Давайте задумаемся

Разделы: Социальная педагогика


Сильнее всех – владеющий собой. (Сенека)

Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь человека.
  2. Расширение кругозора учащихся;
  3. Воспитание гармонично развитой личности;
  4. Нравственное воспитание;
  5. Профилактика вредных привычек в школе
  6. Дать учащимся представление о возможных способах отказа от нежелательного воздействия.

Оформление:

  • Плакаты и рисунки о вреде алкоголя.
  • Плакаты и таблицы со статистическими данными.
  • Музыкальное сопровождение.
  • На доске высказывания известных людей, пословицы о вреде алкоголя:
  • Пьянство – есть упражнение в безумии. (Пифагор).
  • Опьянение – есть добровольное сумасшествие человека. (Аристотель).
  • Вино мстит пьянице. (Леонардо да Винчи).
  • От вина гибнет красота, вином сокращается молодость. (Гораций).
  • Вино не вода – человеку беда.
  • Водку пить – по миру ходить.
  • С вином всякое горе увеличится вдвое.

Учитель. Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами.

В современной России ежегодное потребление алкоголя на душу населения – 18 литров, тогда как по расчетам Всемирной организации здравоохранения уже при употреблении боле 8 литров начинается процесс вырождения нации. 30% населения России – бытовые пьяницы. Не менее 10% населения страны больны алкоголизмом. Алкоголизм, как вы знаете, это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его потребления, в результате человек как личность деградирует духовно и физически.

Даже если алкоголь попадает в организм однократно, органы и системы испытывают на себе его негативное воздействие. Но когда действие алкоголя проходит, здоровый организм человека собирает все свои силы и через какое-то время способен восстановиться.

А что произойдет, если алкоголь буде попадать в организм не один раз, а часто и регулярно, как это бывает, когда у человека сформировалась привычка употреблять спиртные напитки?

Демонстрация опыта.

Необходимо взять 2 неполных стакана с подкрашенной акварельной краской водой – синей и желтой. Стакан с желтой краской символизирует здоровый организм человека – недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце – источник жизни. Начнем в стакан с желтой жидкостью добавлять синюю. Что будет происходить? Сначала изменение цвета желтой жидкости незаметно, потом, по мере вливания, она будет все больше принимать зеленый оттенок (ведь смешение желтого и синего цветов дает зеленый цвет), и наконец наступит такой момент, когда вся жидкость в стакане окрасится в зеленый цвет. Так происходит с организмом человека: по мере попадания в него алкоголя тот не будет успевать восстановиться и произойдет все большее болезненное перерождение органов и систем.

Существует много мифов “о полезности” алкоголя (сообщение ученика):

Алкоголь поднимает настроение, помогает развеселиться. На самом деле возникающая веселость – не здоровая, т.к. она вызвана расстройством нервной системы. Поэтому пьяные всегда развязны, болтливы, неосторожны, не контролируют свое поведение. В результате – ссоры, драки, не обдуманные поступки.

Алкоголь помогает снят стресс, усталость. Это не правда, т.к. алкоголь сильный депрессант (он притупляет способность ясно мыслить, снижает самоконтроль) и может у человека вызвать еще больший стресс, депрессию, и мысли о самоубийстве.

Алкоголь помогает забыть жизненные проблемы, конфликты с близкими людьми. Но сколько не выпей – проблемы все равно останутся, а из-за пьянства к ним добавятся новые.

Алкоголь полезен, особенно вино.

Учитель. Давайте обратимся к доске, где у нас схема “Сравнительный состав одного литра пива и одного литра молока”

1 литр пива 1 литр молока
Воды – 915 грамм 870 грамм
Углеводов – 43 грамма 47 грамм
Азотистых веществ – 5 грамм Белков – 34 грамма
Алкоголя - 37 грамм Жиров 38 грамм
+ кобальт, медь. Витаминов – 7 грамм + микроэлементы

Из данной схемы видно, что алкоголь вовсе не полезен. Это докажут нам и опыты, которые мы проведем:

Опыт № 1. Действительно ли алкоголь способствует пищеварению?

Возьмем две пробирки, куда поместим – в одну, с водой – хлеб, в другую – хлеб и спирт. Видно, что в пробирке с водой хлеб растворился без остатка, а в пробирке со спиртом хлеб стал черным и не растворился. Вывод: спирт не способствует пищеварению.

Опыт № 2. “Как вода и спирт действуют на мозг?”

Клеточки головного мозга такие же нежные, как и яичный белок. В пробирку с яичным белком добавим воду.

Белок прекрасно смешался с водой, т.е. наш мозг и вода могут существовать и помогать друг другу. А теперь в пробирку с яичным белком добавим спирт. Белок свернулся, клетки белка погибли. Так алкоголь убивает, разрушает наш мозг, недаром про пьяницу говорят: “Он пропил свой ум”.

То есть алкоголь нарушает работу всех систем организма, часто в результате большой дозы наступает отравление и смерть.

Часто задают вопрос: “Можно ли пить умеренно?” Многие считают, что умеренное потребление спиртных напитков не вредно, но важно, что алкоголь- это тот же наркотик и, принимая его в малых количествах, человек начинает приобретать зависимость. Никто не может дать 100% гарантии, что вы сможете управлять собой и не спиться.

