Участие учреждений дополнительного образования детей в общественной жизни города в рамках Года благотворительности

Разделы: Администрирование школы, Социальная педагогика


Актуальной проблемой деятельности учреждений дополнительного образования и других социальных институтов стало формирование современного воспитательного пространства городского социума. Специфика построения общего воспитательного пространства заключается в необходимости непосредственного взаимодействия всех без исключения социальных институтов региона. Важную роль в организации единого воспитательного пространства, расширении возможностей для общественно полезной, разнообразной творческой деятельности играют учреждения дополнительного образования детей. Одним из таких учреждений является Дворец творчества детей и молодежи имени И.Х. Садыкова г. Нижнекамска, который предоставляет возможность детям получить современное образование и воспитание, развивает творческие способности, прививает нравственное отношение к жизни, трудолюбие, ответственность, социальную активность, способствующие становлению осознанной гражданской позиции.

Педагогический процесс во Дворце творчества направлен на создание для каждого ребенка комфортного образовательного пространства, поля неформального общения, культурной и эмоционально значимой среды, в которой есть возможности для создания ситуации успеха, укрепления личного достоинства, а как следствие, дальнейшей социальной адаптации ребенка.

Особо значимым аспектом целенаправленного педагогического поиска является воспитывающая направленность обучения. Выполнение этого принципа позволяет повысить качество реализуемых образовательных программ, создать и сохранить единое образовательное пространство, обеспечить конструктивное взаимодействие с иными субъектами воспитательного процесса.

Дворец творчества сегодня – один из самых крупных муниципальных базовых учреждений, реализующих воспитание и дополнительного образование детей, в котором созданы условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, имеющего возможность развить свои способности и самореализоваться в различных видах деятельности, развития пространства детского благополучия, организации активной творческой созидательной жизнедеятельности детей.

Во Дворце более 335 детских объединений, в которых занимаются 5025 учащихся по таким направлениям, как:

  • спортивно-техническое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • художественно-эстетическое;
  • культурологическое;
  • естественно-научное;
  • социально-правовое;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • эколого-биологическое

Система воспитательного процесса включает в себя три компонента:

  1. Дворец творчества детей и молодежи и образовательные учреждения.
  1. Дворец творчества детей и молодежи и социум;
  1. Дворец творчества детей и молодежи и семья.

Основными целями сотрудничества Дворца творчества и образовательных учреждений являются: координация совместной деятельности по организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение занятости школьников в свободное время, предоставление им возможности самоопределиться в творческом выборе, тем самым удовлетворить свои потребности в творческой деятельности. В свою очередь, образовательные учреждения создают условия для организации учебно-воспитательного процесса, оказывают помощь в комплектовании учебных групп. Свыше половины всех объединений Дворца творчества работают сегодня на базе общеобразовательных школ, что позволяет выстраивать единое поле воспитывающей среды, разрабатывать конкретные индивидуальные образовательные маршруты учащихся конкретной школы в зависимости от потребности самих детей, их родителей, педагогического коллектива, условий микрорайона и социума. Работа педагогов дополнительного образования Дворца на базе общеобразовательных школ позволяет повысить результативность основной образовательной деятельности и расширить сферу влияния школ в социуме. Взаимодействие основного и дополнительного образования в школе – важное условие практического осуществления непрерывного образования (детей и взрослых), формирование потребностей к постоянному самосовершенствованию, познанию окружающего мира.

Формы социально педагогического взаимодействия очень разнообразны, они возникают, меняются в процессе роста взаимопонимания, заинтересованности друг в друге, расширяющихся межличностных взаимоотношений учителей и педагогов дополнительного образования. Общая образовательная деятельность порождает высшую форму взаимодействия – сотрудничество, и как результат рождаются формы – традиции, которые становятся важным элементом воспитательной системы школы (“Праздник двора”, “День города”), научные конференции, спортивные соревнования, городская августовская конференция учителей, “День учителя”, конкурсы чтецов на татарском и русском языках, “Классный руководитель года”, благотворительные концерты “Дорога добра”, выступления хореографических коллективов практически на всех праздниках, мероприятиях школ города. Вопросам взаимодействия посвящаются круглые столы, мастер-классы, научно-практические конференции, открытые интегрированные занятия, семинары.

