Урок чтения и развития речи

Разделы: Литература


Цели:

  • Совершенствование навыков беглого выразительного чтения.
  • Развитие внимания, памяти, связной устной речи.
  • Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.

Оборудование:

  • картины о природе,
  • снежинки,
  • кроссворд,
  • письмо Феи,
  • животные,
  • магнитная доска,
  • звукозапись.

Ход урока

I. Оргмомент.

Сегодня, ребята, у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну. Нас пригласила к себе в гости прекрасная Фея в один из уголков своего волшебного царства. И как туда попасть, я тоже не знаю. А вот и её первая подсказка. Сейчас мы послушаем стихотворение А.С. Пушкина в исполнении Народного артиста России Юрия Васильева ивы ответите на вопрос: о каком времени года идёт речь в стихотворении? (Время года - зима).

- Но как же туда попасть? Не оставила ли нам Фея ещё какой-нибудь знак? Мне кажется, что вот эта снежинка необычная. Так и есть, в ней какая-то записка.

Письмо Феи.

Дорогие, ребята!

Сегодня я перенесу вас в свои владения. Это будет Зимнее царство. Для того, чтобы попасть туда вам надо показать свои знания. Вы справитесь, я знаю, я уверена в вас. Удачи вам, ребята!

II. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке, шагая по дорогам зимнего царства, мы вернёмся к прочитанным произведениям по теме “Картины родной природы” Зима.

Вспомним, какие учили стихи, что читали, постараемся передать то настроение, о котором хотели сказать нам авторы. Опишем зимнее время года, так как мы видим, чувствуем.

III. Речевая разминка.

- Слышите, это Фея пролетает над своей страной, указывая нам путь в царство Зимы…

- Мы в волшебном царстве. Поприветствуем жителей этого замечательного уголка.

1. Упражнения на дыхание

И.п. Встать, расправить плечи, голову держать прямо.

-Глубокий вдох (на счёт 1-5).

- Задержка дыхания (на счёт 1-3).

- Выдох (на счёт 1-5).

2. Речевая ритмика

(глаза, шёпотом, тихо, громко, по рядам, парами, по одному).

К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лёд, снежинки,
Санки, лыжи и коньки!

3. “Бегущая лента”.

- Почитать пословицу. Кто много читает, тот много знает.

- Что означает эта пословица?

- Приятно ли общаться с умным человеком?

IV. Работа по теме.

Фея тоже так считает. И посмотрите, что она нам подарила - книгу и не просто книгу, а Мудрую книгу.

- Что значит мудрая?

Здесь не хватает одной страницы, Фея предложила нам её собрать. В каждой книге есть стихи, рассказы, иллюстрации к ним. Вот этой то странички с иллюстрацией и не хватает. Мы должны её собрать, а чтобы собрать надо выполнить задание Феи.

Если мы будем выполнять все задания правильно, то вам будет дозволено, попасть в самый тайный уголок зимнего царства, там волшебники колдуют над страницей, и вы сможете им помочь.

1 страница.

Разгадать кроссворд “Зима”, записать отгадку в кроссворд.

1.

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег).

- С чем сравнивается снег?

2.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (февраль).

- Почему вы решили, что это февраль?

3.

Запорошила дорожки,
Разукрасила Окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима).

- Какую радость подарила детям зима?

4.

И снег и лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней).

- Приходилось ли вам видеть иней?

- Показать иней на картине.

5.

Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. (снежинки).

- Какой формы бывают снежинки? (снежинки у детей на столах).

2. страница “Найди свою половинку”.

Соединить половинку своей снежинки с другой половинкой, на одной половине снежинки имя автора, на другой - название произведения.

  1. “Зима” Ф. Тютчев.
  2. “Декабрь” Г. Скребицкий.
  3. “К зиме” К. Бальмонт.
  4. “Всяк по – своему” Г. Скребицкий.
  5. “Поёт зима – аукает” С.Есенин.
  6. “Берёза” С. Есенин.
  7. “Зимняя дорога” А. Пушкин.

3 страница:“Поэты о природе”.

1. - В каком стихотворении поэт называет Зиму “чародейка”?

- Что значит слово “чародейка”?

(рассказывание стихотворения наизусть).

- Какие слова передают красоту зимнего леса?

2. На коньках начнём кататься мы на звонком льду…

- Из какого стихотворения эти строки?

-Чему рады дети?

(рассказывание стихотворения наизусть).

- Какие ещё зимние забавы знаете?

3. С. Есенин подарил нам два прекрасных стихотворения. Чтение стихотворения “Берёза” наизусть.

- С чем автор сравнивает снег на ветках берёзы?

- Из серии картин выбрать ту, которая подходит к данному стихотворению.

- Кого поэт жалеет в стихотворении “Поёт зима- аукает”? Как надо читать начало стихотворения, конец?

Выразительное чтение стихотворения.

- Какое чувство вызывают у вас озябшие воробьишки?

- Какую помощь вы можете оказать птицам зимой?

4 страница “Следы на снегу”.

- Почему зимой мы можем видеть следы зверей?

- Из какого произведения эти строки?

…В лесу теперь тихо… (Декабрь. Г.Скребицкий).

(выборочное чтение)

- Найти и прочитать, как проводят зиму барсуки, ежи, медведи. (стр.132).

- Прочитать, каких птиц спасает снег от холода?

- Зачем растениям необходим снежный покров? Прочитать.

- В каком произведении зайчик обрадовался снегу? (Всяк по-своему. Г. Скребицкий).

- Чем эта история похожа на сказку?

- Пересказать историю от имени зайца.

- Легко ли животным в зимнее время года? Почему?

- Чем мы можем помочь животным?

5 страница “Загадка”. Подобрать родственные слова к слову-отгадке.

1. Лежал, лежал, а весной в реку убежал. (снег).

2.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз).

3.

Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки? (зима).

- Составить предложения с данными словами.

- Составить рассказ по данному плану и картине, составленной учащимися (выставляется картина).

1. Природа зимой.

2. Звери и птицы зимой.

3. Помощь зимующим птицам.

V. Итог урока.

- У кого мы были в гостях?

- Куда приглашала нас Фея?

- Что вам особенно запомнилось, понравилось? Почему?

VI. Комментирование оценок.

- Слышите, это Фея пролетает над своей страной и указывает нам дорогу домой.