Внеклассное мероприятие "Чтение – лучшее умение" (Путешествие в Читай-город)

Разделы: Внеклассная работа


Путешествие в Читай-город

Цель: Воспитывать любовь к чтению, к книге, желание учиться, получать новые знания; обобщать знания детей, полученные за период обучения грамоте.

Оборудование: Плакаты: “Кто много читает, тот много знает”, “Чтение – вот лучшее умение”, “День, прожитый без книги – потерянный день”, “Книга – мост в мир знаний”, “Век живи – век учись”. Портреты детских писателей и поэтов. Звучит музыка “Учат в школе” слова Пляцковского, музыка Шаинского.

Участвуют три команды (все дети). У каждой группы свой цвет флажка на столе.

За правильный ответ команда получает звезды цвета флажка.

Команды:

“Умники”

“Умницы”

“Эрудиты”

красный

желтый

синий

фамилия имя участника фамилия имя участника фамилия имя участника

Девиз:

“Книга – книгой, а мозгами двигай”

Девиз:

“Книга – наш друг, без нее как без рук”

Девиз:

“Век живи – век учись”

Ведущий: Дорогие ребята! С раннего детства до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с чтением, с языком. Без знания языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесло.

Мы закончили читать свою первую школьную книгу “Букварь”. За это время вы многое узнали, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Сегодня общий праздник всех нас: учителей, родителей и детей. Поздравляем вас с первой серьезной победой! Сегодня на нашем турнире мы показываем всем свои знания.ас с первой серьезной победой! учителей, родителей и детей.

Уселись ребята на стульчики в ряд и тихо о школе они говорят.

1уч. Мне нравится школа, Наташа сказала, всю жизнь я о школе ребята мечтала!

2уч. Учителя мне нравятся, Вова сказал, они добрые, каких я еще не видал!

3уч. А мне, чуть помедлив, добавила Лена, мне нравится больше всего перемена.

Ведущий: К этим ребятам Миша спешит и с хитрой улыбкой им говорит:

“Гимназию нашу вы расхвалили, а какой же предмет больше других полюбили?”

Дети хором: Чтение!

Ведущий: Послушайте загадки. (Каждой команде загадывается по одной загадке)

1 чтец: Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь в четверо умней.
2 чтец: Хоть не шляпа, а с полями.
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.

3 чтец: Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да! Такой волшебник есть на свете:

Все: Книга – лучший спутник мой и друг!

Ведущий: Я предлагаю вам отправиться в путешествие в “Читай – город” и совершить его на … (отгадайте на чем):

Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла. (Ракета)

Внимание! Экипаж!
К полету приготовиться!
- Есть приготовиться!
- Надеть скафандры!
- Пристегнуть ремни!
- Взять контакт
1 – 2 – 3 – 4 – 5 Вжик! (3 раза)
5 – 4 – 3 – 2 – 1 Пуск!
Полетели!

На борту корабля находятся трудолюбивые пчелки (отряд “Пчелки”). Они недавно научились читать, но узнали много нового, интересного. Уже сейчас дети знают, что “День, прожитый без книги – потерянный день”, что “Чтение – лучшее умение” в любом возрасте.

“Читай - город впереди! На посадку заходи. Приземлились наконец, полету нашему конец.

Нас встречают жители города:

1уч. Мне учиться очень нравиться и читать я не боюсь
Я могу с любой книгой справиться, потому что не ленюсь

2уч. Даже маленький ребенок, не умеющий читать,
Только вышел из пеленок просит книжку почитать.

3уч. Мы дружны с печатным словом! Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом мы б не знали ничего.

4уч. Надо много лет учиться, не лениться, а трудиться.
Год за годом промелькнут и от школьного порога в жизнь откроется дорога.

Ведущий: Спасибо, ребята, что напомнили, что ваша успешная жизнь в дальнейшем будет зависеть от вашей учебы в школе, от умения читать. Как вы понимаете эти мои слова.