Отдел по работе со старшеклассниками и общественными организациями Дворца занимает особое место во взаимодействии с социумом, в связи с этим ставит перед собой главную цель: воспитание активной гражданской позиции у детей и подростков через включение их в социально значимую деятельность. Отдел строит свою работу по следующим направлениям:

  1. Ввыявление и обучение лидеров детских объединений (“Школа лидера”, “Юнпресс”);
  2. Работа по повышению социальной активности детей и молодежи, в которую входит реализация социальных проектов (“Вместе теплее”, “Согреем сердцем”, “Весенняя неделя добра”);
  3. Развитие детской прессы в городе (работа в газете “От 7 до 17”, “Бегемот-ТВ”, работа со школьными пресс-центрами);
  4. Научно-исследовательская работа ведется через создание научно-исследовательских работ по изучению социальных явлений и путей решения социальных проблем;
  5. Работа по развитию детского движения в городе, по созданию условий для включения детей в общественную жизнь города и республики (участие в конкурсах, проводимых Федерацией детских объединений, Детской республиканской Думой, Союзом детских организаций).

Включение учащихся школ в систему социальных отношений города отдел строит через деятельность городского Совета старшеклассников, участвуя в системе выборов, построенных по принципам взрослой избирательной кампании, будущие депутаты осваивают культуру избирателя и гражданина с активной гражданской позицией. Представляя интересы своих сверстников, депутаты ГСС на встречах с администрацией города осваивают структуру власти города и республики не по книгам, а на практике выстраивая собственное отношение к социуму.

С целью оказания помощи детям-инвалидам, сиротам, детям из неблагополучных семей, а также развития, поддержки и популяризации благотворительной деятельности в системе образования Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в рамках года благотворительности представители городского Совета старшеклассников совместно с управлением образования приняли решение о создании Комитета городского Совета старшеклассников по вопросам благотворительной деятельности в системе образования Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

В целях реализации своих задач представители городского Совета старшеклассников за данный период времени провели множество мероприятий. Так, в установленном порядке на заседания городского Совета старшеклассников неоднократно приглашались представители органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, организаций, граждан, где решались организационные вопросы по проведению тех или иных благотворительных ярмарок. Также в ходе заседаний при совместном решении вносились и вносятся предложения в планирование работы органов местного самоуправления по обеспечению благоприятных условий для развития благотворительной деятельности в системе образования Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Комитетом по вопросам благотворительной деятельности в течение полугода была организована проверка работы активов детских и молодежных общественных организаций города. В результате все детские общественные организации отобразили свою работу в творческих отчетах, содержание которых можно разделить на следующие направления деятельности:

- оказание помощи детям–инвалидам с диагнозом различной степени тяжести (приобретение инвалидных колясок, индивидуальная финансовая помощь);

- оказание помощи одиноким престарелым людям в виде ремонта комнат, квартир, приобретения фармацевтических средств.

Стоит отметить, что в школах отнеслись к благотворительной деятельности очень серьезно. Вся благотворительная деятельность ведется в тесном взаимодействии с Советами местного самоуправления. За каждым классом закреплены определенные ветераны и инвалиды, созданы тимуровские и волонтерские группы, которые от каждого класса занимаются этим направлением.

Городской Совет старшеклассников старается поддерживать не только активистов школ, но и инициативных педагогов. На торжественной “Презентации добрых дел” городского Совета старшеклассников с участием помощника президента РТ по социальным вопросам Ларионовой были награждены директора школ города за содействие Советам ученического самоуправления в проведении благотворительных акций.

Члены городского Совета старшеклассников принимали участие в совместной благотворительной деятельности с детскими и молодежными общественными организациями, с представителями открытых акционерных обществ, обществами с ограниченной ответственностью и различных городских структур. Так, с участием представителей городского Совета старшеклассников проведены семь благотворительных ярмарок, в результате которых было собрано около 400 тысяч рублей. Это:

1. Первый Форум благотворителей. В нем приняли участие более шестисот руководителей различных государственных и частных структур муниципалитета. Собранные деньги, в сумме 163 тыс. рублей, ушли на приобретение зрительного аппарата для детей детского сада № 70 с патологией зрения.

2. Ярмарка с участием благотворителей ОАО “Нефтеперерабатывающий завод”. Собранные деньги в сумме около 37 тысяч рублей также ушли на приобретение зрительного аппарата для детей детского сада № 70 с патологией зрения.

3. Благотворительная ярмарка, организованная для работников ОАО “Нижнекамский шинный завод”. В ней приняло участие более 750 человек. Финансовые средства собирались на покупку слухового цифрового аппарата Фролову Анатолию, воспитаннику центра “Радуга” (дети с патологией органов слуха). Всего было собрано 75 тысяч рублей.

