Нетрадиционные формы учета знаний на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Работая в предпрофильных и профильных классах, я убедилась, что обучение должно быть организовано таким образом, чтобы учащиеся были заинтересованы в изучении иностранного языка. Опыт говорения на изучаемом языке, как и любой другой опыт приобретается только в деятельности, способность к коммуникации может стать результатом лишь интенсивной познавательной деятельности учащегося, использования самостоятельных исследований, открытий.

На первое место выступает содержательный аспект обучения, что предполагает учет реальных интересов и потребностей учащегося, конкретного возраста, развития его эмоционально-оценочного отношения к усваиваемому материалу, а также самостоятельности и активности в учебном процессе, повышения мотивации за счет создания естественных мотивов общения. Все, что нужно учителю, это создать ситуацию практического использования языка на уроке.

Я пришла к выводу, что нетрадиционные формы учета знаний помогают решить эту проблему, активизируют речевую деятельность, расширяют кругозор, вселяют уверенность в учащихся, снимают комплекс боязни сделать ошибку. Увеличивается время говорения, расширяется словарный запас. Отход от привычных приемов “вопрос – ответ”, “учитель – ученик” предоставляет учащимся возможность овладения умениями видеть, оценивать, обсуждать свою собственную деятельность с позиций других участников группы. Во время коллективной работы возникает чувство партнерства и поддержки, приобретается социальный опыт. Да и сам учитель на таких уроках становится консультантом, координатором и зачастую участником общения. Атмосфера сотрудничества, психологический комфорт учит больше, чем все взятые вместе учебники.

Вот некоторые темы уроков, которые я практикую уже много лет.

8 – 9 предпрофильные классы.

Тема: Дом. Квартира.

Для закрепления лексики и развития навыков устной и письменной речи я предлагаю учащимся следующие виды заданий:

Говорение: Описание картинок, на которых изображены различные комнаты и помещения: жилая комната, столовая, кухня, ванная, спальня и т.д. с точки зрения дизайна, материалов, используемых для отделки, их экологичности, цветовой гаммы, освещения.

Письменная практика: Написать объявление об обмене квартиры, в которой вы сейчас живете, на другую, большей\меньшей площади, лучшей планировки, в другом районе. Условия обмена, доплаты, ваши реквизиты.

Написать рекламный проспект “Продажа загородных меблированных коттеджей от застройщика”.

Тема: Здоровье. Визит к врачу. Здравоохрание в Британии, США, России, Калининградской области.

Говорение: Диалог по телефону “Вызов врача на дом”. Участники диалога – регистратор поликлиники – мама больного. “Приход врача на дом”. Участники – врач, мама больного, сам больной. Осмотр больного, диагностика, выписка рецепта, назначение лечения. “Посещение поликлиники”. Участники – регистратура, больной, врач на приеме. Анализы, выписка в школу. Все диалоги-сценки проходят в движении, с имитацией действий врача и больного: измерение температуры, осмотр горла, прослушивание сердца, легких и т. д.

Ролевая игра: “Выездное заседание представителей ВОЗ, проходящее в Калининграде”. Участники: представители ВОЗ, министр здравоохранения Калининградской области, представители различных структур в системе местного здравоохранения. В результате самостоятельной поисковой деятельности учащиеся выясняют проблемы, стоящие перед здравоохранением в Калининграде и области, готовят сообщения, предлагают способы их решения.

Представители ВОЗ, выслушав все сообщения, вносят предложения по оказанию практической помощи (не денежной – это мое условие). Вырабатывается программа: оборудовать диагностические центры, построить новые корпуса онкологической больницы, реконструировать детские санатории, обеспечить вакциной для прививок против полиомелита, организовать семинары-практикумы для врачей города и области и т.д.

На урок был приглашен врач, один из родителей учеников. Он был поражен глубиной и зрелостью высказываний учащихся. Урок был построен на региональном материале, добытом в областной администрации, местной прессе, теленовостях, а также на основе жизненных наблюдений и своего опыта.

Тема: Москва. История. Достопримечательности.

После работы с текстовыми материалами, видеофильмом выходим на итоговый урок. Задание: Составить десять специальных вопросов по изученной теме (условие – вопросы о датах, именах не задавать). При составлении вопросов разрешаю пользоваться текстами.

Затем я собираю листочки с вопросами, складываю их в непрозрачный пакет, перемешиваю, и учащиеся вытаскивают их по одному для дальнейшей работы.

