Обобщающий урок по истории в 10-м классе "Киевская РУсь"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • повторение, обобщение и структуирование пройденного материала;
  • проверить уровень усвоения изученного материала, научить применять;
  • исторические знания на практике, подводить итоги в нетрадиционной форме.

План урока:

  1. Учебный мозговой штурм (как подготовительный момент к активной работе).
  2. Письменный опрос на знание пройденного материала по теме (трехуровневые поэтапные задания в формате ЕГЭ).
  3. Решение учебной задачи на основе сходного противоречия (работа по группам).
  4. Устная работа над составлением синквейна (как итог-обобщение по теме “Киевская Русь”).
  5. Объяснение домашнего задания.

Основные понятия:

  • “норманнская теория”,
  • союзы племен,
  • усобицы,
  • феодализм,
  • виды феодально-зависимых крестьян,
  • Боярская дума,
  • князь,
  • дружина,
  • половцы,
  • хазары,
  • печенеги,
  • община,
  • индоевропейцы,
  • вотчина
  • натуральное хозяйство,
  • государство,
  • полюдье,
  • уроки,
  • погосты,
  • “Русская Правда”,
  • десятина,
  • христианство,
  • православие,
  • язычество,
  • восточные славяне.

Основные даты:

  • Выдающиеся личности: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав, Борис и Глеб, Илларион, Феодосий Печорский.

Оборудование урока:

  • карта “Киевская Русь в IX-XII вв.”,
  • репродукции с изображениями князей изучаемого периода,
  • подготовленные заранее листы для самостоятельной работы,
  • листы с заданиями по трем уровням,
  • задания с выдержками из исторических источников с исходным противоречием.

ХОД УРОКА.

  1. Сегодня на уроке мы повторяем и закрепляем свои знания по теме “Киевская Русь”, и, для начала. Я предлагаю вам в качестве разминки подумать над таким вопросом: как динамика развития хозяйства связана с динамикой развития общественных отношений. Для решения этой задачи попробуем составить логическую цепочку взаимосвязи. (обучающиеся предлагают звенья причинно-следственной связи, а учитель записывает на доске, ребята, соответственно в тетрадях). –3мин.
  2. п/огневое----накопл обраб земли---пахотное земле------------ трехполье

    +усоверш ор.труд------рост произ-ва и кач-ва расслоение

    населения

    Союз племен сосед община углубление

    --------------------- ---------------- расслоения

    Родовая община вождь, совет

    вождь ----------------------------------- Дружина молодш.и старш.

    дружина

    совет племени

    Прежде чем перейти к проверочной работе давайте вспомним всех князей, правивших в Киевской Руси последовательно. Когда обучающиеся называют имена правителей, они же и выставляют у доски по порядку правления князей картины с их изображениями. 3мин.

  3. Теперь, когда учащиеся настроены на активную работу, можно провести письменный опрос. На заранее подготовленных листах даны задания разного уровня. При решении определенного уровня заданий обучающиеся переходят на следующий уровень, а затем на третий. Пример: даются два варианта заданий по три уровня, каждый уровень находится на одном из трех рядов. Перемещение с ряда на ряд дает несколько секунд для переключения с одного вида заданий на другой и небольшой отдых (здоровье сберегающие технологии). Листы с выполненными заданиями сдаете через 15 минут, возвращаясь на свое место. ( приложение 1.doc)
  4. Естественным в развитии любого государства, и Киевская Русь – не исключение, является правление князей (королей). Правление каждого из них – это своеобразные этапы (эпохи). Каждый правитель привносит новизну в общественные отношения, вырабатываются новые Уставы, правила… Кто-то остается в памяти людской, а некоторых есть только сухие записи летописей и хроник.
  5. ? – приведите примеры к этому высказыванию и аргументируйте. Наиболее яркие примеры – кн. Ольга и кн. Святослав, но ребята могут привести и другие примеры. – 5 мин.

    И теперь, поделившись на группы, попробуем решить некоторые противоречия в правлении некоторых князей.

    Ученики работают по заранее сформированным группам с документами. (приложение 2.doc) 10 мин.

    На примере правления этих князей Киевской Руси, мы видим как постепенно, но верно Древняя Русь становится Велико державой.

  6. Подводя итоги работы над темой “Киевская Русь”, давайте в качестве вывода составим синквейн.
  7. Правила составления синквейна:

    1-ая строка – одно слово –существительное,-в которое переформулирована тема занятия.

    2-ая строка – два слова – прилагательных – описывающие тему.

    3-я строка – три слова – глаголы – описывающие действия в рамках темы.

    4-ая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

    5-ая строка – одно слово, синоним первого, повторяющее сущность темы. 3мин.

    Пример:

    Русь
    Киевская. Величественная.
    Растет. Крепнет. Развивается
    Киевская Русь – великое государство.
    Отечество.

  8. Домашнее задание по выбору. Тема “Киевская Русь”
  • Конкурс шпаргалок. Оценивается глубина раскрытия темы, компактность изложения и ее изложение.
  • Составить генеалогическое древо Мономаховичей.