Разнообразие Богородичных икон

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель занятия:

  • познакомить уч-ся с историей иконографии Богородичных икон;
  • расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
  • показать разнообразие образа Богородицы;
  • приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
  • воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств.

Оборудование: персональный компьютер; мультимедиа; учебное пособие для основной и старшей школы А.В. Бородиной «История религиозной культуры: основы православной культуры»; приложение 1; музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Основная часть. (Слайд 3)

«Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда был образ Пречистой и Благословенной», - пишет Александр Киселёв в книге «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории».

Сегодня на занятии мы поговорим и рассмотрим разнообразие Богородичных икон. (Слайд 4)Согласно преданию, первым иконописцем образа Божией Матери является евангелист Лука. Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии. Все более поздние иконы создавались либо по иконам, созданным Лукой, либо по нерукотворным образам Её, например, по самообразовавшемуся образу Лиддской иконы Божией Матери. Относительно количества написанных Лукою образов есть разные мнения: по одним свидетельствам их три (Владимирская, Смоленская и Милостивая Киккская, иногда вместо неё называют Тихвинскую), по другим – 70.

Как бы то ни было, православными иконописцами берутся за основу древние образцы, принятые церковным преданием в качестве канона и не используется живая модель.

(Слайд 5) Общее число икон Богородицы неизвестно. Почитаемых Русской Православной Церковью чудотворных икон Пресвятой Богородицы вместе с чтимыми списками насчитывают до семисот. Кроме них есть ещё и местночтимые иконы (почитаемые в какой – нибудь отдельной местности).

Образ Богородицы на Руси особенно почитаем, и в русской иконописи сложилось большое количество Богородичных иконографических сюжетов. При всём их разнообразии, мы с вами рассмотрим лишь некоторые из них.

(Слайд 6 – 7) Икона «Рождество Пресвятой Богородицы».

Великий Богородичный праздник Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь совершает в честь Ее славного и спасительного рождения. Пресвятая Дева Мария родилась в Галилее, в городе Назарете. Ее праведные благочестивые родители Иоаким и Анна не имели детей и просили Господа даровать им чадо. В то время у евреев считалось, что отсутствие детей в семье – признак какого-то согрешения и сопутствующего ему гнева Божия; поэтому пожилым супругам приходилось терпеть много оскорблений и насмешек. Но они не теряли надежды на милость Божию, веря, что Господь может даровать им чадо и в старости. Они горячо молились Богу и со слезами просили Его даровать им дитя, которое они обещали посвятить на служение Ему в Иерусалимском храме.

Господь исполнил их прошение: благовестник таин Божиих Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостное известие о том, что их усердные молитвы были услышаны, и у них родится Дочь, Которой предуготовано было стать Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Матерью Самого Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа.

Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Русской Православной Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю).

(Слайд 8) Икона Божией Матери "Нечаянная Радость".

Один человек, проводящий жизнь грешную, тем не менее был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви и ежедневно молился пред Ее иконой. Однажды, собравшись идти на греховное дело, он обратился к иконе Богородицы, но тут внезапно напал на него трепет, и увидел он, что изображение Божией Матери как будто задвигалось, а у Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и боку, и из них хлынула кровь. "Ты, и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи", - заговорила Божья Матерь. В трепетании просил грешник Спасителя об оставлении его грехов. Наконец Божественный Младенец на просьбу Богоматери отвечал: "Я исполню Твою просьбу. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы". Поднявшись с земли, спасенный грешник с невыразимой радостью облобызал язвы Спасителя. С тех пор этот человек стал вести благочестивую жизнь. То событие дало повод для написания иконы Божией Матери "Нечаянная Радость".

Празднование в честь иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" совершается 14 мая (1 мая по старому стилю) и 22 декабря (9 декабря по старому стилю).

(Слайд 9 - 10) Икона Божией Матери "Неувядаемый цвет".

Богоматерь, изображенная на этой иконе, держит Своего Сына на правой руке, а в левой руке у Нее - цветок лилии. Цветок символически знаменует неувядающий цвет девства и непорочности Пресвятой Богородицы.

Празднование в честь иконы Божией Матери "Неувядаемый цвет" совершается 16 апреля (3 апреля по старому стилю).

