Мультимедийный урок

Разделы: Русский язык


Сегодня, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигется на одно из первых мест как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитания новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.

Актуальность проблемы нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Опыт работы в среднем звене показывает, что учащиеся данной возрастной категории наиболее восприимчивы как к положительному, так и отрицательному воздействию. Очевидно, что нравственное воспитание подростков выходит на первый план и занимает главное место в учебно-воспитательном процессе.

Содержание учебных предметов и воспитательных курсов следует дополнить заданиями, с помощью которых воспитываются нравственные качества учащихся. Необходимо показать и доказать школьникам, что не всякая деятельность является нравственной, а только та, которая полезна для самого человека и общества.

На уроках литературы ввиду специфики предмета возможно наиболее глубокое нравственное воздействие на эмоционально-волевую сферу школьника. В аннотациях к теме курса литературы затрагиваются вопросы, связанные с постижением учащимися нравственного мира художественного произведения, проблемы формирования характеров героев, особенности их поведения.

При анализе художественного произведения ученик имеет возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях, стремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных решений, получать опыт нравственной оценки. Но такое воздействие происходит только при условии, что читатель ориентируется на концепцию мира и человека у писателя, видя ее конкретное воплощение в художественном произведении.

Проблема выявления авторского отношения к изображаемому неоднократно поднималась в методических исследованиях, но внимание сосредотачивалось на анализе отдельных компонентов произведения: авторская позиция в языке, авторское отношение к герою. Но важнейшим условием полноценного восприятия является такое прочтение произведения, когда читатель видит не только события и героев, но и отношение писателя к миру и человеку. В таком случае это отношение становится своеобразным принципом нравственно-эстетического воспитания читателей, развивает у них соответствующие отношения к жизни, к людям.

Главная задача учителя – научить понимать и оценивать литературного героя с точки зрения отношения к нему автора.

В настоящее время мы сталкиваемся с неумением учеников понимать и оценивать литературного героя с такой позиции.

Писатель так изображает героев, ставит их в такие ситуации, заставляет высказывать такие суждения, что мы, вслед за автором, сочувствуем одним героям, презираем других, начинаем с его точки зрения смотреть на мир, понимаем моральные ценности, получаем представление о должном в поведении человека. Происходит своеобразное нравственно-эмоциональное развитие личности.

Вовлекая учащихся в сложную науку «человековедения», целенаправленно воздействуя на них в этом направлении, мы добиваемся, чтобы школьники с авторской позиции постигали особенности человеческих характеров, взаимоотношений людей, отношения человека к миру. Именно такой путь изучения художественного произведения в среднем звене, когда ребята все время находятся в поле активного воздействия писателя, представляется наиболее эффективным с точки зрения нравственно-эмоционального развития подростков.

Анализ произведения, предполагающий рассмотрение компонентов художественного целого с точки зрения «субъективных форм выражения авторского сознания», позволяет учителю характеризовать литературу как слово человека о человеке, как художественное освоение мира ради человека. Выявление учащимися авторского отношения к изображаемому чрезвычайно важно, так как такой способ чтения делает доступной школьникам идейно-нравственную и эстетическую информацию произведения, формирует квалифицированных читателей.

Изучая повесть «Тарас Бульба», семиклассники встретятся с ярко выраженной субъективной, романтически приподнятой манерой повествования. С именем Н. В. Гоголя учащиеся впервые встречаются в 5 классе, и важно создать определенный настрой для восприятия творчества писателя, произведения которого будут изучаться в 7 и 8 классах.

Даже небольшой обзор будет способствовать пониманию пафоса повести «Тарас Бульба».

Какой же путь избирает Гоголь, чтобы раскрыть силу патриотических чувств народа, идущего решительно на все жертвы во имя свободы?

С целью развернуть перед читателями широкую панораму жизни народа писатель избирает сложную пространственно-временную организацию повести (от показа отдельного хутора до описания больших сражений за пределами Украины), позволяющую нам, вслед за автором, воссоздать в своем воображении обстановку того сурового времени, жизнь людей, их нравы. Повесть начинается не с описания масштабных, решающих битв. Писателю важно показать, почему так самоотверженны запорожцы, что заставляет их умирать, славя отчизну, до последней минуты поддерживая товарищей.

