Урок психологии в 9-м классе по теме "Конфликт. Стили разрешения конфликтов"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: ознакомление учащихся с понятием «конфликт», с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях, временными моделями конфликтных реакций.

Форма урока: Урок – изучение нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (бланки теста).

Ход урока

1. Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность.

2. Временные модели конфликтных реакций (слайдовая презентация). (Приложение 1)

  1. Вулкан. (непредсказуемые вспышки)
  2. Глиняный горшок. (медленно разогревается)
  3. Волна.  (спорный вопрос кажется решенным, но позже поднимается снова)
  4. Собиратель. (до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид, не высказывает никакой реакции)
  5. Реактор. (приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях)

Как управлять собой и окружающими

  1. Вулкан. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
  2. Глиняный горшок. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
  3. Волна. Ничего не поделаешь. Будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.
  4. Собиратель. Будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте как обстоят дела.
  5. Реактор. Сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.

3. Стили реагирования в конфликтных ситуациях (слайдовая презентация). (Приложение 2)

Стиль конкуренция – «акула»

Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Использование:

  • Исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы;
  • Решение необходимо принять очень быстро;
  • Вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять;
  • Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

Преимущества:

  • Не копятся отрицательные эмоции;
  • Подходит для экстремальных ситуаций.

Недостатки:

  • Конфликт не решается справедливо;
  • Постоянный конфликт со всеми.

Стиль уклонение – «черепаха»

Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта.

Использование:

  • Затрагиваемая проблема не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы на её решение;
  • Вы чувствуете, что находитесь в безнадёжном положении;
  • Вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека;
  • Ваш собеседник обладает большей власть.

Преимущества:

  • Это «безопасный стиль в опасности»;
  • Человек сам конфликты не создаёт.

Недостатки:

  • Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.

Стиль приспособление – «медвежонок»

Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы.

Использование:

  • Исход дела важен для другого человека и не очень существенен для вас;
  • Другой человек обладает большей властью;
  • Необходимо смягчить ситуацию;
  • Важно сохранить отношения, а не отстаивать свои интересы.

Преимущества:

  • Сохраняются взаимоотношения между людьми.

Недостатки:

  • Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются.

Стиль компромисс – «лиса»

Человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает.

Использование:

  • Устраивает временное решение проблемы;
  • Уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое.

Преимущества:

  • Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.

Недостатки:

  • Может накапливаться неудовлетворённость у людей.

Стиль сотрудничество – «сова»

Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях.

Использование:

  • Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;
  • У вас хорошие взаимоотношения с другой стороной;
  • У вас есть время поработать над возникшей проблемой;
  • Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью.

Преимущества:

  • Справедливое, окончательное разрешение конфликта.

Недостатки:

  • «Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других.

4. Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов» (раздаточный материал (бланки), результаты представлены с помощью мультимедийного проектора). (Приложение 3)

5. Итоги занятия.

Литература:

  1. Григорьева Т.Г., Линская Л.В. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.
  2. Понаморенко Л.П., Белоусова Р.В. Психология общения. М., ВЛАДОС, 2003.
  3. Сизикова С.Ф.Основы делового общения. М., Дрофа, 2006.