Урок по предмету "Окружающий мир" с использованием ЦОР "Вулканы. Землетрясения".

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Познакомить учащихся с причиной возникновения вулканов и землетрясений.
  • Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать наблюдательность и умение слушать.

ОБОРУДОВАНИЕ:

а) карта полушарий, глобус, схема внутреннего строения Земли, рисунки стихийных бедствий, схема строения вулкана, карточки для схем;
б) медиапроектор, ПК, презентация “Вулканы. Землетрясения”

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, постановка проблемной ситуации.

1. Географический диктант: “Мы плывем вниз по реке Волге и попадаем в самое большое озеро, которое называется …(Каспийское море). На западе от этого озера расположены горы, которые называются … (Кавказские ”

2. Фронтальная беседа:

- Как отличить “старые” горы от “молодых”?
- Какие две силы влияют на облик гор?
- Где действие подземных сил выражено сильнее: в горах или на равнине?
- Как выдумаете, что описывал в своей книге ученый из Бельгии Гарун Тазлев:

“… Жара была невыносимой… Мы шли по неровной почве; на неё никогда не ступала нога человека; она едва лишь зародилась, она лишь недавно затвердела, от неё исходил жар огненных бездн… Эта твердая порода переходила в волшебное тесто, из которого слеплена Земля…”

- Это репортаж со дна вулканического кратера, с берега лавового озера.

3. Объяснение нового материала.

I. Вулкан.

- Как вы думаете, что такое вулкан? (Выслушивают предположения учеников)
- Сегодня на уроке мы узнаем как формируется вулкан, познакомимся с его строением. (Презентация)

II. Землетрясение.

Беседа:

- Кто видел когда-нибудь ледоход? (Рассказ учащихся о ледоходе)

- Лед весной во время таяния начинает трескаться и ломаться. Течение реки двигает его, льдины вспучиваются, взбираются одна на другую, переворачиваются. Похожее, но гораздо более страшное и разрушительное явление иногда происходит в горных районах. Из-за разницы давления под землей поверхность ее в некоторых местах проваливается, а в других - поднимается. Это явление получило название землетрясения.

- Можно ли предсказать землетрясение? (Выслушиваются ответы учащихся).

- Оказывается, колебания земли вначале бывают слабыми, почти не ощутимыми для людей. Только очень чуткие приборы ученых и некоторые животные в состоянии их почувствовать.

- Какие страшные разрушительные бедствия бывают в горных районах? (Выслушиваются ответы учащихся)
- Рассмотрите внимательно эти картины.

4. Закрепление:

Формы земной поверхности

                       
          4     7      
                       
    1                  
        3              
      2     5     8    
              6        
                    я  
                       
                       
                       
                       
                       
                       
  1. Горы в Европе, в честь которых назвали альпинистов.

2. Возвышение на земной поверхности, связанное с деятельностью подземных сил Земли.

3. Ледовая шапка на вершине горы.

4. Горы, расположенные на границе Европы и Азии, рядом с Чёрным и Каспийским морями.

5. Канал в вулкане, по которому извергается лава.

6. Расплавленные в недрах Земли горные породы.

7. Гора с углублением на вершине.

8. Вылившаяся из вулкана магма.

   
  Ответы
  1. Альпы; 2. Гора; 3. Ледник; 4. Кавказ;
  5. Жерло; 6. Магма; 7. Вулкан; 8. Лава
   
  5. Итог:

- Что нового узнали на уроке?
- Какие страшные разрушительные бедствия бывают в горных районах?
- Можно ли предсказать извержение вулканов или землетрясение?

6. Домашнее задание:

Стр. 22-24, уметь показывать на схеме строения вулкана.