Интегрированный многоуровневый зачет "Восхождение на Олимп"

Разделы: Математика, Физика, Химия, Биология, География, Экология


В результате педагогических наблюдений за студентами, получающими среднее профессиональное образование, преподавателями естественнонаучных дисциплин было выявлено ряд проблем: во-первых, студенты не умеют переносить знания, полученные при изучении одной дисциплины для описания природного явления в целом; во-вторых, студенты не видят взаимосвязи, многомерности природных явлений; в-третьих, студенты не умеют использовать математические методы при описании природных объектов и не видят математической модели в имеющемся объекте. Анализируя требования стандарта программы по дисциплинам естественно-научного цикла, преподаватели выявили, что в реальном процессе точки соприкосновения между химией, биологией, экологией, физикой, математикой, географией лежат только в межпредметных связях. Интеграции на уровне дисциплин не происходит. Одной из попыток решить эту проблему стала идея проведения интегрированного многоуровневого зачета. Интегративный подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, картины мира как единого процесса, дает целостное видение любых проблем, ситуаций, явлений изучаемых в разных предметах.

Интегрированный многоуровневый зачет «Восхождение на Олимп» впервые апробирован в образовательном процессе среднего профессионального образовательного учреждения «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий» в 2006-2007 учебном году. Для зачета были использованы итоговые занятия, которые предусмотрены в календарно-тематических планах каждой дисциплины. Организаторы зачетного занятия - преподаватели цикловой методической комиссии естественнонаучных дисциплин. Участники зачета – группы первого курса. Форма проведения – интеллектуальная игра. Такая форма выбрана не случайно. Занятия по игровой методике существенно повышают мотивацию студентов к естественнонаучным знаниям, «раскрепощают» студента, его мышление, ведь игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Активная форма контроля позволяет студенту мобилизовать интеллектуальные способности, максимально проявить личные возможности логического мышления.

Зачет представляет собой четыре этапа: 1-й этап – репродуктивный, 2-й этап – применение знаний в знакомой ситуации, 3-й этап – применение знаний в новой ситуации, 4-й этап – олимпиадные задачи интегрированного характера, требующие не просто применения знаний, но и инсайта при выборе пути решения. Стратегия игрока заключается в том, чтобы с наименьшими потерями времени пройти все этапы зачета и достичь вершины Олимпа. Все этапы имеют территориальные разграничения. Первый этап начинается в большой аудитории на первом этаже, соответственно четвертый этап в аудитории четвертого этажа, что символизирует восхождение на Олимп. Главная задача преподавателей разработать многовариантные разноуровневые задания для различных этапов. Все задания должны быть приготовлены и распечатаны заранее. Причем заданий первого уровня сложности должно быть приготовлено в четыре раза больше, чем число участников, заданий второго уровня сложности - в три раза больше, заданий третьего уровня сложности - в два раза больше, заданий четвертого уровня сложности должно быть приготовлено по числу участников. На каждом этапе должны быть заготовлены шаблоны ответов. Ответы первого и второго уровня должны быть однозначными и легкопроверяемыми.

Этапы подготовки и проведения интегрированного многоуровнего зачета:

  1. Предварительная подготовка.
  2. Проведение зачетного занятия.
  3. Подведение итогов.

1-й этап – предварительная подготовка

Подготовительная работа начинается с того, что преподаватели анализируют требования стандарта программы по дисциплинам. Определяют цели зачетного занятия, составляют вопросы и задания, учитывая уровни усложнения и интеграции заданий. В ходе предварительной подготовки преподаватели сообщают дату проведения зачетного занятия, его место и значение в изучении каждой дисциплины; знакомят с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с примерными заданиями и вопросами разных уровней.

В каждой учебной группе формируются подгруппы (команды) из трех человек. Каждая команда имеет свое название.

1-й уровень сложности - понимание, запоминание, воспроизведение материала.

По каждому предмету разрабатываются тестовые задания, в которых каждый вопрос имеет 4 варианта ответа. Из этих заданий формируются комбинированные варианты билетов первого уровня сложности, включающие 6 вопросов (по одному вопросу каждой дисциплины). Все варианты идентичны по содержанию.

«Восхождение на Олимп». Уровень сложности - 1.

Вариант 1.