Примеры последствия действия алкоголя:

№1. Из 100 возможных (10 патронов) снайпер до приема алкоголя выбил 96 очков, а после того как выпил всего лишь 50 гр. алкоголя – 26 очков.

№2. В одном из домов инвалидов обследовали детей. Из 137 умственно отсталых детей, только у 9-ти были психически больные родители, у остальных 128 родители были алкоголиками.

Почему люди пьют? (сообщение ученика)

До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают “для аппетита”, “лечат вином” или ребенок сам пробует из-за любопытства. В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становится традиционные поводы: “ праздник”, “семейное торжество”, “гости” и т.д.

В 14-15 лет такие поводы, как “неудобно отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”, “для храбрости”. Для девочек – “одна рюмочка” в честь дня рождения или для другого торжества.

Спиртные напитки далеко не столь приятны на вкус, чтобы принимать их ради вкусовых ощущений. Часто свою первую рюмку пьют с отвращением, с нежеланием. Но друзья уговаривают выпить, настаивают на этом, одобряют, подают пример. Устоять бывает трудно. И вообще, как говорится…

Для пьянства есть любые поводы:

Поминки, праздник, встречи, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый Год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаяние, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство без причин!

Согласно исследованиям, у подростка, начавшего регулярно употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет, психологическая зависимость развивается за один год, в 15-17 лет в течение двух - трех лет, с 22-25 лет в пять-семь лет. Согласно статистике, подростки начинают пить обычно в 13 лет. В 9-х классах употребляют алкоголь 50% учащихся, в 10-х - 60%, в 11-х – 70-75%. Склонность к алкоголизму зависит и от наследственности. Если в семье родители злоупотребляют алкоголем, то вероятность того, что дети станут алкоголиками возрастет.

Алкоголь пагубно влияет на все органы и системы подростка. При концентрации 0,5-0,6% алкоголя в крови (0,5 литра водки соответственно) у подростка может наступить смерть.

Принятый внутрь алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь. Особенно быстро всасывается из напитков, содержащих углекислый газ (пиво, шампанское).

Максимальная концентрация алкоголя в крови устанавливается обычно уже через 30 минут (если он был принят натощак) и через 1-1,5 часа при основательной закуске.

Учитель. Когда предлагают выпить тот или иной алкогольный напиток, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом “за”, а затем отказаться о т предложенного напитка.

Таблица на доске

Аргументы “за”
(ложные причины)
Аргументы против
(последствия употребления алкоголя)
Алкоголь употребляют…

Чтобы было веселей

Чтобы решить проблемы

Чтобы согреться

Потому что это личное дело человека

Чтобы не бояться

Чтобы вылечиться

… А в результате:

Драка в компании пьяных

Уволен с работы за пьянство

Замерзший на улице пьяный человек

Алкоголик в больнице

Горе в семье и испуганные окружающие

Пьяный переходит дорогу на красный свет

Так как алкогольные напитки наносят вред здоровью человека и его жизни, необходимо уметь отказываться от предложения употребить эти напитки, невзирая на те ложные аргументы, с помощью которых кто-либо пытается заставить нас это сделать.

Однако в жизни у многих людей бывает ситуация, когда им предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о возможных последствиях. Поэтому становится понятно, что кроме убеждения не употреблять алкоголь, необходимо еще наличие умения отказываться от него. Умение отказываться разными способами от чего-то ненужного и нежелательного крайне важно для человека.

Ход практического занятия. Группа разбивается на тройки (путем расчета на “первый-второй-третий”). В каждой тройке первый номер получает задание уговорить второго отдать ему какую-то личную вещь. Задача второго номера – отказать в этом. Третий номер является наблюдателем и определяет, какие формы отказа использовал второй номер.

Когда работа будет проделана участниками группы, нужно расспросить наблюдателей, что они увидели, и выписать возможные формы отказа на доске. При этом следует отметить, что в зависимости от ситуации выбирается та форма отказа, которая является более или менее категоричной.

Примерно подобный список можно представить следующим образом (формы отказа здесь представлены, начиная наиболее мягкой и заканчивая наиболее жесткой):

  • Объяснить причины отказа
  • Предложить замену (заняться чем-то другим или дать что-то другое)
  • Сделать вид, что не слышал
  • Просто сказать “нет” (не споря и не объясняя причины отказа)
  • Сказать “нет” и уйти
  • Уйти или убежать, ничего не говоря

Чем опаснее является идущее от кого-то предложение, чем больше исходит от него угрозы благополучию, здоровью и жизни человека, тем более категоричнее должен быть отказ.

Вывод: Таким образом, алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях, например при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых, ведет к формированию у них алкоголизма.

Литература.

  1. В помощь социальному педагогу и классному руководителю. Методические разработки, сценарии, классные часы. Уфа, 2004.
  2. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. М, 1989.
  3. Методические рекомендации по организации антиалкогольного просвещения в школе. М, 1978.
  4. Злоупотребление психоактивными веществами у подростков. Уфа, 1998.
  5. Ахмерова С.Г, Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях. Уфа, 2005.