и воспитания, основанные на личностно-ориентированном подходе. Особое внимание в образовательном процессе школа уделяет выполнению Федеральной программы «Здоровье». Анализ показателей здоровья обучающихся, проводимый в течение ряда лет, показал, что около 90% школьников имеют нарушения физического и психического здоровья , 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.

Известно, что эффективность обучения детей во многом зависит от состояния здоровья как учителей так и школьников, наличие которого позволяет быть человеку творчески активным, самостоятельным, работоспособным, но, к сожалению, современная статистика говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья. Только у 15% новорожденных могут быть не установлены те или иные заболевания. Многочисленные социальные и материальные проблемы, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье ребенка и в дальнейшем. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми. Среди различных причин, неблагоприятно влияющих на здоровье школьников, особо следует выделить социальные пороки, калечащие физическое и психическое здоровье людей: бездуховность, наркоманию, алкоголизм; эколого-генетические факторы, обусловленные изменением условий среды и питания, а также малоподвижный образ жизни.

Все это говорит об актуализации решения возникшей проблемы и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Поэтому, с моей точки зрения, необходимо планировать образовательный процесс так, чтобы в нем приоритетным стало формирование культуры здоровья обучающихся, духовности, нравственности.

Парадоксальный факт: наряду с социально-экономическими причинами роста заболеваемости детей, учебно-воспитательный процесс в школе является одним из составляющих снижения здоровья обучающихся. Наблюдая за работой моих коллег, анализируя результаты мониторинга показателей здоровья школьников, я пришла к выводу, что в современной системе образования разрушающее воздействие на здоровье детей оказывают следующие условия и факторы школьной жизни:

  1. Инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребенок в начальной школе уже через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.
  2. Продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.
  3. Словесно-информационный - вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.
  4. Это лежащие в основе учебного процесса методики, разрушающие целостное восприятие мира.

А также неподготовленность учителей и классных руководителей к формированию культуры здоровья.

В итоге совокупного действия всех описанных условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца).

Вышеизложенное позволяет утверждать, что существуют противоречия между потребностями социума в здоровом поколении и недостаточной разработанностью системы здоровьесберегающей образовательной практики в сельской школе; функциональными потенциальными возможностями сельских образовательных учреждений в решении задач воспитания культуры здоровья и недостаточным научно-педагогическим обеспечением этого процесса; объективной потребностью в личностном подходе к воспитанию культуры здоровья детей и традиционной практикой обеспечения данного процесса;

На основании выявленных противоречий была определена тема исследования: «Формирование культуры здоровья младших школьников в деятельности классного руководителя сельской общеобразовательной школы».

Объект исследования - процесс воспитания культуры здоровья учащихся в образовательном учреждении.

Предмет исследования: педагогическая система воспитания культуры здоровья у школьников в условиях сельской школы.

Гипотеза исследования. Воспитание культуры здоровья у сельских школьников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

  • признание педагогическим коллективом школы приоритетным и значимым направлением своей деятельности здоровьесберегающую организацию образовательного процесса;
  • создание в школе целостной системы воспитания культуры здоровья, в которой все ее компоненты (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельностная) направлены на воспитание ценностей, среди которых Здоровье занимает особое место;
  • оптимальное сочетание методов положительного и отрицательного мотивирования на здоровый образ жизни;
  • создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей пространственно-предметной среды;
  • организация систематического мониторинга здоровья воспитанников и здоровьесберегающей работы в школе.

Начиная работать с 2003 года над этой темой и обнаружив противоречия между желаемым состоянием и действительным, я пришла к выводу: здоровье - это интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с постоянно меняющимися условиями среды. Соответственно, культура здоровья представляет собой сложное структурное образование личности, характеризующееся достаточным (для данного возраста) уровнем физического, психического и духовно-нравственного развития и образованности, осознанием и принятием способов достижения этого уровня, а также повседневным следованием им в разнообразных видах деятельности (В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).

В школе все педагогические работники выполняют воспитательные функции, но классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы. Таким образом, по моему мнению, в современных условиях основным направлением работы классного руководителя должна быть деятельность по формированию культуры здоровья обучающихся, так как он может непрерывно, систематически и наиболее эффективно воздействовать на воспитанников, комплексно подходить к решению данной проблемы.