Если на первом же уроке не поставить перед учениками вопросы, которые покажут, что при первом прочтении многое прошло мимо их внимания, изучение не вызовет интереса учащихся, так как, зная сюжет, они склонны думать, что им уже все известно.

Какими же могут быть вопросы, которые должны вызвать у ребят потребность еще раз перечитать страницы повести под руководством учителя?

Прежде всего, это вопросы, помогающие раскрыть пафос творения Гоголя. Например: «Во имя чего написана повесть «Тарас Бульба»?», «Только ли историческое прошлое стремился обрисовать Гоголь?», «Какие общечеловеческие проблемы волновали писателя?»

Второй тип вопросов направит внимание учеников на осмысление художественной логики писателя, в отборе и организации материала: «С какой целью Гоголь начинает повесть не с описания Запорожской Сечи, а с хутора Тараса Бульбы? Что изменилось бы, произведи мы мысленно такую перестановку?», «О чем бы мы не узнали, не будь в повести описания украинской степи?», «Какой представлена нам Запорожская Сечь?», «Для чего показаны два боя запорожцев с поляками? Пострадала бы повесть, если бы автор показал только один бой?», «Почему Гоголь так трагически решает судьбу Тараса Бульбы и его сыновей?», «Какая мысль писателя выражена с помощью такой организации материала?»

Естественно, что вопросов много, на одном уроке невозможно было бы на них ответить, но уже сама постановка этих вопросов имеет большое значение, так как перед учащимися намечается перспектива изучения произведения. Задавая вопрос: «Во имя чего написана повесть «Тарас Бульба», мы пытаемся добиться понимания семиклассниками пафоса произведения, того, на какие высоты героизма поднимает Гоголь своих героев.

Перед изучением повести «Тарас Бульба», в которой писатель уделяет особое внимание героическому в поведении людей, целесообразно еще раз остановиться на понятиях «героизм» (способность к свершению подвига) и «герой» (исключительный по смелости или своим доблестям человек).

Не менее важно, чтобы ученики получили первое представление о характере отбора и организации материала писателем.

Прежде всего рассмотрим «пространство» повести (хутор Тараса — Запорожская Сечь — причерноморские степи — город Дубно — Украина), чтобы учащиеся могли осмыслить функциональную значимость такой организации.

Герои, первое представление о которых возникло во время самостоятельного чтения, теперь, в процессе анализа, будут восприниматься школьниками не как изолированные фигуры, действующие в замкнутом пространстве, а впишутся в атмосферу времени, займут определенное место в разворачивающихся событиях, что позволит выявить авторское отношение к изображаемому. Вот почему, предложив учащимся обозреть «пространство» повести, вначале остановимся на характеристике Запорожской Сечи и ее обитателей в условиях мирного времени. Последующая работа будет посвящена Запорожской Сечи в период суровых военных испытаний.

Обращаем внимание учащихся на то, как герои повести, в течение трех дней едущие по бескрайним степным просторам, готовятся к встрече с Запорожской Сечью: «Тарас приосанился, стянул на себе покрепче пояс и гордо провел рукой по усам. Молодые сыны его тоже осмотрели себя с ног до головы, с каким-то страхом и неопределенным удовольствием, и все вместе въехали в предместье, находившееся за полверсты от Сечи».

Спросим школьников: «Какой изображена в повести Запорожская Сечь?»

Картина предместья Сечи с его многочисленными кузнецами, кожевниками, торговцами чрезвычайно колоритна, как и фигура спящего запорожца, которого Гоголь сравнивает со львом. «Для чего так подробно описывает автор богатыря?» — спросим ребят. Важно, чтобы, вглядываясь в эту фигуру, ученики увидели в ней многое, характерное для Запорожской Сечи: и бесшабашность удалой юности, и полнейшее пренебрежение к материальным благам, и могучую физическую силу. Фигура спящего запорожца словно являет собой «знак» запорожского казачества.

Характеризуя это «пространство», автор-повествователь дает ему высокую оценку: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!»

Это голос повествователя, в котором слышно восхищение мужественным войском. Именно необходимость защищать свободу своего народа и родила казачество, сделала его той силой, которая могла противостоять нападению врагов.

