Пути и средства формирования и развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования стало относиться сохранение здоровья школьников.

С 2003г. наша школа реализует модель «Школа здоровья и развития в системе непрерывного образования».

Для успешного решения задач по формированию здоровьесберегающей среды школы мы берем за основу познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания.

Перед школой поставлена актуальная, созидательная цель: создание условий для формирования личности, обладающей валеологической культурой: здоровой физически и психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни.

Модель здоровья представлена в виде его составляющих.

Здоровье физическое

– это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье психическое

– это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Здоровье социальное

– это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (семье, школе, социальной группе).

Здоровье нравственное

– это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

В 2004 году школе присвоен статус федеральной экспериментальной площадки для реализации проекта «Формирование здоровья и развития личности детей и подростков в процессе физического воспитания познавательно-развивающей направленности в образовательных учреждениях юга Кузбасса».

В 2006 году присвоен статус областной экспериментальной площадки по разработке и реализации здоровьесберегающего направления в приоритетном национальном проекте сферы образования по теме «Формирование здоровья и развитие личности обучающихся и воспитанников в системе непрерывного физического воспитания.

Под здоровьесберегающим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы научно обоснованных знаний и практических умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения это:

  • здоровьесберегающий урок;
  • здоровьесберегающие внеклассные мероприятия;
  • увеличение двигательной активности обучающихся.

Итак, какие же условия уже созданы в нашей школе, которые способствуют эффективной и качественной работе учителя и ученика.

Учителя знают и умеют подготовить и провести урок с позиции здоровьесбережения.

Ежегодно, в сентябре, психолог проводит консультативные тренинги с учителями по изучению возрастных особенностей детей. На наш взгляд это очень важный фактор для создания психологического комфорта современного урока. Такие консультации мы проводим уже третий год. И учителя их посещают! (72%). В прошлом учебном году на педсовете о ключевых компетенциях учителя школы здоровья и развития методсовет вышел с обоснованным предложением о создании карты психофизиологического развития учащихся класса (Приложение 1).

Такая карта позволяет учителю-предметнику больше узнать об индивидуальных особенностях памяти, мышления, восприятия, темперамента и т.д. тех детей, с которыми ему предстоит работать, а значит учитель сумеет успешно подобрать соответствующие формы и методы обучения.

Мы провели эксперимент по созданию и использованию такой карты учащихся одного из 9-х классов. Почему именно 9-й класс? Обоснований было много, главное: они переходят в новую образовательную среду (10 класс). Вопрос преемственности сейчас стоит очень остро. Результаты ошеломили всех. Приведу только один пример. Тест по исследованию интеллектуальной лабильности (гибкости) определил уровень обучаемости (прогноз успешности в обучении) детей экспериментального класса. Выделяют 4 уровня лабильности: высокая интеллектуальная лабильность, средний уровень, низкая лабильность, низкая успешность в любой деятельности. Наши дети показали низкую лабильность (трудности в обучении). Полученные данные прошли дополнительную обработку психолога, медработника, методсовета. В начале этого учебного года мы охватили этим исследованием уже 4-е, 9-е, 10-е классы.

Существенное примечание: Мы разрабатывали и проводили эксперимент по созданию и использованию карты психофизиологического развития класса в процессе реализации программы развития школы по формированию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Как выяснилось позже, М.М. Поташник в своей книге «Как подготовить и провести открытый урок» отводит существенную роль характеристике психолого-педагогических особенностей учащихся класса к моменту проведения урока (Приложение 2).

При здоровьесберегающей организации учебного процесса особо остро встает необходимость решения таких вопросов как:

  • соблюдение СанПиНов по объему домашних заданий;
  • увеличение двигательной активности учащихся.

Методсовет разработал алгоритм (по СанПиНам) для вычисления максимального времени на домашнее задание (с учетом класса, возраста, дня недели, предмета, порядкового номера урока).

Экспериментальные замеры времени на выполнение домашнего задания администрацией школы показали следующие результаты:

  • 4-й класс – норма
  • 6-й класс – норма
  • 10-й класс – в этом учебном году увеличение нагрузки составило 8%.

Вот и выявилась большая проблема: недостаточность работы учителей по дозированию домашнего задания.

Очень важная работа проведена по вопросу увеличения двигательной активности учащихся на уроке. Сформирована и успешно работает проблемная группа учителей начальных классов по овладению и внедрению природосообразной методики ведения урока. Планируем продолжить работу этой группы, но уже с учителями, которые будут работать в 4-х, 5-х классах.

Используя основы организации системы формирования ЗОЖ в общеобразовательных учреждениях Э.М. Казина, Т.С. Паниной, А.И. Федорова, педагогический коллектив разработал здоровьесберегающее содержание по всем предметам учебного плана, не исключая предметы гуманитарного и естественно-математического цикла.

В 2005 году начата работа по созданию на базе нашей школы кадетской школы.

Цель создания 4-х летней кадетской школы тесно связана с целью деятельности школы в рамках федеральной и областной экспериментальных площадок – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

В 2006-2007 учебном году открыт первый кадетский класс – 8«к» с плавным переходом в 2008-2009 учебном году на оборонно-спортивный профиль.