Помогать проводить конкурсы будут наши вожатые.
За правильный ответ зажжется на небосклоне звездочка вашего цвета.
“Когда не знаешь, что сказать не отпускай свой нос,
Попробуй просто отвечать на каждый мой вопрос”

I ТУР

 “Узнай букву”

А) Угадай букву по описанию (на листочках раздаются описания букв каждой команде, дети читают описание и отвечают)

1к. Подойди цыпленок цып повторяй-ка Цып, Цып, Цып.
Это цапля на крыльце объясняет буква … (Ц)
На эту букву посмотри она совсем, как цифра 3. (З)

2к. По бокам у столба два огромных шара. (Ф)
Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)

3к. Два столбика наискосок. Между ними поясок. (А)
Стоит с протянутой рукой, согнув баранкой ногу. (Б)

Б) Неизвестно, что случилось, только буква заблудилась. Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем. Угадайте букву озорницу.

1) Сильная (г)роза в саду бушевала, ливнем и ветром аж ветки ломала.

2) Нарисую вам всем сказку были б только кисть и к(р)аски.

3) Миша дров не напилил печку (щ)репками топил.

II ТУР

“Алфавит знаю”

Вставьте букву между буквами – прочтите слово.

“Игры приносят радость, знания, успех”

Физминутки “Пчелки”

 III ТУР

“Литературный ринг”

А) Я умею читать. У каждого участника экипажа путевой лист. Каждой команде дается 1 минута. Читают все. Жужжащее чтение. Помощники наблюдают и слушают каждого. Командир решает, кто будет читать. Чтение четкое, выразительное.

Аплодисменты и награды – звездочки после каждого тура.

Б) Узнай сказки и их героев. (Зачитываются отрывки из сказок каждой команде)

1. Я на балу никогда не бывала, чистила мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал, то голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же! Кто я такая? Кто тут подскажет? (Ш. Перро “Золушка”)

2. Работать умела красиво и ловко, в деле любом проявляла сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала, шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белою в танце была … Кто мастерица эта была? (сказка “Василиса Премудрая”)

3. Покататься мы решили с ветерком в автомобиле, правда, в сказке вам сказали:
Сами мы его создали. Ведь такого нет нигде ездит он на газ – воде.
И сироп в нем вместо смазки, из какой друзья мы сказки? (Носов “Приключения незнайки и его друзей”)

В) Вопросы командам.

I команда: А дорога далека,
А корзинка нелегка.
Сесть на пенек,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)

II команда: Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Лиса и журавель)

Победил он людоеда,
Съел его вместо обеда. (Кот в сапогах)

III команда: Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. (Колобок)

По тропе шагая бодро,
Сами ведра тащат воду.  (По Щучьему велению)

Г) Ситуации:

1. Когда почтальон Печкин из Простоквашино постучал в дверь, ему ответили:

- дерни за веревочку;
- у нас все дома;
- кто там.

2. С. Михалков рассказал о человеке огромного роста. Его звали:

- Иванушка;
- Емеля;
- Степан.

3. Кому принадлежит телеграмма “Нас съел серый волк”?

- Красной Шапочке;
- Колобку;
- 7 козлятам.

Д) Угадай сказку по рисунку, назови автора. (Каждой команде предоставляется иллюстрация одной из сказок) <Рисунок1, Рисунок2, Рисунок3>

Песенка “Азбука” (исполняется всеми детьми с движениями):

Если хочешь много знать, многого добиться,
Обязательно читать должен научиться.
Припев: Азбука, азбука, каждому нужна,
Нам поможет книжки прочитать она.
Надо буквы нам писать аккуратно в строчку
Надо их запоминать без ошибки точно

Припев: тот-же

Книжки могут рассказать обо всем на свете
Очень любят их читать взрослые и дети.

IV ТУР

“Умные вопросы”

1к. 1) Сколько гласных в русском языке?
2) Какие буквы обозначают 2 звука и когда?
3) Назовите главные члены предложения.

2к. 1) Сколько согласных в русском языке?
2) Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?
3) Как нужно слова переносить с одной строки на другую?

3к. 1) Какие буквы не обозначают звуки?
2) Назови парные согласные.
3) Как узнать сколько в слове слогов?

