Комплексная программа летнего оздоровления детей "Планета детства"

Разделы: Социальная педагогика


Пояснительная записка

Лето – пора поистине золотая. Ведь от того, как человек подпитается активизирующейся в этот период живительной силой самой природы, какую психологическую разгрузку он получит, какие положительные эмоции приобретет, чем обогатится, какой настрой получит на предстоящий год, зависит его дальнейшая успешность, рождение и реализация новых планов и замыслов. Тем более – если этот человек – ребенок.

Для того, чтобы летние каникулы наших ребятишек были полезными и продуктивными как для здоровья, так и для интеллектуально-творческого развития, необходимо создать наиболее благоприятные условия для оздоровления и отдыха.

Приезжая в лагерь, дети попадают в особую среду. Важно, чтобы ребенок интенсивно развивался в новой социальной среде, формировался как личность. В период каникул ребенок получает возможность ощутить свободу и самостоятельность, проявить самоорганизацию и самодеятельность. И важнейшим условием развития личности становится благоприятный психологический климат такой среды. Следовательно, концептуальным подходом становится идея развития максимально благоприятного, психологически комфортного климата в лагере. Поскольку психологический климат в коллективе определяется степенью комфортности отношений между его членами.

Ещё одной важнейшей концептуальной идеей программы является развитие “творческости” как основы творчески активной позиции человека. Стремление к творчеству является важнейшим условием и стимулом для развития личности. Творческая личность успешнее адаптируется к изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности.

“Педагогика отношений”, и развития “творческости” является основной идеей данной программы и реализуется через организацию сюжетно-ролевой игры “город Доброград”. В ее основе лежит творческая игровая деятельность.

Опыт предыдущих лет показывает, что ребятам нравится проживать 18 дней смены, выполняя определенные роли, вживаться в образы.

Город “Доброград” – название игры, где через выполнение различных заданий – коллективных и индивидуальных – на “Поляне радостных событий” (экран игры) появляется все больше и больше имен участников смены с указанием их званий и заслуг.

Детям, приезжающим в ДОЛ “Орленок” предоставляется возможность почувствовать себя инициатором, организатором проводимых дел и активным участником жизни.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 7 до 15 лет.

Ведущая идея программы – создание условий, утверждающих в жизни детей идеалы добра и красоты, духовного и физического совершенства.

Многообразие жизненных ситуаций выявляет различные психологические стереотипы, характеры как детей, так и тех, кто участвует в выработке у них культуры ценностных ориентаций. Во взаимодействии детей и взрослых, крайне важна способность и навык гибко адаптироваться к сложившимся, устоявшимся и непрерывно обновляющимся условиям жизнедеятельности. Только в процессе творческого самоутверждения может проявиться неповторимая личность, лишенная болезненного честолюбия, амбиций, способная реализовать непрерывно обновляющийся опыт социокультурного поиска, знания общечеловеческих ценностей и возможностей жизнестойкости в новых условиях.

Разработка программы продиктована:

  • Повышением спроса родителей и детей на полноценный, организованный отдых школьников в условиях загородного лагеря;
  • Модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • Сбалансированным пятиразовым питанием;
  • Использованием естественных оздоровительных факторов лета.

Цель программы: Создание благоприятных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи программы:

  • способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;
  • развития различных форм общения в разновозрастных группах;
  • создание условий для развития творческого потенциала,
  • создание положительного эмоционального климата в коллективе лагеря;
  • создание системы взаимодействия в коллективе лагеря, которая основана на позитивных взаимоотношениях как практикой социализации и воспитания личности.

Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Конституцией Российской Федерации;
  • Законом РФ “Об образовании”.

Основные условия реализации программы “Планета детства”:

  • обеспечение многообразия видов деятельности, в которую включается ребенок;
  • создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе;
  • организация воспитания общения посредством коллективных форм деятельности;
  • формирование познавательного интереса и создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности;
  • формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться;
  • сочетание в процессе жизнедеятельности массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
  • личностный пример педагога, способного собственным поведением влиять на динамику личностных отношений в коллективе;
  • развитие и совершенствование системы методического обеспечения деятельности педагогов;
  • организационно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение;
  • профессионально-педагогическая компетентность кадров.

Предполагаемые результаты программы

  • Сплочение временного детского коллектива;
  • Создание положительной мотивации на деятельность в кружках МОУ ДОД “ДООЦ” в течение года;
  • Качественное, эмоционально – насыщенное оздоровление детей;
  • Приобретение детьми нового социального опыта;
  • Установление полезных контактов среди сверстников села и района;
  • Повышение степени удовлетворенности детей и их семей от детского лагеря;
  • Закрепление навыков здорового образа жизни;
  • Социальная адаптация в пространстве временного детского коллектива;
  • Выпуск сборника методических материалов в помощь организаторам и вожатым из опыта реализации программы “Планета детства”;
  • Наличие откликов в средствах массовой информации.
  • Результаты реализации программы будут подведены в сентябре 2006 года на заседании Межведомственной комиссии по оздоровлению и летней занятости несовершеннолетних.