4. Ярмарка, организованная для сотрудников ООО “Камаглавстрой”. В ней приняли участие более 700 человек. Деньги собирались на приобретение инвалидной коляски и средств личной гигиены восьмилетнему мальчику с диагнозом детский церебральный паралич Шаймарданову Ильфату. Всего было собрано около 40 тысяч рублей.

5. Благотворительная ярмарка, организованная совместно с ТЭЦ.

В результате были собраны деньги в сумме 17 тысяч рублей, и Комитет старшеклассников по вопросам благотворительной деятельности принял совместное решение с управлением образования приобрести инвалидные коляски для детей, ставших по той или иной причине инвалидами (дети после аварии, дети, чья болезнь прогрессировала с возрастом и т.д.)

6. Ярмарка–продажа, организованная во время проведения “Студенческой весны”. В ней приняло участие более 500 студентов.

7. Благотворительная ярмарка, организованная при поддержке управления образования муниципалитета в городской конференции учителей.

В этой ярмарке приняли участие педагоги города и района и собрано более 3500 рублей.

8. Благотворительная ярмарка, организованная в рамках благотворительного форума работников НКНХ.

Собранные средства, 25 000 рублей, были направлены на поддержку воспитанников Кадетской школы-интерната. На ярмарке было представлено 1000 поделок. Все продаваемые поделки сделаны руками детей из школ, гимназий, профессиональных лицеев (картины, работы из глины, бумаги, кожи, дерева, железа; вязаные изделия, вышивка, лоскутное шитье и многое другое). В роли продавцов выступали дети – представители городского Совета старшеклассников. Работники ОАО НКНХ не только покупали поделки, но и сами организовали целевой сбор денег. В “Лавке добрых дел” работники предприятия покупали пригласительные в развлекательный центр и в магазин “Макдональдс” для детей–инвалидов. Что самое важное: пригласительные были именные, а значит, помощь адресная. Серьезный подход к работе отразился во всем, начиная с оформления – выставочные столы, информационные стенды, плазменный телевизор с роликами на благотворительную тему.

Несмотря на то, что летний период – это время отдыха учащихся, педагоги и воспитанники пришкольно–оздоровительных лагерей, трудовых объединений школьников включали в программу и благотворительную деятельность. Так, в течение лета проводились:

- массовые сборы вещей, канцелярских принадлежностей детям- отказникам;
- адресная помощь нуждающимся семьям, одиноким людям;
- благотворительные концерты для воспитанников детского дома, РЦ “Надежда”;
- сбор денег для детей-инвалидов.

1 июня представители городского Совета старшеклассников приняли участие в республиканском телемарафоне “Помоги ребенку”. Участники вручили инвалидную коляску Мутыгуллину Наилю, воспитаннику РЦ “Надежда”, купленную на собранные средства благотворительных ярмарок. У Наиля в возрасте 8 лет перестали функционировать нижние конечности, в результате чего он в данный момент не может самостоятельно передвигаться.

23 августа городской Совет старшеклассников принял участие в Республиканской акции “Помоги собрать ребенка в школу”.

3 ноября на торжественном мероприятии, посвященном Дню Учителя представители городского Совета вручили 3 сертификата, каждый на сумму

10 000 рублей ветеранам педагогического труда, средства были собраны на ярмарках-продажах, которые проводил городской Совет старшеклассников.

Отметим, что немаловажную роль в благотворительной деятельности является создание социальных проектов, которые нацелены на помощь нуждающимся людям.

Социальный проект позволяет максимальное включение в деятельность всех групп населения. На наш взгляд, благотворительность не должна ограничиваться помощью старикам и инвалидам, многие социальные проекты, разрабатываемые школами, направлены на благоустройство территории школы или прилегающего микрорайона. Но прежде чем идти сажать цветы или убирать мусор, ребята разрабатывают эскизы, пишут план и договариваются с различными службами города. Все эти виды работ позволяют не только воспитывать моральные качества ребенка, но и развивать творческие способности и лидерские качества, а главное через социальные проекты подростки имеют возможность осваивать инфраструктуру города и осознавать свое место в нем.