(Слайд 11 - 12) Икона Божией Матери "Троеручица".

Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» прославилась помощью в несчастье и исцелениями. Предание, связанное с прославлением иконы «Троеручица», доносит до нас сведения о деятельности великого православного богослова и гимнографа прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.), который боролся против иконоборческой ереси, будучи первым министром халифа в городе Дамаске. Чтобы лишить Церковь этого авторитетнейшего защитника православия, византийский император Лев Исавр решил оклеветать праведника перед дамасским халифом, будто бы Иоанн предлагал императору изменить своему халифу. Разозленный властелин приказал отсечь Иоанну кисть правой руки и вывесить её на площади. Но друзья уговорили вернуть отсеченную кисть праведнику, который вымолил у царицы Небесной исцеление, про что Божия Матерь и известила его во сне. Проснувшись, Иоанн Дамаскин излил свою благодарность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь…».

Весть о чуде быстро разнеслась по городу. Устыженный халиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение только Богу. Он удалился в обитель во имя прп. Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. В память о чуде святой Иоанн прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, отлитое из серебра. Отчего образ и получил название «Троеручица». Святыня находилась в лавре Саввы Освященного с VIII по XIII век.

В XIII веке во время посещения Палестины Савва, архиепископ Сербский, был благословлен иконой Богородицы «Троеручица» и перенес ее в Сербию. Но при нашествии на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драгоценной поклажей ослик сам дошел до святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря.

В настоящее время она находится на Афоне (празднование 11 и 25 июля).

(Слайд 13) Икона Божией Матери "Беседная" явление Юрошу.

Икона получила название "Беседная" потому, что на ней изображено явление Царицы Небесной пономарю Георгию (Юрошу), бывшее около 1383 года. Случилось это так. По окончании строительства храма пономарь Георгий был послан в окрестные селения оповестить жителей о времени освящения храма. На обратном пути, недалеко от того места, где стоял новопостроенный храм, Георгию явилась Божия Матерь в сиянии небесного света. Пред Нею стоял муж в святительском облачении, по виду похожий на святителя Николая. На месте явления Богоматери и беседы с Георгием в 1515 году по приказанию великого князя Василия Иоанновича был устроен мужской "Беседный" монастырь.

Празднование в честь иконы Божией Матери "Беседная" совершается 27 августа (14 августа по старому стилю).

(Слайд 14) Икона Божией Матери "Живоносный источник".

Явление чудотворного образа Божией Матери "Живоносный источник" произошло 4 апреля 450 года в роще близ Константинополя, когда проходивший в тех местах воин Лев Маркелл решил напоить заблудившегося слепца. Услышав голос Пресвятой Богородицы, Лев зачерпнул воды из затянувшегося тиной водоема, напоил и умыл болящего, и слепец немедленно прозрел и пошел в Константинополь без проводника, прославляя Богородицу. Источник тот был очищен от тины, и над ним устроили храм. Немало чтимых икон Божией Матери "Живоносный источник" существует и в России.

Празднование в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник" совершается в пятницу Светлой седмицы.

(Слайд 15) Икона Божией Матери "Спорительница хлебов".

В 1890 году из Болховского женского монастыря великому Оптинскому старцу Амвросию прислали икону Богородицы совершенно нового написания. Божия Матерь, сидящая на облаках, благословляет сжатое поле со снопами ржи.

Икона, написанная по желанию и замыслу великого старца, стала называться «Спорительница хлебов». В этом имени было что Богоматерь – Великая Помощница людям в их трудах к сниканию хлеба насущного.

Икона «Спорительница хлебов» прославилась многими чудотворениями, спасая людей от голода во время засух и неурожаев.

(Слайд 16) Икона Божией Матери "Неопалимая купина».

В основу сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив. Неопалимая купина – это объятый пламенем, но несгорающий куст. На иконах она изображается в виде двух наложенных друг на друга четырехугольников: зеленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого – пламя.

«Радуйся, от запаления огненнаго росою молитв избавляющая! Радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая!» - так прославляется в акафисте Божия Матерь.

АКАФИСТ (греч. - пение несидальное) - особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых, состоящее из 24 частей (12 кондаков и 12 икосов)сообразно числу букв греческого алфавита, с которых начинается каждая часть самого первого акафиста, посвященного Богоматери. Акафист было принято слушать стоя (в современной церковной практике - стоя на коленях).

