Здоровьесберегающие технологии. Сон в нашей жизни.

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование представлений о здоровом сне и раскрытие его значения в жизни человека.

Задачи:

1. рассказать детям о значении сна в жизни человека.
2. сформировать убеждение в необходимости выполнения перед сном всех гигиенических процедур, обеспечивающих полноценный отдых организма ночью.
3. сформировать важные условия полноценного сна.

Ход занятия

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово.

- Здравствуйте ребята! Сегодня я расскажу вам одну очень интересную историю о мальчике Вове Сидорове, ученике 3 «А» класса, но эта история могла приключиться с каждым из вас…

3. «Приключения Вовы Сидорова» (инсценировка).

Действующие лица: Царь, Царевна, Вова Сидоров, Учитель.

Учитель. В тридевятом царстве, тридесятом государстве сидел на троне Царь и горевал о своей дочери, спящей непробудным сном вот уже 10 лет…

На сцене печальный Царь.

Учитель. Здравствуй, Царь-батюшка! Все печалишься?

Царь. Здравствуй! Да, не могу я видеть дочь спящей.

Учитель. Но, может, есть средство, способное разбудить её?

Царь. Я всё испробовал. И магов приглашал заморских, и колдунов разных, ничего не помогает.

Учитель. А всё ли это?

Царь. Может, ты знаешь что-то ещё?

Учитель. Ваше величество, расскажу Вам по секрету, однажды я искала книгу, а нашла совсем другую, книгу той колдуньи, что погрузила Царевну в сон. В ней говорится, что её разбудит тот, кто первым попадет в Царство сновидений спустя ровно 10 лет с того часа, как она заснула.

4. - Так же из этой книги я узнала что, сон – это самый эффективный способ снятия утомления, восстановления нервных клеток, работоспособности. Никакие самые совершенные медикаменты не могут сравниться со сном по целебному воздействию на утомленный мозг. Стоит человеку выспаться несколько ночей подряд, и он чувствует себя совершенно здоровым. При переутомлении глубина сна нарастает медленно, и вы засыпаете с трудом, а встаёте вялым и разбитым.

Но длительный сон вреден здоровому человеку, так как приводит организм в пассивное состояние.

Подросткам и детям достаточно спать 9-11 часов в сутки, 20-25-летним – не менее 8 часов, людям старше 50 лет - 6-7 часов. Нельзя при помощи кофе, чая, обливания холодной водой отгонять естественную сонливость для продолжения работы – это приводит к бессоннице. Людям, расположенным к полноте, следует остерегаться послеобеденного сна, так как он ведет к накоплению жира.

Важным условием для нормального сна является правильный режим жизни: насыщенный трудовой день, интересная работа, умелое сочетание умственной и физической нагрузки, рациональный режим питания, активный отдых, занятия физкультурой.

Чтобы сон был глубоким, нужно создать для этого условия, ограничив до минимума шум, непогашенный свет. Необходимо, обеспечить приток свежего воздуха в спальню в течение всей ночи, так как мозг потребляет во сне такое же количество кислорода, как и при бодрствовании.

Условия для нормального сна: за час до него необходимо исключить поступление какой-либо информации. Перед сном принять тёплую ванну в течение 8-10 минут, это содействует успокоению и расслаблению мышц, но не душ - он бодрит.

Желательна небольшая прогулка перед сном, легкий ужин или стакан кефира.

Различают два вида сна: медленный и быстрый. 4-5 раз за ночь у человека начинают двигаться глаза, повышается давление крови, учащается пульс и сердцебиение. Этот сон называется «быстрый». В период быстрого сна и происходят сновидения. Он составляет 25% от общего времени сна.

Сновидения носят защитный характер – они продлевают сон.

Медленный сон составляет 75% от общего времени сна и протекает без сновидений. Замедляются ритмы сердца, снижается артериальное давление, дыхание становится медленным (редким). Все это происходит в течение медленного сна.

Бессонница возникает при стрессовых состояниях, злоупотреблении лекарствами или их передозировке, ушибах головы, заболевании внутренних органов, несоблюдении правил гигиены (например, вы не почистили зубы). Возникновению бессонницы также способствует плотная еда на ночь или сон на голодный желудок, неудобная постель, свет, шум, душное помещение, погодные условия, просмотр на ночь остросюжетных телепередач.

Если у вас проблемы с ночным сном, старайтесь не спать днем, ложиться спать не слишком поздно, ужинать легко, избегать кофеина за 6 часов до сна.

- Ребята, пока я раскрывала вам секреты Книги, тем временем Вова попал в Царство сновидений…

1-ый ученик. Как ты сюда попал? Что ты вчера вечером делал?

Вова. Ну, телевизор смотрел, да чипсы жевал.

2-ой ученик. Вот-вот! Поздно лег, наверное. Не выспался. Проспал и в школу опоздал.

Вова. Да, а ты откуда знаешь?

2-ой ученик. А, у меня тоже такое бывало!

Вова. Что же мне теперь делать?

Идет Царь со своей свитой видит Вову.

Царь. Ты зачем нарушил владенья мои?

Вова. Да я не нарушал, я ученик 3 «А» класса Вова Сидоров.

Царь. И что же мне с тобой делать? В тюрьму посадить или голову отрубить?

Вова. Ой, не надо!

Царь. Молчи, холоп!

Учитель. Позволь, царь мне слово мое молвить.

Царь. Говори.

Учитель. Давай поручим ему Царевну разбудить.

Царь. Да, нет. Это безнадежно.

Учитель. Но всё-таки попытаться можно.

Царь. Ну, хорошо. А если не разбудишь (обращаясь к Вове), отдам я тебя своей колдунье Бессоннице, она таких, как ты, любит.

Учитель. И повели Вову к Царевне…

Вова. А как же мне её будить? Пошуметь, что ли? Эй, вставай! Вставай! Ничего не помогает. Ребята, а может, вы мне поможете?

Разбудить велели мне,
Только как, я не умею.
Пошуметь нам очень нужно
И похлопать дружно, дружно (Дети хлопают.)
Нет, не помогает. Что же делать?

5. Создание проблемной ситуации.

Учитель. Чтобы разбудить Царевну, ты должен найти волшебный цветок.

Вова. И где же я его найду?

Учитель. А вот он.

Вова. И что же мне делать?

Учитель. Ты должен ответить на мои вопросы.

Вова. Я ничего не знаю. Ребята, помогите!

6. Работа в группах. Решение проблемы.

- На доске макет волшебного цветка на каждом лепестке вопросы.

(Приложение 1)

Дети помогают Вове ответить на вопросы.

Вова. Ой, спасибо, ребята! Кажется, разбудили.

Царевна. Долго ли я спала?

Вова. Долго.

Царь. Молодец, мальчик. Я готов выполнить любое твое желание!

Вова. Хочу домой, к ребятам! Да, теперь я соблюдаю режим дня!

Учитель. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Закрепление нового материала. Работа в группах.

- А теперь выполните несколько заданий.

8. Итог.

- Что нового вы узнали?
- Как сделать сон полезным?

9. Методика «настроение класса» (Приложение 5)