Программа “Планета детства” основана на принципах:

Гуманизма, предполагающего отношение к каждому ребенку как к самоценности;

Духовности, проявляющейся в формировании у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культурных, соблюдению нравственных норм морали;

Толерантности, терпимости к мнению других людей, другому образу жизни;

Индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере;

Вариативности, включающей многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.

Содержание программы.

Реализация целей и задач смены состоит в организации сюжетно-ролевой игры “Город Доброград”, который расположен на территории лагеря “Орлёнок”.

Участниками игры становятся все ребята и взрослые, приехавшие в лагерь. Каждому ребенку нужно пройти по дороге добрых дел. На пути к успеху нужно обследовать, “перекопать” и “перелопатить” уголки своей души, своих знаний и умений, попробовать поставить себя на место другого, примерить его “одежды” и найти своё место в деле общего Успеха, через индивидуальную и коллективно – творческую деятельность.

“Город Доброград” имеет свой флаг, девиз, гимн и клятву.

Девиз: “Мы строим город Доброград, чтоб жить в нем каждый был бы рад!”

Гимн: “Добрым быть совсем, совсем, совсем не просто…”.

Клятва: “Каждый житель города Доброграда должен быть достойным жителем города! Стремиться стать лучше! Помогать другим жителям! Уважать труд всего коллектива! Клянемся, клянемся, клянемся!”

В городе живут “доброградцы”. Название города обязывает относиться друг к другу по законам добра и справедливости. Педагогическому коллективу необходимо как можно больше употреблять в разговоре с ребятами слова: “спасибо”, “пожалуйста”, “будьте добры”.

Правит городом Градоначальник и его министры:

  • Министр финансов – организатор трудовых дел. (Работа “Добробанка”).
  • Министр спорта – организатор спортивных дел. (Клуб “Здоровье”).
  • Министр культуры – организатор “Хобби – центра”, мастерских.
  • Министр образования – организатор творческих дел (работа творческой лаборатории…).
  • Министр добра – организатор всей воспитательной работы. (Служба “Биржа идей”).
  • Министр здравоохранения – организатор тематических бесед, встреч о здоровом образе жизни.

Исходя из направлений деятельности, основной период смены делится на три этапа: “Творчество”, “Сообщество”, “Познание”. За смену происходит изучение, ознакомление, приобретение навыков практической деятельности как индивидуально, так и в группе и в коллективе.

День в свою очередь состоит из трех блоков:

  • Утро – Информационный блок (Получение заданий, знаний). Проводятся утренние линейки;
  • День – Практический блок (Получение навыков). Работа в микрогруппах, мастер – классах, индивидуальная деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Подготовка к общелагерному делу;
  • Вечер –  Творческий блок (Закрепление материала). Коллективно-творческая деятельность.

Каждый новый день проходит под общим девизом, согласно выбранной тематике дня. Вечерняя линейка. Каждый житель города получает индивидуальную визитную карточку. (см.рисунок №1)

По мере участия “доброградца” в игре на протяжении всей смены заполняется “Моя дорога Успеха” в знак признания его заслуг. На визитке появятся символы в виде разноцветных человечков, сообщающие о том, что наш “доброградовец” достиг определенных успехов и его имя останется в истории “Города Доброграда” и будет отмечено на “Поляне радостных событий”.

Участие и успех отрядов в общелагерных делах также отмечается символами на экране игры. Имеет свою расшифровку:

Символ красного цвета: Молодцы! Всё было здорово! Так держать! (I место).

Символ зелёного цвета: Хорошо, но можно лучше! (II место).

Символ желтого цвета: У тебя есть ещё шанс (III место).

Символ синего цвета: Так себе, маловато старания и творчества.

В течение всей смены жители города за выполнение государственных обязанностей получают денежную единицу “Добрейку”. (см.рисунок №2)

У каждого отряда есть своя чековая книжка, куда вносятся доходы и расходы:

1. Источник дохода:

  • за хорошее обучение в “Хобби-центре”, мастерской и творческой лаборатории;
  • за выполнение индивидуальных трудовых заданий;
  • за активное участие в подготовке и проведении творческих дел;
  • за содержание в чистоте и порядке комнат и корпуса;
  • за инициативное дело на пользу города;
  • за высокий культурный уровень: поведения, проведения мероприятий, общения.