№ вопроса Содержание вопроса Код Варианты ответов
Б-1 ДНК хромосомы – это уровень организации живой природы – А клеточный
Б организменный
В молекулярный
Г биоценотический
Э-2 Экология - это: А наука о жизни
Б наука о биоценозах
В наука о взаимоотношениях живых организмов со средой их обитания
Г нет правильного ответа
Г-3 Политически независимыми государствами называются А колонии
Б суверенные
В метрополии
Г «ключевые» страны
М-4 Уравнение вида 2х = 4 называется А степенным
Б логарифмическим
В показательным
Г квадратным
Ф-5 В каких единицах следует измерять скорость при использовании Международной системы (СИ)? А В м/с
Б В км/с
В В м/мин
Г В км/ч
Х-6 Сумма коэффициентов в уравнении

С + S = CS2

А 3
Б 4
В 5
Г 6

2-й уровень сложности - применение знаний и умений в знакомой ситуации.

По каждому предмету разрабатываются тестовые задания, в которых каждый вопрос имеет 4 варианта ответа. Из этих заданий формируются комбинированные варианты билетов второго уровня сложности, включающие 4 вопроса (по одному вопросу из 4 дисциплин). Все варианты идентичны по содержанию

«Восхождение на Олимп». Уровень сложности - 2.

Вариант 1.

№ вопроса Содержание вопроса Код Варианты ответов
1 Что общего у изотопов одного и того же элемента? А одинаковая масса
Б одинаковый заряд ядра
В одинаковое количество нейтронов
Г одинаковые ядерные свойства
2 Найдите область определения функции: А x3
Б x3
В x3
Г x3
3 Какие условия необходимы для абиогенного образования органических соединений А Живые организмы, солнечный свет, вода
Б Электрический разряд, тепло, CO2, H2O, NH3 и другие неорганические вещества
В Живые организмы, смена дня и ночи, тепло
Г Электрический разряд, тепло, O2, H2O и другие неорганические вещества
4 Определите страну по ее краткому описанию

«Территория этой европейской страны преимущественно горная. Почти на 2/5 ее площади покрыты лесами. Большая часть населения относится к германской языковой группе. Столица является крупнейшим городом, экономическим и культурным центром страны. Город расположен на обоих берегах Дуная. Великолепные резиденции, дворцы, парки и церкви делают его одним из самых величественных городов мира»

А Германия
Б Австрия
В Венгрия
Г Румыния

3-й уровень сложности - применение знаний и умений в новой ситуации.

По каждому предмету разрабатываются задания. Из этих заданий формируются комбинированные варианты билетов третьего уровня сложности, включающие 2 вопроса (по одному вопросу из 2 дисциплин). Все варианты идентичны по содержанию

«Восхождение на Олимп». Уровень 3.

Вариант 1.

Дисциплина: Математика-биология.

Решите уравнение:

Некоторые формы катаракты и глухонемоты наследуются как аутосомно-рецессивные. Какова вероятность рождения ребенка с двумя этими аномалиями, если один родитель глухонемой, а другой болен катарактой?

«Восхождение на Олимп». Уровень 3.

Вариант 3.

Дисциплина: физика- география.

  1. Какое выражение верно: 1. Всякое звучащее тело колеблется 2. Всякое колеблющееся тело звучит.
  2. Назовите европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а столица на острове?

4-й уровень сложности - принятие решения в нестандартной ситуации - олимпиадные задачи интегрированного характера.

«Восхождение на Олимп». Уровень 4.

При анализе 60г влажного почвенного образца были получены следующие данные. После неоднократного нагревания до 1100С и охлаждения в эксикаторе почвенный образец приобрел постоянную сухую массу, равную 45 г. Затем сухой почвенный образец несколько раз прокаливали в тигле до красного цвета, охлаждали в эксикаторе и взвешивали. После чего его масса стала равна 30 г. Посчитайте содержание воды и органических веществ во влажном почвенном образце.

