Тема урока "Как бы жили мы без книг?"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • расширять кругозор детей;
  • развивать познавательный интерес;
  • способствовать пониманию того, что книга- источник знаний;
  • воспитывать бережное отношение к книгам.

Как бы жили мы без книг?

- Здравствуйте, ребята! Гости!

- Начинаем кл. час.

- Посмотрите на доску. Как вы думаете, какая тема нашего кл. часа?

Отгадайте загадку. '

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)

...Книга – самое замечательное чудо!

Сколько звезд в небесах,
Столько цвету в лесах,
Сколько капель в Днепре,
Столько книг на Земле.
Есть – с ладошку одни,
Есть – большие тома.
Проживают они
Вместе с нами в домах.

- Действительно, книг очень много и все они такие разные! Я вам предлагаю отправиться в путешествие бесценную кладовую.

- Рассмотрите книгу. Из чего она состоит?

  1. корешок
  2. переплет
  3. листы
  4. суперобложка

- А теперь, давайте узнаем, как появилась книга

- Кто может ответить на этот вопрос?

Книги печатаются в типографиях на больших листках бумаги с помощью спец. машин.

Но так было не всегда. В музее книги хранятся:

  • береста дощечки
  • шкура бизона
  • глиняная табличка
  • папирус

Это все, что использовал человек, пока не сделал книгу. Из глубины веков, из древней Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигались в печах. В Египетском царстве делали книги из папируса – речного тростника с высоком и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них и писали. Потом листы склеивали, и получалась книга, в виде длинного свитка. Но и глиняные плитки, и папирусные свитки, и китайские книжечки – дощечки, нанизанные на бичеву, мало походили на книги, которые мы привыкли держать в руках. Такой, какой мы ее знаем, книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал – ПЕРГАМЕНТ. Лист пергамента сгибали пополам, и получались 4 страницы. Каждая четвертушка называлась по-гречески “тетрадос”, а вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать. Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом – бумагой, но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твердый переплет или мягкую обложку. Так делают и по сей день. Месяцы, а то и годы уходили на то чтобы написать какую-нибудь книгу, да еще украсить ее рисунками. Рукописные книги стоили очень дорого. Некоторые из них одевали в дорогую парчу, кожу, а иногда в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы их не украли. Велико ли перо, а большие книги пишет.

- В каком городе изобрели первый печатный станок? Кто?

Шло время. В немецком городе Майнце Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок. Он же придумал и литеры. Что такое литеры?

Это Металлические бруски с выпуклым и изобретением буквы и цифры, а также матрицы – особые формочки для отливки этих самых литер.

С помощью печатного станка можно было быстро размножить книгу в 100-ах и даже в 1000-ах экземпляров. Люди сразу же оценили новое изобретение. В разных городах одна за другой стали открываться мастерские фабрики по изготовлению книг – ТИПОГРАФИИ. Открылась типография в Москве. Кто был создателем 1 книги на Руси? Создателем 1 печатной книги был ИВАН ФЕДОРОВ. В историческом музее храниться и сама эта книга вместе с моделью станка, на котором ее отпечатали.

- Я вам предлагаю посмотреть на буквицы, заставки, концовки из книг И. Федорова (с. 87 Ок. мир) Рассмотрите внимательно, как украшали книги.

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, и бывает это не всегда ценим и бережем ее.

Книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книга знакомит нас не только с прошлым, позволяет разобраться с настоящим, уносит нас в будущее.

Книга – источник знаний, бодрости и духа. Книга верно служит людям.

1.

Хорошая книга
Мой спутник, мой друг,-
С тобой интересней бывает досуг.

2.

Мы время отлично
Проводим вдвоем
И наш разговор
Потихоньку ведем.

3.

С тобою дорога Моя далека -
В любую страну
И в любые века.

4.

Ты мне говоришь
Про дела смельчаков
Про злобных врагов
И смешных чудаков.

5.

Про тайны Земли
И движенье планет
С тобой ничего
Непонятного нет.

6.

Ты учишь правдивым
И доблестным быть
Природу, людей
Понимать и любить.

7.

Тобой дорожу я
Тебя берегу я,
Без книги хорошей
Я жить не могу!

- Ребята, посмотрите, как оформлены ваши учебники, какие они яркие, нарядные, красивые. Послушайте внимательно как же создается книга?

