Организация работы по созданию условий для содержания, обучения, воспитания детей в детском доме

Разделы: Администрирование школы


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. рассматривает высокое качество образования через такие категории как “здоровье, социальное благополучие, психологическая защищенность, защита прав личности”.

При постановке этих задач усилия администрации детского дома направлены на создание новой образовательной среды, в которой будет возможной реализация перспективных целей социализации воспитанников на основе компетентностного подхода:

  • научить учиться;
  • научить жить;
  • научить жить вместе;
  • научить работать и зарабатывать.

Основные направления образовательной среды детского дома:

  1. Организация условий проживания и жизнеобеспечения. Создание развивающей среды для детей и подростков.
  2. Создание условий психологической безопасности всех участников образовательного процесса.
  3. Организация жизнедеятельности воспитанников в рамках развития воспитательной системы.

Наш дом был открыт в 1996 году. Он размещен в нетиповом четырехэтажном здании гостиницы. На территории детского дома имеются учебно-опытный участок, площадки для занятий спором и играми. В 5 километрах от детского дома расположена детская дача “Пчелка” – летняя база труда и отдыха детей. Таким образом, мы обеспечиваем абсолютный охват отдыхом и оздоровлением детей детского дома в летний период.

Детский дом имеет 2 единицы автотранспорта: автобус ПАЗ 35035, трактор Т30-69.

В настоящее время в детском доме воспитывается 52 ребенка. 9 – детей-сирот, 43 – дети, оставшихся без попечения родителей. Все воспитанники являются учащимися средней общеобразовательной школы № 2 с. Хурба. На I ступени – 8 чел., II ступени – 44 чел. Из них 13 детей обучаются по программе VII вида. 6 воспитанников занимаются на 4 и 5, отличников – нет.

Материально-технические и медико-социальные условия позволяют коллективу детского дома успешно решать проблемы воспитания детей.

В доме имеется столовая на 25 посадочных мест, медицинский блок, включающий физиотерапевтический, стоматологический, процедурный кабинеты, изолятор, комната здоровья, массажный кабинет.

Для развития детей создана достаточная материальная база, имеются тренажерный и музыкальный залы, где проводятся занятия по хоровому пению, хореографии и спорту. Для развития трудовых навыков оборудованы две мастерские: для девочек и юношей.

Библиотека детского дома располагает фондом: художественная литература – 2819 экз., справочные издания – 129 экз., учебная литература – 1594 экз., 16 наименований периодических изданий. В рамках федеральной подпрограммы “Дети сироты” детский дом получил медиатеку – 50 дисков по учебным предметам. Также, в распоряжении воспитателей и детей видеофильмы, мультимедийные хрестоматии, электронный журнал, аудиокниги и эл. энциклопедии. Внедрение ИКТ стимулирует творческую активность детей, позволяет проводить на качественном уровне самоподготовку и формировать информационные компетенции воспитанников.

Детский дом имеет 7 компьютеров, мультимедийный проектор, экран, цифровая видеокамера, фотоаппарат. Мы имеем возможность организовать в выходные дни работу домашнего кинозала.

В соответствии с программой информатизации образовательного учреждения, с целью обеспечения открытого доступа к сети Интернет и медиаресурсам планируется создать в течение 2008 года медиа-библиотеку, и обеспечить каждую классную комнату компьютерной техникой для практического ее применения в любое время, исходя из потребности.

В детском доме 6 групп, в том числе 1 группа семейно-родственная. Для проживания детей в каждой группе создается предметно-эстетическая среда, приближенная к домашней. Каждая группа – это отдельный блок жилых помещений: уютные спальные комнаты на 2-3 человека, гостиная, где ребята отдыхают, общаются друг с другом, комната самоподготовки, бытовая комната.

С целью подготовки детей к полноценной семейной жизни, освоению ими социальных ролей организована семейно-родственная группа.

В группе 10 детей, объединенных по принципу родственных связей: 4 мальчика, 6 девочек в возрасте от 10 до 16 лет.

Организация бытового пространства в этой группе позволяет осуществлять жизнедеятельность воспитанников по семейному типу. Дети создают свой интерьер. В группе выделены специальные помещения, где ребята приобретают жизненно важные навыки.

В комнате домашнего труда дети занимаются ручным трудом, производят мелкий ремонт одежды, вяжут и т.д.

На кухне воспитанники имеют возможность приготовить любые блюда, учатся пользоваться предметами современной бытовой техники: эл. чайником, блинницой, микроволновой печью, эл. миксером.