В четырех красных углах изображены символы евангелистов: святого марка – лев, святого Луки – вол, святого Иоанна – орел, святого Матфея – Ангел.

(Слайд 17) Икона Божией Матери «Скоропослушница».

На Афонской горе в Дохиарском монастыре находится чудотворная икона «Скоропослушница». Эта икона прославилась в 1664 году. Один инок часто проходил ночью с зажженной лучиной мимо иконы Божией Матери. Однажды он услышал голос: «Не подходи к иконе с горящей лучиной и не копти Моего образа». Монах принял это за шутку и продолжал ходить мимо иконы с лучиной. Вторично он услышал повеление, но опять не обратил на него внимания. Утром инок был поражен слепотой и стал молитвенно умолять Пресвятую Богородицу о прощении. Вся братия встала на молитву, и инок вновь прозрел. Было получено повеление Божией Матери назвать эту икону «Скоропослушницей» (Скоро слышашей молитвы).

(Слайд 18 - 19) «Тихвинская» Икона Божией Матери.

«Тихвинский» образ был, по преданию, написан при жизни Пречистой святым апостолом и евангелистом Лукой, передавшим его своему ученику Феофилу в Антиохию.

Затем икона находилась в Иерусалиме, а в V веке была взята византийской императрицей Евдокией в Константинополь. Несколько веков он оставался одной из главных святынь Царьграда, пока однажды чудесным образом не исчез, чтобы в 1383 году явиться на Руси в Новгородских пределах, возле города Тихвина.

Сначала дивный образ, плывущий в светящихся облаках, заметили рыбаки на Ладожском озере, затем он после усердных молитв опускался на землю в нескольких окрестных селах и наконец остановился на речке Тихвинке, где скоро был выстроен храм во имя Успения, на правом столпе которого поместили чудотворный образ. Позже вокруг Успенского храма в Тихвине был выстроен мужской монастырь, привлекавший многие тысячи паломников, поскольку «Тихвинская» икона прославилась множеством исцелений и чудес. Особенно замечательным из них было спасение Тихвинской обители от шведов в 1613 году. В то время шведы овладели Новгородом с его окрестностями. Устрашенные жители с женами и детьми стеклись в Тихвинский монастырь и там с иноками затворились. Со слезами молились Богу и Пречистой Его Матери пред Её чудотворной иконой о заступничестве. В видении одной благочестивой женщине явилась Пречистая Богоматерь и сказала: «Объяви всем находящимся в обители, да возьмут икону Мою, обойдут по стенам вокруг – и узрят милость Божию». Когда чудотворный образ Богоматери с молебным пением обнесен был по стенам монастырской ограды, врагов внезапно объял непонятный ужас, и они в смятении, гонимые страхом, бежали.

Закрепление материала можно провести в виде викторины. (Слайд 20 – 22)

  • Кого признают первым иконописцем? (евангелист Лука)
  • Что символизирует цветок лилии в иконе Божией Матери «Неувядаемый цвет»? (Он знаменует неувядающий цвет девства и непорочности Пресвятой Богородицы)
  • Кто принес Иоакиму и Анне радостное известие о том, что у них родится Дочь? (Архангел Гавриил)
  • Каково число известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы, чтимых Русской Православной Церковью? (до 700 икон)
  • На чём сидит и что делает Божия Матерь на иконе «Спорительница хлебов»? (на облаках, благословляет сжатое поле со снопами ржи)
  • Какие иконы написал евангелист Лука? (по одним свидетельствам их три (Владимирская, Смоленская и Милостивая Киккская, иногда вместо неё называют Тихвинскую), по другим – 70.)
  • Что такое акафист? (особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых).

Заключительная часть.

Сегодня на занятии, мы с вами рассмотрели лишь не большую часть икон из огромного количества. И если все обобщить, то можно сделать вывод (Слайд 23), что в России Пресвятая Богородица считается покровительницей. Поэтому русский народ в трудные периоды своей истории прежде всего обращался именно к Ней как своей управительнице и постоянной заступнице перед Господом и всегда получал помощь и защиту.