  1. Над созданием книги работают ученые, авторский коллектив. Они пишут рукопись книги и приносят ее в издательство.
  2. В издательстве над рукописью работают редакторы, машинистки, художники. Они готовят рукопись к производству.
  3. Но пока готовится рукопись, в другом месте, очень далеко от издательства, кипит другая работа – нужна бумага чтобы напечатать книгу.
  4. Бумага. Для создания книги нужны миллионы тонн бумаги, значит, лесорубам нужно валить лес.
  5. Но срубленный лес – это еще не бумага. На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту. И вот готовы и рукописи, и бумага.
  6. Начинается работа в типографии, где должны напечатать книги. За дело берутся наборщики, печатники, переплетчики.

Как видите, прежде чем книга попадает к нам, она проходит долгий путь, в ее создании принимают участие сотни людей.

Книга – наш помощник в труде. Рабочий читает литературу о технике, чтобы лучше управлять станком, колхозник – по агрономии, врач по медицине, чтобы лучше лечить; учитель по педагогике, чтобы лучше учить и воспитывать детей. Чтобы знать и понимать все то , что в книге написано, надо читать думая , не спеша, не пропуская страниц. Книги надо беречь!

Д.А. Я к вам обращаюсь, товарищи дети: Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь набирайтесь ума!

Ой, что это? Книжка.
Заболела эта книжка:
Изорвал ее братишка.
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею!

- Ребята, а вы умеете обращаться бережно с книгой? Послушайте несколько советов:

1. С книгами нужно обращаться особенно бережно. Ведь эти же книги будут читать другие дети.

- Чего боится книга? Дождя и снега.

Книга не должна мокнуть – от этого она портится, ее потом неприятно брать в руки!

2. Книги носи в сумке или в пакете. Книги боятся грязных рук. Они делают ее неопрятной.

3. Не читай во время, еды! Не пачкай, не разрисовывай!

4. Прежде, чем начать читать книгу, оберни ее.

5. Не бросай раскрытую книгу, не загибай уголки страниц! Переворачивай страницы за правый верхний угол.

6. Не рви, и, не разбрасывай книги! Береги их! КНИЖКА

- Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни пером, ни карандашом – это так некрасиво. Если вы кончили читать и боитесь потерять место, вложите в меня закладку. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу! Помогайте мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми.

- Да, к сожалению, и у нас в классе есть ребята которые небрежно обращаются с книгами.

- Да, к сожалению, и у нас в классе тоже есть ребята, которые небрежно обращаются с книгами.

Прости их книга, они прослушали правила и теперь их будут выполнять.

КНИГА

Я – книга. Я товарищ твой!
Будь школьник бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен.
Оберегай меня от пятен.
Привычку скверную оставь
Листая пальцы, не слюнявь.

КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ. И это так!

- Посмотрите на доску. Прочитайте и объясните смысл пословиц.

- А какие пословицы приготовили вы?

  1. Прочел хорошую книгу – встретился с другом.
  2. Чтенье лучшее ученье.
  3. Книга – друг человека.
  4. Книжное слово – свет дневной.
  5. Хорошая книга – лучший друг.
  6. Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
  7. Хлеб питает тепло, а книга разум.
  8. Золото добывают из земли, а знания из книги.
  9. Ленивому Мишке все не до книжки.
  10. С книгой поведешься – ума наберешься.
  11. Не на пользу книжки читать. Когда только вершки с них хватать.
  12. Книга – зеркало жизни.
  13. Книга для ума, что теплый дождик для всходов.
  14. Книга поможет в труде, выручит в беде.
  15. Кто много читает, тот много знает.

- Ребята, а какие книги вы прочли?

- Итак, давайте ответим на наш вопрос: “Как бы жили мы без книг?”

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых новостей ...?

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!

Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ!

Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках

ВИКТОРИНА

- Какие книги вы прочитали, назовите их?

- Что использовал человек, пока не сделал книгу?

- Какой особый материал научились выделывать из кожи?

- Как называются фабрики по изготовлению книг?

- Кто изобрел 1 печатный станок?

- Кто был создателем 1 печатной книги на Руси?

- Ребята, 60 кг макулатуры сохраняют одно дерево

- Мы собрали ...

- Значит, сохранили...

ВЫСТАВКА КНИГ