Развитие у учащихся нового познавательного отношения к действительности через организацию досуговой деятельности в групе продленного дня

Разделы: Внеклассная работа


Школьному продленному дню как особой форме обучения и воспитания детей в школе уже более 40 лет, но до сих пор его педагогический потенциал реализуется далеко не в полной мере. Одной из причин такого положения дел является традиционный академизм школьной жизни, строгая упорядоченность и жесткая регламентация деятельности детей в группе, перенос во вторую половину дня дисциплинарных методов организации жизнедеятельности, злоупотребление учебной нагрузкой школьников в ущерб другим видам деятельности ребенка.

Закончились уроки, дети, усталые и возбужденные, приходят к педагогам группы продленного дня. Нужно сделать уроки, покормить ребят, погулять с ними, поговорить, наставить, научить. Повторять весь материал урока после занятий нецелеобразно, а вот занимательные задания, которые развивают память, внимание, речь и углубляют знания по основным предметам, вполне уместны.

В связи с этим особую актуальность обретает организация досуга в системе школьного продленного дня как активного, деятельностного наполнения свободного времени школьников.

Я считаю, что досуг выступает, как одно из средств детского творчества, обладая мощным развивающим потенциалом.

Рациональное сочетание учебной и досуговой деятельности способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей школьников, сохранению и укреплению их психического состояния и физического здоровья.

Продленка – не должна быть “камерой хранения” ребенка.

Воспитателям надо заполнять свободное время учеников содержательной деятельностью. У детей есть разнообразные, интересные идеи и нужен необходимый материал для индивидуальных и коллективных занятий.

В настоящее время в группе продленного дня есть свой режим работы, который включает: спортивный час, самоподготовка, время отдыха, обед. Современные условия образования требуют новых подходов в организации досуга детей, направленных на развитие нового познавательного отношения к действительности.

Перед школой встала задача – максимально развивать творческие способности детей, воспитывать самостоятельного нестандартно мыслящего человека.

 ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ

На сегодняшний день существует ряд серьезных проблем, оказывающих влияние на качественную сторону работы школ с продленным днем. Среди таких можно назвать проблему организации предметно-пространственной среды (наличие специально приспособленных для работы группы помещений), проблему программного обеспечения, проблему организации жизнедеятельности группы в целом, с учетом особенностей ее комплектации.

Все эти проблемы по смыслу можно объединить в один вопрос – как в современной школе организовать жизнь и деятельность группы продленного дня так, чтобы в ней было хорошо и комфортно ребенку, чтобы он не просто был под присмотром, а полноценно жил и развивался и чтобы у ребенка формировалось новое познавательное отношение к действительности.

На решение этой проблемы направлен данный проект.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: создание условий для полноценного развития нового познавательного отношения к действительности у школьников через организацию досуговой деятельности в группе продленного дня.

Задачи:

1. Изучить теоретические источники информации по выбранной проблеме.

2. Выявить интеллектуальные и творческие способности, черт личности ребенка, их готовности к саморазвитию.

3. Провести развивающие занятия по формированию нового познавательного отношения к действительности.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА

По мере становления досуговедения – нового самостоятельного раздела педагогической науки и практики – категория досуга начинает отмежевываться от близких по смыслу понятий “свободное время”, “отдых”. В этой триаде самым емким слагаемым является “свободное время”, понимаемое как вся часть внерабочего времени, остающаяся у человека. Отдых чаще всего рассматривается как пассивное времяпрепровождение, необходимое для восстановления сил: “покоиться после трудов”, “дать себе роздых”, “ничего не делать”, “уставши сидеть, лежать или стоять, собираясь с силами” (по В. Далю). Досуг же следует трактовать как отдых активный, заполненный забавными и влечениями души, Продолжает эту смысловую традицию и С. А. Шмаков – созидатель теоретических основ педагогики досуга, который образно и одновременно точно определяет досуг как “раз – влечение” (разные влечения), понимая под влечением сильную склонность к чему-либо. Досуг учащихся в самом широком смысле – это пространство, время, ниша жизнедеятельности и содержание занятий, которые выходят за пределы учебной деятельности.

В таком смысловом контексте досуг учеников, организуемый на базе школы, находится в тесной связи с понятием внеурочной воспитательной работы. Вместе с тем эти понятия не тождественны. Очевидно, что не каждое воспитательное дело является досуговым, и не всякое досуговое дело может быть оценено как воспитательное.

Высшим достижением педагогического мастерства являются как раз те события в жизни учащихся, в которых воспитательные цели совпадают с мотивом ребенка “я хочу”, т. е. воспитательное дело естественным образом становится и досуговым занятием.

Если “досуг” по определению – это активное наполнение свободного личного времени, то основными его признаками нельзя не признать:

  1. Свободу выбора. По приказу и педагогическому принуждению досугом не занимаются, только добровольно.
  2. Избирательность досуговых предпочтений. Каждый выбирает для себя то занятие, которое соответствует его интересам и возможностям.
  3. Активный и деятельностный характер, предполагающий мобилизацию и духовных, и физических ресурсов.
  4. Получение удовольствия и, как следствие, снятие того напряжения, в котором ребенок пребывает в реальной жизни.

