Урок корригирующей гимнастике "На лесной поляне"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Основным условием социального и экономического развития общества является здоровье каждого отдельного человека и общества в целом. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников: за период школьного обучения частота хронических патологий возрастает в 1,6 раза, а число  детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%. В структуре общей заболеваемости детей отмечен рост доли болезней костно-мышечной системы в 2,5 раза. Особенно значительно увеличивается число детей с нарушением осанки.

Корригирующая гимнастика – это многофункциональная система упражнений оздоровительной и развивающей направленности. Соотношение специальных, обще-развивающих, дыхательных упражнений способствует: укреплению мышц, тренировки их силовой выносливости; формированию стереотипа правильной осанки; выработки мышечного равновесия и стереотипа правильного дыхания.

Уроки корригирующей гимнастики строятся с учетом следующих этапов:

I этап – знакомство и разучивание упражнений
II этап – закрепление и усложнение выполнения упражнений
III этап – образование прочного двигательного навыка

У детей младшего школьного возраста условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются несразу и навыки ребенка сначала непрочны. Для образования двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов требуется высокая степень повторяемости и оптимальная последовательность применения физических упражнений. Упражнения следует закреплять и совершенствовать на протяжении нескольких уроков, в течение определенного периода времени, варьируя условия их выполнения. Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников следует отметить то, что внимание детей быстро рассевается и дети перестают воспринимать указания преподавателя, если долго разучивать и повторять одно и тоже действие.

Мне хотелось  изменить традиционные, однообразные занятия по корригирующей гимнастике  и сделать их  увлекательными, игровыми, дарящими детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений. Необходимо, чтобы мир движений открывался детям как особая, необыкновенная действительность, как специфическая культура. Сюжетные комплексы упражнений помогают ребенку взять на себя роль, раскрепоститься, и только тогда двигательное воображение обеспечивает одушевление детского движения и вызывает стремление выполнить движение технически правильно.Подчеркну, что перед традиционными занятиями, такой задачи просто не стоит.

Большое внимание  уделяю использованию нетрадиционных уроков,  каждый из которых решает определенную задачу:

  • Важно знать, что и как корректировать у ребенка. Для этого использую коррекционный урок.
  • На тематическом уроке обучающимся даются знания в виде экспериментов, создания специальных ситуаций в игровой деятельности.
  • На игровом уроке отрабатываются навыки выполнения упражнений и их усложнения.
  • На сюжетно-игровом уроке ребенок принимает определенную роль, которая позволяет применить полученные знания и умения самостоятельно.
  • Контрольно-проверочный урок важен для ребенка и для меня, чтобы наметить пути дальнейшего продвижения (диагностические тесты в игровой форме).
  • На уроках с использованием тренажеров происходит увеличение физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Игра для детей – основная форма учебы, тренинг взаимодействия с окружающим, освоение различных социальных ролей и функций, моделирование разнообразных ситуаций и их разрешение.  Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать.

Игровые технологии – это совокупность корригирующих и профилактических упражнений, способов, приемов, основанных на игре:

  • специально подобранные физические упражнения;
  • пальчиковая гимнастика;
  • психоэмоциональная гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • массаж;
  • хореографические упражнения;
  • танцевально-ритмические упражнения;
  • упражнения на дыхание;
  • упражнения на расслабление (релаксация).

Рассмотрим их подробнее:

Специально подобранные физические упражнения – это самое действенное средство укрепления мышечного корсета.

 

 

 

Пальчиковая гимнастика – это оздоровление организма  через определенное положение пальцев рук,  которые укрепляют у учащихся физическое и духовное здоровье. Методика оздоровления через пальцы рук предполагает решение многих задач оздоровления:

1) улучшает самочувствие;
2) снимает напряжение, утомляемость;
3) повышает работоспособность, бодрость;
4) улучшает зрение;
5) активизирует умственную деятельность.

Психоэмоциональная гимнастика

Установлено экспериментально и подтверждается практикой, что улыбка, шутка, настроение помогают в работе и жизни. Положительные эмоции обладают целебной силой, а отрицательные –  способствуют заболеванию. По мнению педиатров среди причин, которые могут привести к нарушениям осанки, существенное место отводится неадекватному мышечному тонусу, нередко возникающему при дезадаптивном состоянии психики.

 

Гимнастика для глаз

Одна из сопутствующих причин  нарушения опорно-двигательного аппарата – это нарушение зрения. Для профилактики близорукости на уроках  использую гимнастику для глаз, которая оказывает благоприятное влияние на физическое развитие ребенка.

 

 

Массаж

Также  на уроках регулярно провожу игровой массаж. Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом.

 

 

Хореографические упражнения

Безусловно, нарушения опорно-двигательного аппарата можно значительно снизить, если использовать на уроках хореографические упражнения. Универсальный оздоравливающий эффект этих физических упражнений объясняется специфическими свойствами и воздействиями на мышцы ног и туловища. Упражнения хореографии, направленные на формирование осанки, укрепления стоп, растяжку, тоже эффективный прием специальной гимнастики.

 

Танцевально-ритмические упражнения

Содействуют профилактике и коррекции плоскостопия.

 

 

Упражнения на дыхание

В процессе формирования правильной осанки необходимо уделять внимание освоению навыка рационального дыхания в покое и при выполнении движений, а также укреплению дыхательных мышц. Эти упражнения используются в сочетании со звукоречевой гимнастикой, упражнениями игрового характера, с произношением во время выдоха различных звуков (с полузакрытыми губами со сжатыми зубами), стихотворных строк, пение песенок.

 

Упражнения на расслабление (релаксация), психофизическая тренировка
Проблема психического состояния ребенка, его эмоционального самочувствия, является одной из самых актуальных, так как доказано, что между психическим равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние является одним из важнейших условий развития личности.

С целью повышения  качества урока корригирующей гимнастики предлагаю разнообразные сюжеты: в лесу, на поляне, на море, на острове и т.д. с использованием мультимедийного проектора.

 

Введение в сюжеты воображаемых героев (из мира домашних животных, сказочных существ и т.д.) позволяет детям  раскрыться , увлечься,  выполнять упражнения качественно и с удовольствием. Ребенок оказывается в демократичном окружении: никто не помнит о его  учебных неудачах, плохом поведении, либо блестящих отметках. Игра – общение равных. Необходимо отметить важность использования  игрового «реквизита»:  кепки, рюкзачки, карты-схемы, «паровозики» для дыхания, «бабочки» и т.д.
 Важную роль на уроках корригирующей гимнастики отвожу музыкальному сопровождению. С помощью музыки происходит развивающий дозированный эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физиологического состояния  организма ребенка. Все общеразвивающие и двигательные упражнения сопровождаются звучанием четкой, равномерно звучащей музыки, способствующей развитию чувства ритма у детей.

В результате использования в практике своей работы игровых технологий повышается мотивация обучения (рис. 3). Они становятся собраннее, ответственнее относятся к урокам корригирующей гимнастики и выполнению домашнего задании, так как игры помогают нам повторять,  закреплять, систематизировать знания и умения, полученные в процессе обучения, дают заряд хорошего настроения и делают уроки интересными и увлекательными. Таким образом повышается эффективность корригирующего воздействия, которая подтверждается количеством детей снятых с учета по диагнозу нарушение осанки и плоскостопие (рис. 1, 2) и снижение в процентном отношении заболеваемости простудного характера (рис. 4).

Урок корригирующей гимнастики для детей 8–9 лет.