Диапазон опыта: проблемное структурирование деятельности классного руководителя на основе Федеральной программы «Здоровье».

В основе моего педагогического опыта лежат идеи следующих авторов:

  1. В.Н. Ирхина, И. В. Ирхиной (о теоретических и технологических аспектах деятельности учителя по валеологизации учебного процесса);
  2. Р. Вейсен, Дж.Оли, В.Эванс, Дж. Ли, Б. Спрунгер, Д. Пеллаукс (о создании технологии обучения жизненно важным навыкам в школе);
  3. Е.Н. Степанова и др. (формирование представлений о современных подходах и концепциях воспитания.
  4. Н.Е. Щурковой (о формировании у школьников образа жизни, достойной Человека)

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, а также на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. В связи с выявленными проблемами я выстраиваю свою работу таким образом, чтобы в процессе деятельности формировалась культура здоровья обучающихся

Остановлюсь на основных направлениях своего педагогического исследования.

Процесс формирования культуры здоровья обучающихся предусматривает построение учебно-воспитательного процесса на принципах здоровьетворения, направленных на создание условий для проявления ребенка в системе отношений: «я - я», «я - другой человек», «я - жизненная задача» и организацию культуротворческой среды, обеспечивающей положительно-эмоциональный фон во всех сферах деятельности школьников и возможности для творческого самовыражения.

В сфере здравотворческих идей само понятие «образование» трактуется как «формирование образа Я» в жизненном процессе, в таком случае образование не подменяется понятиями «обучение» и «воспитание», а выступает как творение, строительство отношений ребенка с самим собою, с людьми, с окружающим миром. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре (Н.Е. Щуркова). А одним из ведущих направлений здесь становится творение обучающимися своего здоровья.

Деятельность классного руководителя в процессе здоровьетворения строю на следующих принципах:

  • принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
  • принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
  • принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности),
  • принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание школьника субъектом процесса здоровьетворческой деятельности),
  • принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни),
  • принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.

Педагогические отношения любой направленности всегда выстраиваются в определенной среде, которая оказывает влияние на человека и вносит коррективы в воспитание (Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина). Для осуществления вышеперечисленных принципов классный руководитель, с моей точки зрения, должен создать комфортную среду для ученика, в которой он может реализовывать все свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровьесберегающей деятельностью.

И это тем более актуально для сельской школы, где организация воспитательной работы имеет гораздо большее значение, чем в городской, т.к. мои ученики (в отличие от их городских сверстников) ограничены в возможности выбора интересов, будь то интеллектуального, эстетического или спортивного направления. Замкнутость социального пространства, ограниченность социокультурной инфраструктуры создают определенные трудности в организации образовательной и воспитательной работы в сельской школе.

При организации здоровьесберегающей деятельности я учитываю специфику сельского социума, в частности, в таких ее проявлениях, как:

  • консервативность и традиционность социокультурной среды (сильное влияние сельского взрослого населения на воспитание своих детей);
  • специфический социальный опыт сельских детей в силу их малочисленности, что дает возможность более углубленного и детального знания окружающих людей;
  • ограниченность территории проживания, условия сближенности с односельчанами и относительно общий уклад жизни, что способствуют воспитанию естественной заботы о тех, кто рядом;
  • общее состояние низкого уровня образования сельского населения, отсюда и культуры взрослых, которые окружают ребенка (и как следствие невысокое развитие способностей, уровня знаний и кругозора детей, что ведет, в конечном счете, к заниженным требованиям к получаемому образованию);
  • слабый культурологический фактор сельской жизни из-за сокращения фондов библиотек, удаленности театров, музеев и т.д. (как следствие ограничение возможностей для самообразования и самостоятельного культурного роста как детей, так и взрослых);
  • особенности окружающей среды и социума и собственно сельского образа жизни (как следствие ограничение возможностей социального роста и образование комплекса превосходства горожанина).

Принципы здоровьетворящего образования и культуротворческая среда являются фундаментом для реализации целевых установок по формированию культуры здоровья обучающихся, которые, на мой взгляд, должны быть следующими:

  • приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;
  • формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия;
  • развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т. д.);
  • воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;
  • формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам;
  • воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;
  • воспитание потребности в занятии физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;
  • формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;
  • развитие умений оказать первую медицинскую помощь;
  • формирование у обучающихся знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.