Наиболее важным для этой части работы является выявление тех норм нравственности, которым беспрекословно подчинялось все запорожское войско. Опыт показывает, что при самостоятельном чтении этот вопрос проходит мимо внимания ребят. На предложение охарактеризовать основные законы поведения, царившие на Сечи, ученики, как правило, отвечают: «Они учились метко стрелять», «Соревновались между собой в ловкости», «Они веселились, пока не было войны, а когда нападали враги, все шли воевать».

Предложим ученикам представить себе человека, нарушающего даже простые нормы нравственности, и реакцию на это окружающих. Обращение к жизненному материалу дает школьникам живое представление об особенностях нравственного поведения в обществе, естественно, на доступном для них уровне. Выполнение этого упражнения, связанного с личным опытом учащихся, способствует более обостренному восприятию кодекса морали Запорожской Сечи.

В обстановке беспечности и своеволия, казалось бы, не могло быть и речи о законах морали. Однако твердое подчинение, неукоснительное следование простым, но строгим нравственным нормам и создавало в Сечи ту обстановку для выработки самосознания, самодисциплины, которая так необходима была этому разношерстному войску и без чего оно не могло бы существовать. Какими же были законы Сечи и на что они были направлены? Что диктовало такие нормы поведения?

Важно, чтобы ученики в процессе работы с текстом обращали внимание на особенности письма от лица повествователя, чтобы в таких речевых формах повествования, как «сообщение» и «описание» умели видеть первый «знак» авторского отношения, которое затем не раз будет проявляться в произведении. В частности, оценивая мастерство Гоголя в изображении героев, ученики должны обратить внимание на форму авторской характеристики: введена ли она в эпизод или представляет собой самостоятельную единицу текста; дана развернутой или же в поле внимания повествователя лишь отдельные нравственные качества героев; есть ли в характеристике прямые авторские оценки и с помощью каких художественных средств они выражены и т. д. Только при условии определенного руководства такой сложной работой можно рассчитывать на ее результативность, на то, что ученики, характеризуя героев, будут вводить в свою речь авторские характеристики, опираться на его оценки, имеющие конкретную художественную форму выражения.

Использование различных форм деятельности учителя и учащихся на уроке , а также при проведении внеклассных мероприятий дает возможность реализовать процесс всестороннего развития личности, формирования ее нравственных качеств.

Очень интересным приемом является создание на базе класса (можно параллели) нравственно-правового театра. Он решает знаниевые проблемы, и наряду с этим показывает современные нравственные проблемы и вызывает зал на спор. Короткие пьесы соответствуют важным нравственным ситуациям и правовым коллизиям. Ученикам не всегда необходимо учить тексты – экспресс-театр позволяет показывать события с листа. Важно выносить на суд театра события в режиме реального времени, если, например, в школе или районе произошло какое-то событие, взволновавшее всех или многих, его можно сразу показать и обсудить.

Использование потенциала психодрамы и одновременно комедии положений для проживания собственного события как «не своего» и оттого управляемого помогает формировать умение и привычку к толерантности и рефлексии.

Проведение нравственно-правовых ролевых игр позволяет создать модель сложной жизненной ситуации с нарушением прав человека, сделать вывод, что для подлинного осуществления прав человека необходимы не только соответствующие законы, но и нормально функционирующее общество, не допускающее нарушения нравственных норм и правил.

Кроме этого, особую роль в формировании нравственных качеств учащихся играет личность учителя. Вопрос о том, какой должна быть профессионально-личностная подготовка современного учителя сегодня стал особенно актуальным. В нашей стране учитель всегда воспринимался как человек, «посвященный» в таинства и смысл бытия, носитель высокой духовности, гражданских чувств, образец нравственности и пример для подражания. В структуре личности учителя гуманистическая мотивация должна преобладать над предметной. Для ученика личность учителя значит беспредельно много, а значит, каждое слово, поступок, решение, прежде чем принять или употребить, нужно молниеносно оценить, взвесить.

Работая над проблемой нравственного воспитания учащихся, можно сделать следующие выводы: эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании определённых педагогических условий, учителю необходимо умение долго внимательно наблюдать и ждать, когда количество воздействий перерастет в качество ценностей и поступков. Результативность воздействия возможно отследить при анализе уровня обученности и воспитанности учащихся.

В.А. Сухомлинский сформулировал «закономерность нравственного воспитания»: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Приложения:

  1. Разработка урока по литературе;
  2. Нравственно-правовая ролевая игра по мотивам романа Ж.Веркорна «Человек или животное».