В бытовой комнате хранятся все вещи воспитанников. Воспитателям группы передано обмундирование детей из кастелянной детского дома, и сейчас они совместно с детьми осуществляют полностью уход за своей одеждой, обувью.

В экологической комнате дети общаются со своими любимыми домашними животными, выращивают свои комнатные растения, а весной овощную рассаду, зелень.

В процессе деятельности семейно-родственной группы уже появляются свои традиции:

  • дети продолжают вести свой семейный альбом;
  • каждый взрослый и воспитанник имеет свой жизненный девиз;
  • в воскресные дни желающие имеют возможность посетить православную церковь в городе.

Детский дом принял участие в конкурсе программ в сфере социальной работы с молодежью и подростками, объявленный комитетом по молодежной политике Правительства Хабаровского края. Мы представили программу “Мой дом” и получили государственный грант в размере 35 тысяч рублей. Реорганизация групп по семейному типу в детском доме будет продолжена.

Обеспечение психологически безопасных условий для развития, воспитания детей является приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения.

Работа по повышению психологической безопасности воспитанников осуществляется на основе современных подходов к данной проблеме.

Программа “Психологическое сопровождение безопасного существования детей и подростков”, разработанная сотрудниками кафедры “Общая психология” и “Психология развития” Амурского государственного педагогическо-гуманитарного университета реализуется педагогами детского дома.

Педагогический коллектив дома старается соблюдать основные социально-психологические условия безопасности:

  • доброжелательная комфортная обстановка;
  • партнерские отношения взрослого и ребенка;
  • эстетическое оформление здания, групп детского дома;
  • наличие телефона и возможность доступа к нему;
  • согласованность действий и требований педагогов и администрации;
  • публичное поощрение воспитанников;
  • делегирование воспитанникам социально-значимых поручений, вовлечение их в решение важных вопросов и т.д.

И, частично это подтверждается данными психологических исследований. Тест незаконченных предложений “Дома я в безопасности тогда, когда …” показал:

дети воспринимают дом как безопасное место потому, что имеют реальные возможности для самореализации (занятия различными видами деятельности, достижением в них успехов).

Так, 47 % воспитанников ответили, что чувствуют себя в безопасности, когда заняты деятельностью;

26% – когда рядом воспитатель;

21% – когда рядом друзья;

6% – дали разные ответы.

Использование методики “цветовой тест отношений” позволил определить эмоциональный компонент отношения к педагогам, к детскому дому в целом.

Эмоциональный компонент отношения воспитанников к детскому дому и воспитателям

Тип отношения К детскому дому К воспитателю
Полное эмоциональное принятие 26.8 % 24.3 %
Значимое эмоциональное принятие 41.4 % 43.9 %
Эмоциональное нейтральное 26.8 % 26.8 %
Эмоциональное неприятие 4.8 % 4.8 %
Эмоциональное отвержение    

В детском доме создана и совершенствуется воспитательная система, которая включает в себя всю совокупную деятельность: внешкольную познавательную деятельность детей, деятельность воспитанников по интересам, трудовую, игровую, деятельность по развитию детского самоуправления. Но, не все они являются одинаково значимы для воспитанников.

В детском доме системообразующей является трудовая деятельность.

Реализуя программу “Хозяин и хозяйка сельского дома”, жизнедеятельность в детском доме организована так, что воспитанники овладевают различными трудовыми навыками. Программа работы с детьми начинается с самообслуживающего труда. Все воспитанники самостоятельно обслуживают свои спальные, групповые комнаты, помещения и территорию детского дома. Ежегодно косметический ремонт детского дома и дачи проводится совместными усилиями детей и взрослых. Старшие воспитанники умеют белить, клеить обои, красить. В швейной и столярной мастерских можно научиться делать полезные вещи. Девушки шьют себе несложные предметы одежды. Мальчишки ремонтируют мебель, работают на станках, изготавливают предметы первой необходимости: разделочные доски, черенки для лопат, ящики для рассады и т.д.

С 2002 года развивается детская дача “Пчелка” – летняя база отдыха, в которой имеется подсобное хозяйство, скотный двор и огородный участок, теплицы, баня, летний душ.

К сельскохозяйственному труду привлекаются все воспитанники дома. За каждой группой закреплен свой участок, распределены обязанности. Ежегодно составляется план весенне-летних работ, планируются основные показатели: урожайность, продуктивность животных. Труд детей организован по принципу самоуправления: работу распределяет совет бригадиров из числа ребят, он же подводит итоги за день, начисляет зарплату с учетом объема и качества выполненных работ. За эти годы стало нормой – выращивание овощей, ягод для себя.