Поскольку в этом взаимодействии ключевой фигурой является классный руководитель, то его управляющую деятельность по формированию культуры здоровья обучающихся я рассматриваю как определенный цикл. В современной научной литературе по внутришкольному управлению утверждается, что управление осуществляется через относительно самостоятельные, взаимосвязанные и последовательно сменяющие друг друга виды деятельности (функции): информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную. Специфика моей деятельности как классного руководителя изменяет содержание и значение каждой из функций управления, и я выделяю следующие её виды: аналитическую, конструктивную, организационно-исполнительскую, профилактико-коррекционную и рефлексивно-оценочную (по В.Н. Ирхину, И.В. Ирхиной).

Моя аналитическая функция направлена на получение и изучение информации о состоянии здоровья, психофизиологических особенностях, социальном и семейном окружении, о процессах становления нравственных качеств воспитанников.

Конструктивная функция играет важную роль при подготовке к учебным занятиям и внеучебным мероприятиям и содержит:

  • постановку целей и задач, определение содержания учебных занятий и внеучебных мероприятий;
  • отбор здоровьесберегающих приемов, методов, технологий и средств обучения и воспитания;

Организационно-исполнительская функция помогает мне формировать и регулировать системы взаимодействия классного руководителя и обучающихся посредством совокупности способов и средств, направленных на достижение целей учебных занятий и внеучебных мероприятий без ущерба здоровья школьников. Её составляющие:

  • организация усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;
  • создание ситуации успеха, положительного эмоционального настроя, благоприятного психологического климата в классе;
  • применение педагогической техники классного руководителя, обеспечивающей охрану психического здоровья обучающихся.

Профилактико-коррекционная функция в моей работе раскрывается в принятых специальных мерах по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у обучающихся отклонений от нормы психофизиологического и нравственного состояния. В ходе реализации профилактической функции я решаю задачи:

  • создание психоэмоционального настроя и мобилизации обучающихся посредством музыкотерапии, психогимнастики;
  • снятия психоэмоционального и статического напряжения;
  • профилактики зрительного и умственного утомления обучащихся;
  • формирования и коррекции духовно-нравственного аспекта развития личности.

Формы и методы коррекции определяю степенью отклонения, индивидуальными особенностями психического, физического и нравственного развития обучающихся, состоянием их здоровья и самочувствием.
Рефлексивно-оценочную функцию я определяю как вид деятельности классного руководителя по созданию необходимой среды для самопознания и анализа обучающимися собственных мыслей и действий.

Между данными функциями существует тесная связь, они взаимодействуют между собой и, сменяя друг друга, образуют единый цикл - от подготовки до подведения итогов учебных занятий и внеучебной деятельности (см. схема 1. приложение 1).

Я уверена, что формирование культуры здоровья невозможно без психосоциальной компетенции обучающихся, для развития которой необходимы жизненно важные навыки, т.е. способности человека демонстрировать гибкое и адекватное поведение, позволяющее успешно решать задачи повседневной жизни (Р. Вейсен, Дж. Оли, В.Эванс, Дж. Ли, Б. Спрунгер, Д. Пеллаукс). В своей работе по формированию культуры здоровья обучающихся, я выделяю несколько жизненно важных навыков:

  • умение решать проблемы;
  • умение творчески мыслить;
  • умение мыслить критически;
  • умение общаться;
  • умение устанавливать межличностные отношения;
  • самоосознание;
  • умение сопереживать;
  • умение владеть эмоциями;
  • борьба со cтpeccoм.

Данные жизненные навыки формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности, между которыми существует тесная взаимосвязь. На основании опыта работы мною была создана «Программа по обучению жизненно важным навыкам младших школьников.

В соответствии с вышеперечисленными функциями классного руководителя, а также навыками и умениями, которые обучающиеся должны приобрести, свою деятельность как классный руководитель я выстраиваю по следующим направлениям: мониторинг показателей здоровья обучающихся, предупреждение заболеваний, организация психологической поддержки, профилактика вредных привычек, физическое воспитание, духовно-нравственное воспитание.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся - длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций. Данное направление работы я рассматриваю как источник достоверной информации об основных характеристиках здоровья, используя модель комплексной оценки показателей здоровья обучающихся.