Задание: напишите под вопросами слово “Эксперт”, укажите свою фамилию. Ваша задача – проверить вопросы и выставить две оценки: за грамотность и оригинальность вопросов. Затем вы подходите ко мне, отвечаете на эти вопросы и сдаете работы на окончательную проверку. Я в свою очередь оцениваю устный ответ ученика и его работу как “эксперта”.

На уроке произошел интересный момент: учащиеся потребовали друг от друга четкого написания, хотя мои замечания по поводу небрежного оформления работ до этого игнорировались.

Тема: Питание. Зачетный урок по этой теме – урок-дегустация. Учащиеся приносят свою фирменную домашнюю выпечку (из магазина не разрешаю приносить). Распределяем кулинарные изделия так, чтобы они не достались “автору”, делаем чай или кофе и садимся за работу. Задание: через дегустацию определить ингредиенты, их пропорции, написать рецепт приготовления, отдать на проверку автору. Он выставляет оценки за правильность рецепта и грамотность его написания и оформления. Потом я собираю работы. Контрольная проверка за мной.

Этот урок очень популярен у учащихся. Неформальная обстановка, свобода общения и в то же время серьезная языковая работы позволяет не только установить уровень сформированности соответствующих коммуникативных умений, но и выявить имеющиеся недостатки и устранить их в дальнейшем.

10 – 11 классы.

Тема: Наука. Научные открытия и изобретения. После работы с текстовыми материалами, поисками в Интернете выходим на итоговое занятие, которое проводится в форме “заседания комитета по присуждению Нобелевской премии за выдающиеся достижения и открытия в области науки”. Выбирается “комитет” из учащихся хорошо говорящих на английском языке. Их задача: выслушать доклады “ученых” о своих открытиях и изобретениях, задать им вопросы о практическом значении и применении этих открытий и изобретений и вынести свое решение о присуждении премии. Учащиеся выступают под именами ученых, наших современников (ученых прошлых столетий не берем). Это заставляет учащихся обратиться к Интернет источникам, расширить область поиска, что, в свою очередь, расширяет их кругозор, делает более компетентными в изучаемом вопросе.

Тема: Молодежь. Молодежные организации. Урок проводится на материале газеты “Дайджест для изучающих английский язык”. (Тексты “Boyscouts” и “Girlscouts”). Класс делится на две группы – девочки и мальчики. Задание: провести организационные собрания по созданию молодежных организаций для мальчиков и девочек, выработать положения, Устав, девиз и т.д. Домашнее задание: проект о молодежных организациях Калининграда.

Тема: Биографический очерк. (Personal Profile). На маленьких листочках я пишу имена всех учащихся группы, каждый ученик наугад берет один листочек и приступает к работе. Задание: на компьютере создать информацию о том человеке, чье имя вы выбрали (биографические данные, описание внешности, увлечения, планы на будущее). Затем к компьютеру подходит тот ученик, о ком был создан этот файл. Ниже на этой же странице он пишет текст о себе. Затем по часовой стрелке учащиеся опять меняются компьютерами. Наступает черед независимого “проверяющего”. Он сравнивает оба текста, оценивает точность и полноту рассказа первого участника и исправляет, если есть, грамматические и лексические ошибки у обоих авторов. Выставляет две оценки – за содержание и грамотность. Затем работы учащихся проверяю я. На таком уроке происходит сращивание двух предметов – английского языка и информатики, закрепляется лексика, развиваются коммуникативные навыки и, что самое главное, укрепляются дружеские отношения в классе.

Создавая реальные ситуации общения, стимулируя воображение учащихся, помогая им в поиске нужной информации, поощряя самостоятельность и инициативу в творчестве, я помогаю своим ученикам преодолеть страх перед оценкой, “погрузиться” в изучаемый язык, почувствовать его красоту и доступность. Тот, кто не играл в “дочки-матери” в детстве, с трудом исполнит эту роль в старшем возрасте. Тот, кто не играл на уроках английского языка, не проиграет эту ситуацию в реальной жизни. “Любой живой язык порождается реальностью и служит ей” [1].

Список использованной литературы.

  1. Будагов Р.А. Язык-реальность-язык. – М., Наука, 1983.
  2. Володина М.Е. Нетрадиционные формы учета знаний учащихся. ИЯ., № 3, 2002.
  3. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам. ИЯ, № 1, 2004.