Часть овощной продукции заготовлено впрок, остальное использовано в детском питании. Всего доход за лето 2007 года составил 22.495 рублей. Не менее серьезной работой является уход за домашними животными. Дети, получая теоретические сведения по программе, имеют возможность выполнять обязанности по хозяйству. Имея двух свиней, кроликов, мы рационально используем отходы кухни детского дома. За короткий период времени 6 месяцев 2006 года, мы получили доход от свиноводства 19 тысяч рублей.

Бригадная форма организации труда позволяет достигать большей эффективности. Так, летом 2007 года была организована работа профильных молодежных бригад.

Бригада “Лидер” – 4 человека приобретали знания и умения по профессии воспитатель дошкольного учреждения;

Бригада “БЭМС” – 3 воспитанницы получали допрофессиональную подготовку в участковой больнице. Девушки выполняли некоторые обязанности младшей медицинской сестры, приглашали на вакцинацию, учились работать с медицинской картотекой.

Бригада социальных работников – 6 человек под руководством специалиста администрации села осуществляли патронат над пожилыми людьми. Основными видами помощи стали уборка квартиры, дома, работа на огороде, покупка продуктов питания.

Сельскохозяйственная бригада в составе 15 человек осуществляла прополку овощных культур на полях КГУСП “Комсомольское”.

Бригада “МЫ” – в составе 10 человек в течение года работала в животноводческом хозяйстве КГУСП “Комсомольское”. Ежедневно ребята выезжали на ферму. За бригадой было закреплено 2 группы крупного рогатого скота – 180 голов. Под руководством бригадира хозяйства, ребята, изучив правила безопасности труда, приобретали навыки по уходу за домашними животными, кормили, поили коров, осуществляли уборку помещений, кормушек. Работа на ферме была организована так, что воспитанники ощущали, видели своими глазами пользу, которую их труд приносил обществу. Таким образом, детский дом включился в экономико-хозяйственную жизнь района в рамках реализации национального проекта “Развитие АПК”.

Трудоустройство воспитанников в летний период осуществлялось через предприятия, учреждения и Центр занятости населения Комсомольского района.

Общий трудовой заработок воспитанников составил 92.200 рублей.

В итоге, каждый воспитанник заработал в среднем от 2-2,5 тысяч рублей. Дети смогли приобрести себе к новому учебному году модные блузки, портфели, спортивную обувь, косметические средства и др.

Детский дом имеет свой трактор. Это позволяет не только механизировать наш труд, но и дать знания, умения в обслуживании сельскохозяйственной техники и вождении трактора.

Творческая деятельность, деятельность по интересам – является важнейшим средством социализации. В детском доме у ребят есть возможность самоутверждения, саморазвития в различных областях через социально-приемлемые формы. Воспитанники нашего дома занимаются в спортивных секциях (настольный теннис, тхэквондо, волейбол, баскетбол, шахматный клуб), студии изобразительного искусства “Ступени”, хореографической студии “Вдохновение”, хоре “Детство”, вокальной группе “Ассорти”. Участвуя в конкурсах, смотрах, соревнованиях, районного, краевого, российского уровня ребята получают грамоты, дипломы и другие знаки отличия. И для ребенка такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.

Достижения воспитанников

Год Мероприятие Уровень Результаты
2006 “Сокровища земли Амурской”, посвященная 80-летию Комсомольского района Выставка в музее изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре 16 работ воспитанников
2006 “Живое серебро” Краевой экологический конкурс грамота, диплом 2,3 степени
2006 “Всероссийская сельскохозяйственная перепись” Краевой конкурс 3 место
2006 “Год России в Китае” Краевой конкурс 1, 2, 3 место
2006 “Букет для победителя” Всероссийский историко-экологический марафон диплом лауреата, грамота
2006

2007

“Рождественские фантазии” Министерство образования, международная детская художественная галерея 1 лауреат

Диплом участника

2007 “Мы живем на Амуре” Районный конкурс

редакция газеты “Приамурье”

1 место
2007 Конкурс дизайн проектов “10 комнат” г. Комсомольск-на-Амуре, компания “Солнце” Поощрительные призы
2007 Выставка “Сокровище земли Амурской” Хабаровск Министерство культуры Сертификат участников
2007 “Город мастеров” Районный конкурс 3 лауреата
2007 Конкурс дизайн-проект от компании “Солнце” г. Комсомольск-на-Амуре, компания “Солнце” Ценные подарки
2007 Выставка “Сокровище земли Амурской” Хабаровск Министерство культуры Сертификат участников, ценные подарки
2007 Конкурс “Нарисуй свою мечту” г. Япония Благодарственное письмо
2007 “Год России в Китае” Краевой конкурс Благодарственное письмо

Основой художественно-творческой деятельности воспитанников все чаще становятся проекты. Так, дизайн-проект “Звездной гостиной” получил денежный сертификат от компании “Солнце”. В рамках районного конкурса “Город мастеров” участники детского дома ежегодно получают призовые места.

