"Как подготовить ребенка к школе" (сценарий встречи учителя-логопеда с родителями будущих первоклассников)

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Формирование активной педагогической позиции родителей.
  • Вооружение родителей психолого-медико-педагогическими знаниями и умениями.
  • Вовлечение родителей в воспитание своих детей.

Оформление:

  • Рисунки первоклассников на тему “Что мне нравится в школе?”
  • Изображение цветка.
  • Плакат “Условия успешности обучения в школе”

Материалы: чистый лист бумаги квадратной формы, бланки для выполнения экспресс-тестирования, простые карандаши.

Ход встречи.

I. Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.

Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист пополам.
  2. Оторвите правый верхний уголок.
  3. Опять сложите лист пополам.
  4. Снова оторвите правый верхний уголок.
  5. Сложите лист пополам.
  6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

Ведущий: А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

II. Ведущий: Как вы думаете, все ли благополучно будет у вашего ребенка в школе?

Попробуем определить, готов ли ваш ребенок к обучению в школе.

Если согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

  1. Мой ребенок сидит на занятиях спокойно.
  2. Внимательно слушает воспитателя и старается выполнять все его задания.
  3. Все работы старается выполнять самостоятельно и аккуратно.
  4. Мой ребенок может довольно подробно и складно ответить на вопрос педагога, пересказать небольшой рассказ.
  5. Быстро запоминает стихи и песенки.
  6. Мой ребенок быстро сближается с товарищами, чувствует себя в детском коллективе хорошо.
  7. Мой ребенок активно участвует в праздниках и других мероприятиях детского сада.

Если Вы на все вопросы ответили “+”, то ваш ребенок к школе готов.

А если при ответе на вопросы вы поставили “-”, то вам необходимо задуматься, все ли вы, как родитель, сделали для успешного обучения ребенка в школе.

III. Ведущий: Как же правильно подготовить ребенка к школе?

Многие родители знают, что надо заранее готовить свое чадо к школе. Но ошибочно полагают, что основное при подготовке к школе – это научить ребенка читать, считать и писать. Учить детей нужно, но только правильными методами. Не нужно принуждать ребенка. Не усаживать его за букварь насильно. Так можно запугать ребенка и надолго отбить охоту учиться.

  1. Родителям необходимо научить ребенка элементарным правилам поведения:
    а) приучить к аккуратности (любое поручение проверять)
    б) научить укрощать свои желания: учить его тому, что “можно”, а что “нельзя”; учить отличать, что “хорошо”, а что “плохо”. Ребенок должен знать, что такое “хочу”, и что такое “надо”.
  2. Научить уважать собеседника, не прерывать его и правильно к нему обращаться (знать правила вежливости).
  3. Научить дружить (воспитывать чувство товарищества)
  4. Научить слушать и выполнять требования взрослых.

Есть и другие важные задания:

  1. Нужно психологически настроить ребенка к школе. Нужно воспитывать интерес к школе, желание учиться, уважение к педагогам, к их труду. Нужно рассказывать и читать ребенку книги о школе, об учителе. Показать заранее школу, где ребенок будет учиться.
  2. Некоторые родители думают, что желание учиться появится само собой, но при этом запугивают детей трудностями, строгостью учителей, нередко предупреждают ребенка, что с начала учебного года он лишится всех игрушек и игр. Так делать нельзя. Наоборот, успокойте ребенка, что все его игрушки будут помогать ему учиться.
  3. Нужно приучать ребенка к труду. Воспитывать его так, чтобы он не боялся работы, любил работать. Установите для ребенка круг обязанностей, которые должны систематически выполняться. Навыки самообслуживания у дошкольника нужно отрабатывать и развивать.
  4. Ребёнок должен рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, разучивать стихи и песенки, заниматься счётом, слушать чтение, радио и телепередачи. Все эти разнообразные занятия способствуют воспитанию привычки к посильной умственной деятельности.
  5. Нужно приучать ребёнка любить книгу. Но не следует читать детям очень долго- это их утомляет( достаточно 30- 40 минут). Книги должны быть доступными по содержанию и соответствовать возрасту ребёнка, должны быть разнообразными по темам и жанрам. Не следует думать, что чем больше книг, тем лучше. Нужно оставить ребёнку лишь несколько книжек, которые вы будете читать в ближайшие дни, а остальные спрячьте. Постепенно меняйте: если даете ребенку новую книгу, уберите старую. Через месяц вы ее достанете и снова прочтете, а ребенок будет с интересом ее слушать. Научите не только слушать, но и пересказывать. (Речь, мышление, творческое воображение).
  6. Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил все звуки. Некоторые не проговаривают р, я, х, щ. Если заметили такие недостатки, старайтесь их исправить сами, или обратитесь к педагогу-логопеду.
  7. Желательно, чтобы ребенок научился считать до 10, чтобы умел складывать и вычитать. Считать ребенок должен устно, на предметах, на игрушках. Пусть у него в специальной коробочке лежат палочки, камушки и др. по десятку. Дети должны знать, как получить любое число в пределе 10. Знать состав любого числа. Знать предыдущее, последующее, соседей числа. Это должны не заучивать, а сами устанавливать. Родители могут придумать простые задачи сначала на сложение, затем на вычитание. Сначала считают по палочкам, на предметах, а потом в уме. Продолжительность занятия 20 минут.
  8. Лепить, рисовать – 30-40 минут. Все время сравнивать предметы, числа: у кого больше, меньше, делать поровну.
  9. Когда ребенок лепит, рисует, родители обязательно должны поинтересоваться работой, сделав замечания.
  10. Ну и если хотите обучить грамоте (по азбуке), очень важно и полезно проводить звуковой анализ слова – учить его выделять, слышать в слове отдельные звуки. Так звук, который вы хотите выделить, произносите протяжно, затем предложить придумывать или находить слова, которые начинаются с этого звука, показать предметы, которые начинаются с этого звука. Когда ребенок поймет и научится выделять звуки, тогда можно учить буквы. Лучше учить не по школьному букварю, а купить кубики-азбуку. Складывая кубики, ребенок будет знакомиться с начертаниями букв, и постепенно овладевать грамотой. Произносить букв следует кратко [ б ] [ в ].
  11. Следует позаботиться о том, расширяется ли кругозор вашего ребенка. Знает ли он то, что его окружает. Обратите внимание, часто ли ваш ребенок задает вопросы–почемучки. Внимательное отношение взрослых к вопросам ребенка способствует его развитию. Так он приобретает знания, так растет его наблюдательность и любознательность, воспитывается любовь к городу и своему родному краю.
  12. Родителям нужно задуматься над тем, воспитано ли у дошкольника чувство товарищества, черты коллективизма. Родители должны готовить ребенка к жизни в коллективе, к участию в общем труде.
  13. Нужно развивать в ребенке чувство сострадания и заботу о ближнем (родители, бабушки, дедушки, сестры, братья, животные).
  14. Родителям будущих первоклассников необходимо помнить о соблюдении режима дня и правильном полноценном питании ребенка. Правильный режим не только укрепит здоровье, но и поможет выработать привычки делать все по порядку в определенное время.

Вывод: учебная деятельность вашего ребенка не будет ему в тягость и обузой для вас, если вы примите к сведению эти рекомендации.

IV. Работа с изображением цветка.

Цветок – это ваш ребенок, наш ученик.

Корни цветка - дошкольная зрелость.

Листья – общее психологическое развитие и саморегуляция.

Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом развивается и вырастает ваш ребеночек - цветочек вашей жизни.

V. Рассмотрим рисунки, которые у нас на информационном стенде, Эти рисунки носят диагностический характер и показывают мотивацию детей, которые их выполняли. (Рисунки подбираются и группируются по выраженности мотивов.)

Разбираются особенности мотивов учения первоклассников, делается акцент на роли мотива в успешности обучения.

На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.

Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

К окончанию начальной школы ребенок должен хотеть и уметь учиться.

С уважением, учитель-логопед школы.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

Желаю Вам всего доброго.