Тема урока: "Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 …", 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

- вывести правило умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000,…;

- формировать навыки применения этого правила;

Девиз урока: “Ум без догадки гроша не стоит”

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы убедимся в справедливости пословицы “Ум без догадки гроша не стоит”, так как решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного

труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность и смекалку,

а это очень нужные качества в жизни человека.

II. Устный счет.

1. Повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Для этого выполним задание, которое называется “Всё о бобрах”: В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки делает плотины длиной 5 – 6 м.

Давайте обратимся к удивительному квадрату, который поможет нам узнать длину тела бобра (в дециметрах).

5, 9 6, 3 3, 6
2, 3 2, 7 0
3, 7 4, 1 1, 4

Задания:

1) Из первой строки выберите наименьшее число.

2) Из второй строки выберите наибольшее число.

3) Из третьей строки – не наименьшее и не наибольшее число.

4) Найдите сумму выбранных трёх чисел и вы получите ответ на вопрос.

(3,6 + 2,7 + 3,7 =10 , т.е. длина тела бобра 10 дм)

5) 10 дм – сколько это сантиметров? метров?

6) Сравните длину тела бобра со своим ростом. ( достаточно спросить 3 учащихся)

Теперь у вас есть представление о взрослом бобре.

2. Поработаем ещё с квадратом:

7) Найдите сумму чисел по диагоналям.

(3,6 + 2,7 + 3,7 =10; 5,9 + 2,7 + 1, 4 = 10)

8) Из каждой строки и каждого столбца выберите по одному числу.

Найдите их сумму. ( Пример: 6,3 + 2,3 + 1,4 = 10)

9) Что вы заметили? Вычислим: (запись на доске)

27 *10; 31*100; 1500 : 100 ; 54000 :100; 160 :10; 93 *1000;

150 *1000; 9400 :100; 78 *10; 120*10 ; 23 *100; 130 *100.

III. Мотивация.

Рассмотрим с вами две задачи:

№1. В контейнере 1000 банок. Определите массу содержимого контейнера, если масса одной банки 0,35кг.

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? ( нужно 0,35 * 1000 )

№2. Имеется 127,3 кг апельсин. Их необходимо разложить в 100 одинаковых ящиков. Сколько килограмм апельсин нужно положить в каждый ящик?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос этой задачи? ( нужно 127,3 : 100)

Чтобы решить эти задачи, мы выведем правила умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000, …

IV. Объяснение нового материала совместно с учащимися.

(Учащиеся преобразовывают десятичную дробь в обыкновенную и выполняют действия)

6, 735 *10=6735/1000 *10/1 = 6735/100 = 67 35/100 =67,35

6,735 *100 = 6735/1000 *100/1 =6735/10 =673 5/10 = 763,5

6,735 *1000 = 6735/1000 *1000/1 =6735.

- Чем отличаются первоначальные дроби от конечных?

Вывод правила умножения

Мы видим, что в исходной дроби меняется положение запятой: при умножении на 10 она передвигается вправо на 1 знак, при умножении на 100 – на 2 знака, при умножении на 1000 – на 3 знака.

Вернемся к задаче №1. Что же получится при умножении 0,35 *1000 = 350кг.

А теперь попробуем выполнить деление аналогичным способом:

851,3 :10 = 8513/10 *1/10 = 8513/100 = 85 13/100= 85,13

851,3 :100 = 8513/10 *1/100 = 8513/1000 = 8 513/1000 = 8,513

Вывод правила деления

Мы видим, что в исходной дроби меняется положение запятой: при делении на 10 она передвигается влево на 1 знак, при делении на 100 – на 2 знака влево.

Вернемся к задаче №2. Что же получится при делении 127,3 :100= 1,273кг.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Формирование умений и навыков.

а) Решение примеров на доске:

№333 а)15,47 *10; д)9,8 *10; з) 0,0045 *100; к)4,5 *100; м)3,7 *1000;

№335 а)27,13 :10; д)0,36 :10; ж)38,5 :100; л)2345,56 :1000; п)0,137 :1000.

б) Задание на доске в виде таблице:

Увеличьте число

число В 10 раз В 100раз В 1000 раз
0,2      
1,112      
34,05      

Уменьшите число

число В 10 раз В 100 раз В 1000 раз
2500      
1555,01      
0,6      

Игра “Дешифровщик”

Легенды рассказывают, что несколько тысячелетий назад по городам и селениям Эллады (так называлась в ту пору Греция) странствовал слепой сказитель. Он слушал и запоминал народные предания, рассказы о сражениях, о состязаниях, мифы героев. А потом сложил поэмы “Илиада” и “Одиссея”.

На людных площадях, окруженный слушателями, поэт, перебирая струны кифары, читал нараспев свои произведения. Слава этого поэта была так велика, что семь греческих городов оспаривали право называться его родиной.

Если вы правильно выполните тесты, то узнаете имя поэта.

( Тесты заранее раздаём каждому на парту)

Тесты

1. 0,034 *100

А- 34; Б- 0,0034; В-340; Г- 3,4.

2. 3,8 :100.

А- 38; И- 380; У- 0,38; О- 0,038.

3. 1,3 :10 *100.

М- 13; Н- 0,13; П-130; С-1,3.

4. 24,08 :100 *1000.

А-2,408; Е- 240,8; И- 2408; О-0,2408.

5. 0,052 :100 *10.

Д-52; Л- 0,00052; Н-5,;2 Р- 0,0052.

Ответ: ГОМЕР.

VI. Итоги урока.

- Как изменится положение запятой в десятичной дроби, если эту дробь:

1) увеличить в 100 раз;
2) уменьшить в 1000 раз;
3) увеличить в 10 раз и ещё в 100 раз;
4) уменьшить в 100раз и ещё в 100 раз;
5) увеличить в 10 раз и уменьшить в 1000 раз

VII. Домашнее задание №339, № 337.

VIII. Оценки за урок.