Элементы досуговой деятельности могут и должны стать составной частью каждого занятия по развитию нового познавательного отношения к действительности.

По содержанию досуговая деятельность учащихся в группе продленного дня накапливается в нескольких ведущих направлений - отдельных видов занятий. Их определение и разработка программного обеспечения – плод общих усилий педагога и детей.

Содержание каждого вида занятий планируется на весь учебный год. Каждый вид общеразвивающего занятия в условиях продленного дня имеет в недельном расписании, подобно урокам, свое точное место, что дает временную возможность его заранее обсуждать и готовить вместе с детьми.

 Разработана технологическая карта подготовки и проведения воспитательно-досугового занятия:

1. Подготовительный этап.

Здесь определяется время, место предстоящего события и его форма. Чтобы занятие стало ярким событием, необходимо сделать его приближение ожидаемым.

  1. РЕКЛАМА (афиша, объявление, радио, листовки)
  2. ПРИГЛАШЕНИЕ
  3. РЕПЕТИЦИОННЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

2. Психологический настрой. С него начинается занятие. То эмоциональное состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения могут быть: оформление помещения, музыкальный фон, особые ритуалы, вступительное слово ведущего.

3. Достижение результата. Реализация основной части задуманного.

4.Финально-аккордная часть. Слова признательности и благодарности всем виновникам событий, сюрпризные моменты, самодельные подарки и сувениры.

5. Педагогическое последействие. Организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения.

Так как меняется отношение к содержанию образования, составляя тематический план, включаешь в него новые познавательные виды деятельности, потому что это необходимо для осознанного самоопределения человека. Это учит ребенка быть мобильным, а в наше непростое динамичное время такое качество личности определяет его успех в будущем.

У меня также составлен календарный план на этот учебный год. Куда включены такие формы занятий, как:

  • Компьютерные развивающие игры.
  • Практикумы и тренинги по правовому поведению.
  • Исценирование правомерного (неправомерного) поведения.
  • Игры-драматизации, имитационные, ролевые и деловые игры.
  • Телевизионные проекты интеллектуально-познавательных игр.
  • Литературные настольные игры: лото, домино, морской бой.
  • Просмотр DVD-фильмов об окружающем мире.
  • Проведение викторин, разгадывание кроссвордов.

Мной разработаны занятия по организации интеллектуального досуга: “Ассорти умных забав”, “Базар знаний”, “Балда обучающая”, “Бильярд для знатоков”, “Бокс интеллектуалов”, “Дуэль эрудитов”, “Копилка знаний”, “Лифт нового поколения”, “Логос-сражение”, “Лото пословиц и поговорок”, “Перекресток истины”, “Рыбалка с познавательным уловом”, “Турнир знатоков”, “Интеллектуальный футбол”, “Эрудицион”.

  • Интеллектуально- познавательные игры: Светочи земли Русской, ЖЗД (жизнь замечательных детей), История открытий и изобретений.

Особое значение уделяется различным играм, игровой деятельности.

Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей ребенка. Если дети ежедневно погружаются в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируется память, внимание, способность восприятия. В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. Воспитывается личная ответственность за порученное дело.

 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

I. Подготовительный этап: август – сентябрь 2007 учебный год.

Основные задачи:

  1. Провести диагностику интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  2. Провести диагностику готовность к саморазвитию.
  3. Разработать различные виды занятий.
  4. Изучить теорию по организации досуга детей.

II. Внедренческий этап: октябрь 2007 – май 2009 учебные годы.

Основные задачи:

  1. Овладеть методикой применения на практике.
  2. Активизировать сенсорную, чувственную и мыслительную деятельность через различные виды игр.
  3. Предвидеть и прогнозировать результаты.
  4. Провести диагностику черты личности учащихся.

III. Итогово-обобщающий этап: июнь 2009 учебный год.

Основные задачи:

  1. Сравнить и сопоставить результаты.
  2. Сделать выводы о достоинствах, недостатках, особенностях применения различных видов занятий, направленных на развитие познавательного отношения к действительности.
  3. Обобщить опыт использования игровой технологии, направленной на развитие познавательных процессов.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ.

Основным структурным звеном, управляющим и организующим инновационную работу, является школьное методическое объединение, которое возглавляет Глебова В.Н. и методическое объединение воспитателей ГПД, руководимое Крюковой Е.Н. Под их руководством проходят семинары, педсоветы и педконсилиумы, где ведется теоретическая и практическая подготовка педагогов.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

  • Некоторые средства тарифного фонда школы.

  • Спонсорская помощь.

  • Родительская помощь.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Можно предположить, что в ходе реализации данного проекта, будут достигнуты следующие результаты:

1. Постепенно будет развиваться интеллект, память, мышление, коммуникативные навыки детей.

2. Будет формироваться новое познавательное отношение к действительности.

3. Сформируется качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности.

4. Будет создан благоприятный климат в группе.