2. Источник расхода:

  • за плохое поведение в столовой.
  • За плохое дежурство отряда.
  • За беспорядок в комнатах и корпусе.
  • За беспорядок дежурного отряда на территории города.
  • За нарушение законов города Доброграда.
  • За употребление грубых слов.

На протяжении всей смены любой житель города может выбрать кружок в “Хобби-центре”, мастерскую, творческую лабораторию и научиться делать то, чего раньше не умел и что значимо для его творческих и интеллектуальных способностей.

“Хобби-центр” предлагает: “Оригами” – здесь каждый может научиться складывать фигурки из бумаги; “Бусинка к бусинке” – учатся создавать красивые и оригинальные изделия из бисера; “Сувенир” – изготовление сувениров из подручного природного материала; “Фольклор” – тот, кто любит народные традиции, праздники, обряды.

Мастерские: “Игровых дел мастер” – здесь обучаются методике проведения игровых программ; “Хорошие манеры на живых примерах” – для тех, кто интересуется правилами и нормами поведения в области этикета; “Лейся песня” – учимся играть на гитаре, и разучиваем любимые песни.

Творческие лаборатории: “Клуб здоровья” – для тех, кто интересуется спортивными видами деятельности; “Завалинка” – для девочек среднего и старшего возраста, где за чашечкой чая и с песней можно поговорить о своих девичьих заботах. “Пять шагов к себе” – если тебе интересно научиться общению со сверстниками, уметь лучше понимать друг друга. “Умники и умницы” – приглашаются все те, кто хочет помочь и принять участие в разработке и проведении интеллектуальных, творческих дел. Научиться их проводить самому.

На протяжении всего периода смены работает служба “Биржа идей”, которая отслеживает уровень участия ребят во внутриотрядных и общелагерных делах. Выполняет пожелания и предложения жителей города. Планирует работу и контролирует выпуск городской газеты “Добрята”. (Работа пресскоров, проведение экспресс – опросов, анкетирование, сбор и обработка информации в лагере).

Каждый день смены заканчивается вечерним “Огоньком”. Главный смысл – обратиться к личности ребенка, который осмысливает свою позицию в оценке собственных дел и поступков товарищей, свое место в коллективе.

Формы проведения “Огонька” избираются вожатыми с учетом предложенных диагностических и аналитических приемов организации коллективного обсуждения проблем, событий, дел смены.

Организует эту работу старшая вожатая. Она на ежедневных педагогических планерках информирует воспитателей о темах “Огоньков”. Воспитатели – о результатах работы.

В итоговый период смены всем жителям, по результатам игры, вручаются вымпелы:

“Сердце Данко” – тому, кто самостоятельно, бескорыстно и добровольно помогает и совершает добрые поступки на благо всех жителей города;

“От сердца к сердцу” – тому, кто занимается декоративно-прикладным творчеством и сможет научить этому других.

“Зажечь сердца” – тому, кто сумел организовать ребят вокруг себя на добрые дела.

По итогам смены каждый ребенок увозит с собой “Рюкзак Успеха”, где отражены все достижения, успехи за смену.

Дела организационного периода (1-3 день)
Задачи периода Отрядные дела Общелагерные дела
Знакомство детей с педагогами и друг с другом.

Знакомство с жизнедеятельностью лагеря.

Определение структуры коллектива, формирование основ коллективной деятельности.

Адаптация.

Огонек знакомств “Расскажи мне о себе”.

Вечерние “Огоньки”: “Мои сильные качества”; “Письмо домой”.

Первичная диагностика.

Оформление отрядных уголков

Выбор актива.

Презентация отрядов.

“Вожатский концерт”.

Игра по станциям (по материалам Конвенции о правах ребенка).

Праздничная линейка открытия “Дом, окнами в детство”.

Дела основного периода (4-15 день) “Творчество”, “Сообщество”, “Познание”

Включение детей в активную деятельность;

Создание благоприятных условий для самореализации детей

Подготовка к тематическим дням

Отрядные вечерние огоньки: “ Моя компания”, “Добрый вечер”, “Что такое? Кто такой?”, “Все дороги начинаются с порога”, “Три плюс один”, “Пресс-конференция”, “Время решений”

Занятие в кружках, мастерских, творческих лабораторий

Работа актива лагеря

Подготовка к общелагерным делам;

Трудовые десанты;

Конкурсы рисунков

Межотрядные дела

Спортивно-оздоровительная работа.

День актерского мастерства

Веселые старты

День добрых дел

Игровая театрализованная программа “Чудеса за полчаса”

День здоровья

Презентация кружков, мастерских.

День спорта

День веселых игр и забав

“Ярмарка чудес”

Музыкальный конкурс.