Ярким примером является социальный проект городского Совета старшеклассников “Согреем сердцем”. Целью проекта является создание клуба общения старшеклассников и детей-инвалидов, воспитанников реабилитационного центра “Надежда” на первом заседании было принято решение назвать клуб “Доверие”. Первое заседание клуба состоялось 3 октября 2007 года. За это время клубом сделано уже не мало. Каждую среду на заседаниях клуба ребята совместно проводят мастер–классы, психологические тренинги, привлекая волонтеров и специалистов. 23 ноября волонтеры клуба провели развлекательное мероприятие, посвященное пропаганде здорового образа жизни под жизнерадостным названием “Сок - шоу”. Ребята сами написали сценарий и нашли призы для конкурсов. В планах клуба провести акцию “Новогодний сюрприз”, волонтеры в костюмах Деда Мороза и Снегурочки будут приходить на дом к инвалидам, которые не могут передвигаться и дарить новогодние подарки. Так же ребятами клуба при поддержке министерства социальной защиты городского Совета старшеклассников планируется провести две новогодние елки для детей– инвалидов.

Работа городского Совета старшеклассников в рамках года благотворительности была плодотворной и разнообразной. Благотворительная деятельность городского Совета старшеклассников была оценена на высоком уровне. 29 ноября на церемонии награждения победителей Республиканского конкурса “Благотворитель года” старшеклассники получили почетный диплом и звание “Благотворитель год” в номинации “Некоммерческие организации”. Подпись на дипломе президента РТ Шаймиева М.Ш. говорит о том, что благотворительная деятельность старшеклассников города Нижнекамска получила поддержку на правительственном уровне.

Городской Совет старшеклассников не собирается останавливаться на достигнутом, так как социальная работа является традиционной составляющей программы деятельности данной общественной организации.

Сегодня старшеклассники решают вопрос о создании “волонтерских субботников”, то есть, каждую субботу намерены посещать детей–инвалидов на дому, одиноких престарелых людей и не только... Старшеклассники продолжают участвовать на заседаниях педагогических советов, на совещаниях заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений, тематических семинарах, конференциях, в благотворительных ярмарках, а также выступать в средствах массовой информации по вопросам благотворительной деятельности. Решают вопросы поощрения лучших детских и молодежных общественных организаций города, принявших участие в мероприятиях благотворительного характера.

Направления совместной деятельности Дворца и учреждений города можно представить в виде таблицы:

Таблица

Непременным условием развития учреждения дополнительного образования является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. Семья и учреждения дополнительного образования дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей разного возраста. В учреждениях решаются общие с семьей задачи – учатся делать то, что хочется, учатся быть созидателями и творцами. Существует много разнообразных форм совместной деятельности педагогов, родителей и их детей. Их можно разделить на три основных направления: формы познавательной деятельности, формы трудовой деятельности и формы проведения досуга.

К формам познавательной деятельности относятся: дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, Школы творчества и досуга, выпуск газет. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, проводимых на базе Дворца.

К формам трудовой деятельности относятся: оформление кабинетов, ремонт кабинетов, ярмарка-распродажа выполненных работ, проведение выставок.

К формам проведения досуга относятся: совместные праздники, подготовка концертов, презентация детских объединений, отчетные выставки воспитанников и педагогов детских объединений, проведение праздников (День матери, День Защитника Отечества), игровые семейные конкурсы и спортивные мероприятия.

Ярким примером взаимодействия учреждения с семьей является Школа раннего развития, которая в 2006 году отметила десятилетний юбилей. Число воспитанников выросло с 60 человек до 180 человек за последние два года. Педагоги дополнительного образования работают по авторской образовательной программе “Счастливое детство”, которая рассчитана на 2 года обучения, и на Всероссийском конкурсе методических разработок “Педагогические инновации-2007” заняла 3 место. Для родителей традиционно проводятся Дни открытых дверей, концертно-развлекательные программы “Цветок для мамы”, “Прокатись на нашей карусели”, “Фабрика звезд”.

Педагогов системы дополнительного образования, детей и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. И вне зависимости от выбранных педагогом содержания и организационной формы работы с родителями, главным является достижение взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательно-воспитательной деятельности.

Итогом взаимодействия Дворца с социумом явились следующие победы педагогического коллектива, воспитанников и их родителей:

2002 год – 1 место в городском конкурсе УДОд;
2003 год – 3 место в Республиканском конкурсе УДОд;
2004 год – 3 место в Республиканском конкурсе технических отделов многопрофильных учреждений;
2005 год – 3 место в Республиканском конкурсе воспитательных систем;
2006 год – Почетная грамота по итогам 1 Республиканского конкурса методических изданий;
2007 год – 3 место в Республиканском конкурсе проектов по противодействию распространения наркомании по итогам 2006 года.