Для воспитанников кадетской школы предусмотрено обучение только в первую смену по программе основного общего и среднего (полного) образования. Во вторую смену предусмотрена реализация дополнительных образовательных программ по военно-техническим дисциплинам с обязательными элективными курсами по основам психологии, этики и этикета. В рамках военно-прикладной физической подготовки планируются занятия парашютным спортом с 14 лет и занятия в конноспортивной школе, а также атлетические единоборства.

Одним из главных условий для успешного формирования здоровьесберегающей среды школы, безусловно, следует считать психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по определенной схеме.

I. Диагностика психологического развития 1-е, 5-е, 9-е классы.

  1. уровень тревожности;
  2. адаптационные процессы (социально-психологические, психолого-эмоциональные);
  3. карта психофизиологического развития класса.

II. Коррекционно-развивающая работа

Например: низкий уровень концентрации внимания учащихся в 1 классе. Здесь разрабатывается план коррекционной работы с учащимися, с классными руководителями, с учителями.

III. Психопрофилактическая работа

Осуществляется в виде психологического просвещения для педагогов, родителей и учащихся (например, мероприятия по повышению стрессоустойчивости).

V. Индивидуальное консультирование для учителей, учащихся, родителей.

V. ПМПК.

VI. Профориентационная работа (8–11 классы).

Обратимся к сущности психолого-педагогической компетентности учителя (ППК), особенности которой подробно рассматривает М.И.Лукьянова в своей книге «Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика и развитие».

ППК учителя – согласованность (соуровневость) между его знаниями, практическими умениями и реальным поведением, демонстрируемым в процессе педагогического взаимодействия.

Средствами своего труда учитель содействует психическому развитию ученика. Главным его инструментом при этом становится взаимодействие с ребенком. Поэтому основой профессионализма следует считать ППК.

Потребность страны в учителях, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, выдвигает в разряд весьма актуальных проблему повышения профессиональной, прежде всего психолого-педагогической компетентности учителя. Проблема приобретает особую значимость в связи с процессом гуманизации образования.

Рассмотрим основные элементы психолого-педагогической компетентности учителя:

  1. Профессионально значимые личностные качества – неотделимые от процесса педагогической деятельности и неизбежно вырастающие из самого ее характера.
  2. Психолого-педагогическая грамотность – знания, которые принято называть общепрофессиональными.
  3. Психолого-педагогические умения – способность учителя использовать свои знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия.
Выделенные структурные компоненты позволяют назвать основной критерий ППК учителя – направленность на ученика как ведущую ценность своего труда и потребность в самопознании и самоизменении, поиске способов совершенствования своей деятельности в соответствии с изменением личности учеников.

Когда мы говорим о структуре ППК, то соответственно акцентируем внимание на психологических компонентах системы знаний. По мнению Н.В. Кузьминой, к ним относятся:

  • дифференциально-психологический, куда входят знания об особенностях усвоения учебного материала детьми в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками;
  • социально-психологический, включающий знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности группы и отдельного ее члена, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения;
  • аутопсихологический, включающий знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.

Именно психолого-педагогические знания являются конкретно-методологическим принципом анализа практических ситуаций и критериями оценки результативности предпринятых учителем действий.

В условиях реорганизации системы образования на первый план работы школы выдвигаются задачи формирования личности и индивидуальности учащихся, создания условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого школьника. Обучение и воспитание очень слабо опираются на комплекс психологических знаний о развитии ребенка и формировании его личности. Развивать другого человека невозможно без саморазвития. Потому мы согласны с тем, что под учителем следует понимать «человека, способного самостоятельно выбирать и применять адекватные средства и способы решения задачи развития себя и другого». В этом – профессионализм педагога, его ППК.

В результате усиления роли психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса повышается уровень психолого-педагогической компетентности учителя, стабилизируется психологический комфорт проводимых мероприятий по формированию здоровьесберегающей среды школы.

Стали традиционными мероприятия:

  1. День психологии для учащихся.
  2. Уроки психологии.
  3. Психологические тренинги «Искусство быть собой».
  4. Теоретические семинары и семинары–практикумы «Успешный учитель – успешный ученик».
  5. Классные часы «Психология общения».

В результате:

  1. Успешно работает программа «Одарённые дети».
  2. Усиливается роль направления «Трудный ребёнок».
  3. Возрастает ответственность детей за своё дело. Значимость Совета старшеклассников растёт.
  4. Значительно замедляется процесс эмоционального выгорания педагога.
  5. Родители занимают активную позицию в вопросах жизни школы.

Результаты слаженной, продуктивной работы дали возможность педагогическому коллективу принять участие и стать победителем конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, получить грант в 1млн. рублей в 2006 году.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ

Определяя цели здоровьесберегающего образования, необходимо помнить, что достигнуть максимальной зрелости учащегося как личности, гармоничного раскрытия и развития всех его потенциалов возможно только при том условии, если во главу будет поставлено обучение «искусству жить», не нанося вред своему здоровью, учитывая все её особенности, проблемы, сложности. Главными «инструментами» и «ориентирами» взрослой жизни современного школьника должны стать жизнелюбие, воля, физическое, психическое, репродуктивное здоровье, положительные эмоции и развитый интеллект. Для этого ему нужно изучить свои индивидуальные особенности, уметь организовать, а во взрослой жизни реализовать свой маршрут «здоровья», жить в соответствии с ним, соотносить себя с объективным миром и находить возможность наилучшим образом, с наименьшими потерями для здоровья входить в него.