“День невинных обманов”

Дела итогового периода (16-18 день)

Подведение общих итогов реализации программы смены.

Выявление результатов индивидуальных и коллективных достижений

Награждение организаторов и активных участников смены

Анкетирование

Диагностика

Вечерние огоньки: “В кругу друзей”; “Задушевный разговор”

Песни у костра “Гитара по кругу”

Выставка творческих работ детей

Выпуск газеты

Составление летописи смены

Выпуск информационных бюллетеней смены

Праздничное закрытие смены

Отъезд детей

Для включения в игру ребята знакомятся со словарем терминов города “Доброграда, которые будут использоваться в течение смены (см. приложение №1).

Механизм реализации программы

В основу системообразующей деятельности в ходе смены мы закладываем:

Педагогику сотрудничества; игровые технологии; групповые технологии; технологии свободного труда; технологию творчества.

Каждый ребенок в соответствии со своими желаниями, умениями, интересами попадает в позицию то организатора, то участника, а то и автора какого то дела.

Для реализации цели и задач программы используются следующие формы работы:кружки, конкурсы, КТД, творческие лаборатории, инициативные группы, соревнования, выставки, турниры, трудовые акции, “огоньки”, ролевые игры, деловые игры, ярмарки, тематические дни.

Виды деятельности: досуговая, спортивная, эстетическая, оздоровительная, игровая, социально – трудовая, общение.

Этапы реализации программы.

Название этапа Содержание деятельности Средства и формы деятельности
Подготовительный период (один месяц)
  1. Создание координационного центра,
  2. Разработка программы лагеря;
  3. Подготовка методического материала для участников лагеря;
  4. Разработка анкет;
  5. Отбор участников;
  • Проведение заседаний координационного центра;
  • Работа творческих групп;
  • Направления информационных писем в муниципальное образование района.
Организационный период “Взгляд” (1-3 день)
  • Заезд, диагностика лидерского и творческого потенциала участников смены;
  • Запуск игровой модели программы;
  • Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, игровое знакомство участников смены;
  • Формирование органов самоуправления, спецслужб.
  • Открытие смены;
  • Презентация программы смены, Хобби-центра, творческих лабораторий, мастерских;
  • Проведение игр на знакомство в отрядах;
  • Общелагерный вечер знакомств;
  • Проведение “Огоньков”.
Основной период “Поиск” (4-18 день)
  • Реализация основных принципов и идей игровой модели;
  • Включение детей в различные виды КТД;
  • Реализация обучающей программы: работа министерств.
  • Работа Хобби-центра, мастерских, творческих лабораторий;
  • Проведение отрядных КТД;
  • Работа органов самоуправления;
  • Проведение общелагерных дел;
  • Проведение отрядных “Огоньков”;
  • Проведение тематических дней, ролевых и деловых игр.
Итоговый период (19-21 день) Анализ качественных изменений, произошедших с участниками смены.
  • Закрытие смены;
  • итоговое дело;
  • проведение аналитической работы в отряде;
  • итоговая диагностика.
Аналитический период (3 дня).
  • Рефлексия;
  • Выработка перспектив развития программы.
Итоговое заседание координационного центра.

Кадровое обеспечение программы.

Подбор педагогических сотрудников для работы в лагере “Орлёнок” осуществляется на конкурсной основе. Планирование и организацию работы лагеря осуществляют: методисты учреждения дополнительного образования, опытные педагоги дополнительного образования и общеобразовательных школ, старшие вожатые школ, психологи, музыкальный работник, медицинские работники, студенты Нововаршавского филиала ОмГПУ.

Для успешной реализации программы один раз в месяц проводится спецкурс “Педагогика каникул” для членов педагогического коллектива по подготовке к работе в ДОЛ, что позволяет вожатым приобрести навыки организаторской, конструктивной, коммуникативной, аналитической деятельности. Спецкурс рассчитан на 24 часа аудиторных занятий. (приложение №2)

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение – это целенаправленный процесс и результат оснащения педагогов, воспитателей, вожатых методическими средствами и информацией, которые способствуют эффективному осуществлению работы в лагере: это подбор педагогических методик и технологий в соответствии с программой смены. Использование анкетных, опросных, диагностических методик для участников смены (“Рейтинг ожиданий”, “Я в круге”). Игровой тренинг: “Печатная машинка”, “Архитектор”, “Кораблекрушение”. Уровень общения: “Где отдыхали наши дети”, “География смены”. Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:

  • индивидуальные и групповые консультации;
  • теоретические и практические семинары;
  • методические планерки; вечерние ежедневные планерки;
  • выпуск методических сборников и рекомендаций

Тематический план работы смены. (приложение № 3)

 Приложение 4

Приложение 5