2-й этап - проведение зачетного занятия

Все команды собираются в актовом зале, где участникам сообщаются правила проведения зачета. Здесь же команда получает лист движения. Студентов предупреждают о том, что достичь вершины «Олимпа» они могут при условии правильного выполнения заданий различных уровней сложности. Выполнение заданий первого уровня сложности происходит на первом этаже, второго уровня сложности на втором этаже, третьего уровня сложности на третьем, а «вершина» Олимпа находится на четвертом этаже, где команда выполняет комбинированную задачу олимпиадного уровня. Группа передвигается от одного уровня сложности к другому только в том случае, если задание предыдущего уровня выполнено полностью верно. За правильно выполненное задание первого уровня сложности команда получает 1 балл и имеет право подняться на второй уровень. Если задание выполнено неверно, то команда получает 0 баллов, остается на первом уровне и берет новый билет. На втором уровне правильность выполнения задания оценивается в 2 балла и дает возможность пройти на третий уровень. Если задание выполнено неверно, то команда возвращается на первый уровень. Задания третьего уровня сложности оцениваются в 4 балла и дают возможность пройти на четвертый уровень, в противном случае команда возвращается на второй уровень.

На листах передвижения фиксируются номера билетов, количество заработанных баллов и направления их движения. На нем можно отследить не только общую сумму баллов, полученную за весь зачет, но и то на каком уровне и на какой вопрос возникли трудности.

«Восхождение на Олимп»

Команда - название

Ф.И. участников

Время проведения зачета строго регламентировано, и составляет 4 академических часа.

3-й этап – подведение итогов зачетного занятия

По окончании зачета, пока подводятся итоги можно объявить обеденную паузу на полчаса. Затем все участники собираются в актовом зале, здесь объявляются результаты и подводятся итоги зачетного занятия. Необходимо приготовить итоговую ведомость для того, чтобы оперативно подвести итоги игры, подсчитав баллы, полученные командой. Для удобства итоговую ведомость можно выполнять с помощью программы Microsoft Excel. Преподаватели могут ответить на вопросы студентов, которые вызвали наибольшие затруднения. После зачета набранные каждой командой баллы переводятся в оценки, для этого разрабатывается специальная шкала перевода баллов в оценки. Учитывается и скорость достижения вершины Олимпа, за которую команда получает дополнительные баллы, для этого вводится коэффициент, который пропорционально уменьшается при выполнении заданий с ошибками.

«Восхождение на Олимп»

Команда - название

Ф.И. участников

По итогам интегрированного многоуровнего зачета «Восхождение на Олимп» студенты получают несколько оценок, так как каждый предмет оценивается отдельно. При оценивании труда студента учитывается осмысленность знаний, самостоятельность суждений и овладение практическими умениями и навыками. Разработанная нами форма проведения интегрированного зачета и его содержание, по мнению студентов, позволило рутинный и стрессовый контроль знаний сделать интересным, познавательным мероприятием, а оценку знаний - объективной.

Уроки-зачеты помогают осмыслению изученного материала, обобщению, систематизации и полноты проверки знаний. Они позволяют выявить уровень усвоения учебного материала, развивают самостоятельность и чувство ответственности у студентов, меняют характер взаимоотношений преподавателя и студента.

Интегрированный зачет позволяет синтезировать и объективно оценить уровень знаний материала по разным дисциплинам, умение связывать теорию с практикой, умение устанавливать причинно-следственные связи. Студенты в течение занятия выполняют большой объем заданий по разным предметам и, следовательно, имеют возможность получить одновременно несколько оценок.

Многоуровневая форма зачета предоставляет студентам право выбора заданий на базовом и повышенном уровнях. Такой подход способствует повышению качества знаний, воспитанию у них ответственности, стимулирует развитие интеллектуального потенциала студента, формирует интерес и эмоционально-ценностное отношение к самому процессу учения, делает занятия более интересными.

Такая форма контроля расширяет лингвистический кругозор, развивает творческие возможности, повышает общую культуру студентов. В процессе подготовки и участия в зачете студент продемонстрировал способность к интеграции учебного материала естественно-научных дисциплин для объяснения сути природных явлений. Форма проведения контрольного мероприятия обеспечивает индивидуальный подход к оценке знаний студентов, создает ситуацию объективности самооценки.

Проведение подобных занятий позволяет преподавателям более четко систематизировать учебный материал, корректировать содержание и методы обучения, устанавливать взаимосвязи ранее усвоенных и новых знаний, не только в рамках своей дисциплины, но и природы в целом. Обеспечивает адекватность основного содержания дисциплины и характера заданий на определение уровня овладения студентами содержания и видов учебной деятельности, повышает качество знаний и мотивацию студентов.