Обучение основам хореографического искусства охвачено 39 человек. Занятия в студии “Вдохновение” дает каждому воспитаннику презентовать себя. В течение года ребята приняли участие в 17 концертных программах, выступая в клубах сельских поселениях, центре культуры и этнографии “Родник”, образовательных учреждениях, войсковых частях района. В этом году агитбригада и танцевальный коллектив приняли участие в праздничных мероприятиях, посвященных юбилеям поселков. 1 июня, в День защиты детей состоялась премьера творческого проекта “Песнь о земле”. Это представление хореографического и сценического искусства одновременно. В реализации данного проекта задействовано более 40 человек взрослых и детей. Декорации готовили ребята художественной студии “Ступени”. Расширяя образовательное пространство, мы объединили свои усилия с педагогическим коллективом музыкальной школы. 14 воспитанников детского дома занимаются по классу аккордеон – 2 год обучения. И надо отметить, что жители села проявляют живой интерес к творческой деятельности наших детей.

Выступая с концертами в поселках, ребята встречаются со своими родственниками, бывшими одноклассниками, вызывая удивление и восхищение своих односельчан.

В рамках программы “Право ребенка – на семью” ежегодно воспитанники проводят каникулы в семьях граждан. В 2006 г – 24 ребенка, в 2007 г. – уже 32 воспитанника побывали в поселках Комсомольского района, г. Комсомольске-на-Амуре, Хабаровском районе Хабаровского края.

Воспитательная среда детского дома является открытой для взаимодействия. Администрация и педагогический коллектив детского дома находится в постоянном поиске новых форм такого взаимодействия.

Важную роль в поэтапной реализации программы развития детского дома, социальной адаптации воспитанников играет Попечительский совет детского дома. В состав попечительского совета дома входят:

  • генеральный директор ОАО “Комсомольский аэропорт”
  • председатель совета ветеранов с.п. “Село Хурба”
  • командир в/ч 44436
  • заведующая МДОУ п. Молодежный
  • командир в/ч 45124
  • руководитель ООО “Тапир”.

Благодаря содействию попечительского совета за 9 месяцев текущего года привлечено дополнительных внебюджетных средств на сумму 217 тыс. рублей.

Под руководством Попечительского совета организована деятельность детского общественного объединения “Веселый улей”.

Основными направления детского объединения являются:

  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • спортивно-оздоровительное;
  • экологическое.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию проводится в рамках конкурса “Воспитанник полка” Военнослужащие Млавского авиационного полка не просто попечители детского дома, они наши кураторы в деле воспитания гражданственности.

Главной формой работы по воспитанию гражданской социальной ответственности является воспитание на “живом примере”. В соответствии с приказом командира в/части 44346 определены условия проведения конкурса, назначены военные кураторы из числа военного состава и закреплены за группами. Успешно проводится работа по становлению совместных традиций детского дома и войсковой части: проведение торжественных линеек с выносом флага, проведение мирно-патриотического месячника, участие в “Фестивале солдатской песни”, проведение военно-патриотической игры “Зарница”, проведение “Вахты памяти”. Ежегодно наши воспитанники принимают участие в торжественном параде 277 Млавского полка в День победы. Нам оказывают большую честь – возложить гирлянду к памятнику Славы военных летчиков. И, мы этим очень дорожим и гордимся.

Не менее важной задачей детского объединения является участие воспитанников в общественно значимых делах, оказание помощи. По инициативе Совета дома был реализован проект “Приамурье – ветерану”.

В течение учебного года старшие воспитанники доставляли районную газету “Приамурье” ветеранам, пенсионерам на дом.

В период декады пожилого человека ребята помогали собирать урожай капусты, убирали огород. Дети особенно активны и ответственны в таких делах.

В рамках природоохранной деятельности был реализован проект “Природоград”. Творческая группа воспитанников с руководителем изостудии “Ступени” художественно оформили автобусную остановку в поселке. Цель этого проекта – благоустройство улицы села и экологическая пропаганда защиты редких и исчезающих растений Хабаровского края.

Такой комплексный подход к формированию воспитывающей образовательной среды позволяет успешно решать задачи социализации воспитанников детского дома.