Танец “Утят”

Домашнее задание. (Дети готовили инсценировки стихотворений)

Сценки:

1. “Запутались”
– Смотрите – Буква!, вот те на:
Не в книжке – на дорожке!
Как называется она,
Похожая на рожки? –
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза…
Коза – прикинула в уме, сказала:
- это буква “ме”. –
Бык возразил:
- Не “ме”, а “му”,
Я лучше знаю, что к чему! –
А пес воскликнул:
- полно вам,
Не спорьте, это буква “ам”,
- нет “му”!
- нет “ме”!

- нет “ам”!
Ам! Ам!.. –
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву “М”. А. Шибаев
3. “И, Й”
Сказала “Й” сестре родной:
- Вот ты сестра, соседка,
Бываешь часто прописной
А я ужасно редко
- Ну, редко – это не беда,
Иные буквы – никогда!
2.“Ай да Я”
Всем на свете буква “Я”
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?..
Вы не знаете кто я.
Я не только буква “Я” -
Буква,
Слог
И слово!
- И много их?
- Да целых три:
Сестра и с ней два брата.
Зовут их так …
– Не говори!..
Скажите вы ребята! (ь, ъ, ы)
А. Шибаев

V ТУР

“Конкурсы”

А) Шифровка.

Восстановить предложение, ответить на вопрос:

1к. Какое, года, весны, наступает, время, после.

2к. Круглый, деревьев, какое, зеленое, из наших, год.

3к. Сила, лодки, какая, в движение, парус, приводит.

Б) Волшебный круг.

Составьте как можно больше слов из круга, двигаясь в любом направлении. Переставлять буквы нельзя.

В) Найди слова с парной согласной по картине.

На сюжетной картинке нужно отыскать слова с парными согласными) <Рисунок4>

Г) Музыкальная пауза

От каждой команды музыкальный номер, который готовится заранее.

Ведущий: Есть в русском языке слова одинаково звучащие, но обозначающие разные предметы. Как они называются? (Омонимы)

VI ТУР

“Омонимы”

А)

1к. “Не жалейте пятачка, -
Говорит корова.
- вы купите молочка,
Вкусного, парного.
2к. Бросил палку кверху Мишка.
Падай в шапку с ели шишка.
Шишка, хлоп, по голове,
Сразу шишек стало две.

Поросята тут как тут
- нам по целой кружке
Пятачки свои суют
Маленькие крошки.

3к. Ты знаешь, Сережа, я сегодня потерял ключ.
Как же так?
Ты что в лесу заблудился?
Я сегодня из него пил, хорошая там вода: свежая, вкусная.

Б) Аукцион омонимов (слово – очко) (шесть, труба, кран, коса, язык)

Ведущий: Много в русском языке образных выражений, фразеологизмов, крылатых слов. Со многими вы знакомы. Многое еще предстоит узнать.

VII ТУР

“Фразеологизмы”

А) Объясни смысл фразеологизмов. Как понять, сказать по – другому.

1к. Намылить шею.
Пешком ходить под стол.
3к. Бить баклуши.
Кричать во всю Ивановскую.

2к. Кот наплакал.
Зарубить на носу.

Б) Сценка пятиклассников “Кашу маслом не испортишь”. Приложение 1.

Задание трудное – найти фразеологизмы.

В) Составь пословицу (слова можно менять)

1к. дело – потеха
100 рублей – 100 друзей
3к. отмерь - отрежь
правда - ложь

2к. труд – рыбка
труд – лень

Г) Всем: 1. Закончить пословицы:

“Век живи …” “Терпенье и труд…” “Ум хорошо…” “100 голов…”

2. Фразеологический зверинец:

Голоден как …
Упрям как …
Колючий как …
Грязен как …
Труслив как …
Здоров как …
Нем как …

Подведение итогов

В это время живые картинки: Клевать носом. Кричать во всю Ивановскую. Плакать в три ручья.

Свои стихи читают дети.

Вручение вымпелов: “Крепкий орешек” за 1 место, 2 место, 3 место.

Чтение стихотворения: “Мы прочли букварь до корки” Приложение 2.

Вручение удостоверений <Рисунок5, Рисунок6>, книг, значков юным читателям (библиотека). Чаепитие с детской дискотекой.