Предупреждение заболеваний в первую очередь связываю с профилактикой утомления и переутомления школьников, с этой целью ввожу в режим дня обучающихся динамические паузы, использую музыкотерапию, библиотерапию, методы ароматерапии, фито- и физиотерапии.

При организации психологической поддержки тесно сотрудничаю с школьным психологом, который проводит психофизиологическую и социально-психологическую оценку состояния здоровья обучающихся, используя анкетные обследования для характеристики психофизиологической индивидуальности, выявления психоэмоциональных факторов риска и проблем психосоциальной адаптации.

Профилактика вредных привычек включает в себя моё сотрудничество со школьным врачом, психологом, социальным педагогом при осуществлении различных видов деятельности: проведение праздников здоровья, экскурсий, встреч с узкими специалистами медицины.

Физическое воспитание является центральным звеном сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Работая в данном направлении, я как классный руководитель изучаю и анализирую:

  • причины пропусков занятий обучающимися уроков физической культуры;
  • качество взаимодействия обучающихся и учителя физической культуры;
  • активность участия обучающихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах школы;
  • наличие позитивного контакта учителя физической культуры с родителями детей, имеющих проблемы в физическом и моторном развитии;
  • состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического и функционального развития.

Духовно-нравственное воспитание осуществляю с целью формирования у обучающихся моральной воспитанности. Для чего я провожу этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, конференции, создаю воспитывающие ситуации, используя ролевые игры, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. Организую поездки в г. Рославль для посещения музея, выставочного зала, городской детской библиотеки.

Применение здоровьесберегающих технологий. В своей работе я использую методы профилактической медицины (упражнения для коррекции осанки, зрения и т.д.). Внеклассная и внешкольная работа, проводимая мной с обучающимися, включает выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий для физического совершенствования школьников. Я провожу данную работу в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в выходные дни и во время каникул.

В своей деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся я использую следующие формы и методы:

1. Методы формирования сознания включают следующие формы деятельности:

  • классные часы, их проведение и тематику я заранее предусматриваю при составлении плана воспитательной работы;
  • беседы и диспуты провожу с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
  • читательские конференции помогают не только расширить кругозор обучающихся, но и усвоить нормы и принципы нравственности;
  • мини-лекции использую как самостоятельную форму работы школьников, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций приглашаю сельского детского врачей, сотрудников ГИБДД и пожарной службы.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:

  • педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
  • приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
  • воспитывающие ситуации я применяю с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;
  • тренинги помогают мне изменить негативные внутренние установки обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;
  • круглый стол, данные формы я применяю для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности помогают мне формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности. Поощрение применяю в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.

4. Метод игровых ситуаций я применяю, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа жизни. Очень часто использую игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию определенного содержания.

5. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся. Таким методом является внушение. Внушать - это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

6. Метод проектов. Исследовательские проекты (организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты (санитарные бюллетени о здоровом образе жизни).

Моя доброжелательность, вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов, уважительное отношение к обучающимся формируют благоприятный психологический климат в классном коллективе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья.

Модель системы воспитания культуры здоровья у младших школьников Остерской средней школы. (Приложение 2)

Процесс формирования культуры здоровья не приводит к моментальным результатам. Эффективность моей работы в этом направлении подтвердилась положительными тенденциями по ряду показателей:

  • активное использование обучающимися оздоровительных процедур: прогулки на свежем воздухе - 68 %; бег - 46 %; лыжные прогулки - 32 %; утренняя гимнастика - 70 %.
  • рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;
  • уровень усвоения материала учебных занятий и внеучебных мероприятий - рефлексивно – созидающий, то есть у обучающихся возникает потребность создать свое, выразить себя в творческих работах (сценариях, рефератах, исследовательских работах);
  • обучающиеся овладевают практическими навыками оздоровительных методик, навыками укрепления здоровья, санитарно-гигиеническими навыками.

Литература:

  1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - № 3.
  2. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2002. - № 2.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
  4. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
  5. Курбатова Л. Мозг, творчество.//Начальная школа плюс: до и после, 2003, №5,
  6. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2000. - № 3.
  7. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003.
  9. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003, №3.
  10. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2000.
  11. Хрущев С.В. Оздоровление детей (современные проблемы): Хроника / Хрущев С.В., Шлейфер А.А. // Вестн. спорт. медицины России. - 1994. - N1