Особенности познавательного и воспитательного процесса по УМК "Начальная школа XXI века" под ред. Н.Ф. Виноградовой

Разделы: Начальная школа


Знакомиться с УМК Виноградовой Н.Ф. начала с 1997 года ( с публикаций в педагогических газетах и журналах о возможностях программы, ее результативности методики). В то время я работала по традиционной программе, но уже имела за плечами педагогический опыт работы заведующей и учителя малокомплектной школы, затем обучала по программе 1-3 и сделала к этому времени три выпуска.

Незаметно пролетели 12 лет. Передо мной встал выбор : имею высшее образование , 1-ю категорию, работу которую успела полюбить, где изучала и использовала элементы развивающего обучения из разных методик, в том числе : Занкова Л.В., Давыдова В.В.– Эльконина Д. Б. и др., остановиться на достигнутом или продолжить обучение. И после некоторых раздумий решила: учусь!

Прошла квалификационные курсы, курсы по методике преподавания по УМК Виноградовой Н.Ф.Слушая эту замечательную женщину (Виноградову Н.Ф.) и ее сподвижников, еще раз убеждалась в правильности своего выбора.

В итоге с мая 1999 года стала набирать первоклашек и одновременно проводила большую разъяснительную работу среди родителей , объясняя им преимущества УМК.

Начала свою работу с самого главного – психологических особенностей учащихся, ведь разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ребенка или группы детей неодинаковых условий обучения, индивидуального подхода.

В моих классах обучались и обучаются дети с разными способностями, интересами, психическим и физическим развитием, а это требовало от меня обеспечения в ходе урока чередования коллективной, индивидуальной и групповой работы учащихся.

При этом коллективная учебная деятельность – общая по целям, содержанию, приемам работы – применялась преимущественно на этапах ознакомления с новым учебным материалом (я всему классу рассказывала, объясняла, показывала способы действия) и при закреплении изученного (фронтальный опрос, проверка домашней или самостоятельной работы). Групповую деятельность младших школьников организовывала, главным образом, на уроках трудового обучения (при изготовлении одного изделия), окружающего мира (при наблюдении за каким – либо объектом на экскурсии), физической культуры (команды при играх, соревнованиях). Индивидуальную форму учебной деятельности тесно связывала с самостоятельной работой учащихся, которая как раз и создавала реальные условия, учитывающие неодинаковость, непохожесть детей друг на друга.

На уроках старалась реализовывать принцип индивидуального подхода к обучению, воспитанию и развитию учащихся: на всех этапах урока привлекала детей к активному изучению, усвоению материала, с учетом учебных возможностей - это обязательные условия для успешного обучения. Я добивалась усвоения учебного материала всеми учащимися : использовала различные приемы, варьируя их с учетом индивидуальных особенностей: активных, сильных привлекала к выводам, пассивных вызывала для ответов на вопросы в процессе первичного закрепления, ученикам со слабой памятью и медленно протекающими процессами запоминания и мышления давала возможность воспринимать материал второй, третий раз со слов хорошо успевающих детей и по учебнику, невнимательных и рассеянных привлекала к подведению итогов работы. Всегда находила и нахожу возможность отметить успех ребенка и его продвижение, за что чувствую благодарность детей, а так же их родителей.

В конце первого учебного года у меня в классе не было неуспевающих детей ,а процент качества обучения был продвинутым. Это был успех. Меня он окрылил. И тогда я удвоила свои усилия на протяжении последующих лет обучения. Обучающие только улучшали свои результаты. Итог работы успешное окончание детьми начальной школы и переход в 5 класс. Нельзя не отметить, что мои выпускники регулярно принимали и принимают участие в олимпиадах (школьных и районных) и занимают призовые места. А также могу гордиться своими выпускниками, отличниками и медалистами.

Сделав третий набор по УМК “Начальная школа ХХI века” под редакцией Н.Ф.Виноградовой я продолжаю совершенствовать свое мастерство , слежу и изучаю педагогические новинки ( Винокурова Н.К. “ Развитие творческих способностей учащихся”, С. В . Кульневич , Т. П. Лакоценина “Воспитательная работа в начальной школе” и др.) тем самым повышаю свой теоретический уровень ,а также продолжаю работать над педагогическим просвещением родителей .

Из педагогического опыта.

Восемь лет назад начала работу по учебно – методическому комплекту “Математика” Рудницкой В.Н. Этот комплект, по моему мнению , позволил решить одну из важнейших задач, стоящих перед учителем : при обучении учащихся необходимо не столько дать готовый ответ, предоставить образец действия ,сколько побудить ребенка думать, предполагать, выбирать, доказывать, т .е. самому прийти к правильному решению.

Реализуя работу по УМК в рамках проекта “Школа XXI в.”, считаю, что это огромное поле деятельности как для педагога, так и для ребенка.

Н.М.Конышева отмечает, что одним из наиболее перспективных направлений остается всемерное развитие творческого потенциала личности. Система образования должна обеспечить человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Эти мысли являются путеводной звездой в профессиональном мастерстве учителя. Я стараюсь каждый урок проводить так, чтобы он не был похож на предыдущий. Для этого использую разные формы и методы обучения , стараюсь создавать нестандартные ситуации на уроке, чтобы ученикам необходимо было применять свои знания по предмету, но на более высоком, творческом уровне.

Приведу пример урока математики с психолого-педагогическим обоснованием в 1 классе.

Приложение №1

Реализация одной из ведущих идей УМК “Школа XXI в. ” личностно- ориентированного подхода в обучении позволяет учителю организовать учебную деятельность школьника на творческом уровне. Это позволяет создать условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивает ситуацию успеха. Это, в свою очередь, дает возможность педагогу повышать свой профессионализм, искать новые методы и формы организации урока.

Свою задачу я вижу в том, чтобы не давать готовые ответы, а предоставлять возможность самому обучаться, находить правильное решение. А значит, моя цель заключается в организации урока, способствующей формированию активной, самостоятельной и творческой личности школьника. Результат деятельности ребенка – применение полученных знаний в новой, нестандартной ситуации. Этому способствует материал учебника и рабочих тетрадей, которые позволяют поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации, обеспечивать индивидуальную и дифференцированную работу на всех этапах урока.

Все это позволило составить систему уроков, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка. Работая в группе, в паре, ребенок утверждается в себе, приобретает опыт коммуникативного общения - это составляет основу умения учиться, позволяет на уроке органически сочетать воспитание и обучение, строить человеческие и деловые отношения детей.

Приведу в пример конспекты уроков математики в 4 классе и интегрированного курса “Чтение и письмо ” в 1 классе.

Приложение № 2