"Праздничная русская народная одежда"

Разделы: МХК и ИЗО


Материалы и инструменты: кисти, гуашь, трафареты людей, баночки для воды.

Оборудование: магнитофон и кассета.

Зрительный ряд: Женский сарафан, русские платки, кокошник, мужская рубаха;

Плакат с полосами орнаментов; плакат с пейзажами русских деревень, Праздничными гуляньями и наряженными людьми; материя с Аппликацией деревни.

ЦЕЛЬ УРОКА:

1.С помощью элементов орнамента расписать русскую народную одежду женского и мужского образа; на панно русской деревни создать праздничный день встречи весны и театрализовано обыграть праздник (частично), используя как индивидуальную, так и коллективную форму работы.

2.Дать представление о многообразии украшений, созданных человеком, на основе изучения разнообразных природных форм. Познакомить с историей украшения одежды.

3.Пробудить, чувство удовольствия и радости украшая и фантазируя.

4.Прививать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции с формой изделия, навыки прослеживания ритма в свободном узоре.

5.Создать на уроке эмоциональную атмосферу единства музыкального и творческого мастерства русского народа.

ХОД УРОКА:

I. Орг.момент.

II. Вводная часть

Сегодня я вас приглашаю мысленно попутешествовать по улицам деревни.

Поют птицы, журчит речка. Идем от одного дома к другому. Весеннее солнышко светит ярко.

(Звучит музыка леса, то затихая, то громче).

Весной вся природа оживает. Весна - это всегда праздник.

- Давайте устроим праздник в нашей деревне?

- Ребята, а какие праздники вы знаете? ( Масленица, Троица, Пасха и др.)

Да, ребята. На Руси есть много обрядовых праздников, которые посвящались будущему урожаю. Если наступит ранняя весна, то быстрее отогреется земля. А если отогреется земля, то взойдут ранние всходы. Если будет тепло, то жди хорошего урожая.

Хороший урожай - добротная жизнь людей...

Для этого люди и устраивают праздники., чтобы природа была милостива к людям.

Есть на Руси праздник “ Встречи весны”.

В этот день, люди пекли жаворонков или куликов (пряники, печенье виде Птичек), а дети уходили в лес, на гору и закликали весну,

(Звучит отрывок из песни “Весна красна, на чем пришла...” - на фоне пения птиц).

А теперь ребята заглянем в нашу деревню.

- Кого не хватает в нашей деревне? - Людей.

Действительно, без людей не может быть праздника.

- А какими бы вы хотели видеть жителей этой деревни? - красивыми, Радостными, нарядными, чтобы они пели, плясали, водили хороводы...

Теперь посмотрите, у вас на партах лежат трафареты людей (дети и взрослые).

- Они одеты в праздничную одежду? - нет.

- А вы хотели бы одеть в праздничную одежду? - Да.

Теперь вы наверное догадались какая тема нашего урока? - Да.

Сегодня тема нашего урока: “Праздничная русская народная одежда”.

Цель: Расписать орнаментом женский и мужской праздничный костюм.

Послушайте несколько строчек о русском костюме:

“Встала красная девица рано
Встала бела да румяна
Умывалась чистою росой
Увивалась русою косой
Надевала яркий сарафан
Золотом расписной, бисером вышитый
На голове кокошник, а на ногах сапожки
С нею рядом молодец в расписной рубахе...”

-Значит, что надевали люди на праздник? - Девицы, женщины - рубаху с Вышитыми узорами; сарафан расписной; кокошник . украшенный бисером, Платок или обвязку.

- Юноши, мужчины - рубаху вышитую узорами, пояс, фуражка с цветком, на ногах сапоги.

“Наряжался, стар и млад
В ярко вышитый наряд...”

Этот праздничный наряд долгими вечерами готовили женщины и девицы. Они шили, вышивали, накладывали аппликацию. Вкладывали все свое тепло в работу. Поэтому так дорога была эта одежда. А хранили эту одежду в Сундуках и надевали только по праздникам.

- А какими узорами вышивали одежду? - Цветками, листочками, веточками, Крестиками, треугольниками..

- А откуда люди брали эти узоры? - Из природы.

Да, ребята. Природа многое дает человеку.

- А как называется многоповторяющийся один и тот же узор? - Орнамент.

Если узоры похожи на растения, то это растительный орнамент.

Если узоры похожи на геометрические фигурки, то это геометрический орнамент.

-Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе, кокошнике, платке? - по подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин.

-А какие цвета используют при вышивке? (Яркие, теплые - красные ...).

-А орнамент должен выделяться на фоне сарафана, рубахи? - Да.

Предлагаю попробовать двум ребятам из класса расположить узоры на костюмах, представленных у доски. Необходимо расположить узоры на наших костюмах, (ребята работают с бумажными узорами).

Пока ребята работают, я расскажу о значении орнамента для русских людей:

“Орнамент наносился не только ради украшения одежды, но и служил, как оберег от разных напастей (болезней, невзгод). Новорожденную девочку заворачивали в рубаху матери, а мальчика в отцовскую рубаху. Считалось, что положительная энергия рубахи оберегает ребёнка от болезней, от сглаза и т.д. Пояс закрывал человека от разного недоброго...

А теперь посмотрим, что нам предлагают ребята у доски Эти ребята предложили нам свой вариант узора в полосе.

- А какой предложите вы?

- Вы хотели бы одеть своих героев в праздничную одежду и поместить их на наш праздник в деревне? - Да.

- А что нам в этом поможет? Отгадайте загадку:

“Умная Аришка в серой манишке
В радужное море окунется
Где пройдет коснется, там след остается”.
/краски и кисти/.

III. Практическая работа.

Сегодня вы будете художниками украшения. У меня в руках трафареты героев нашего праздника. Выберите себе героя, которого вы хотели бы нарядить.

-С чего мы начнем работу?

1 .Разведем водичкой краски.

2.Нанесем орнамент в полосе сарафана, рубахи, на кокошнике, на платке, на поясе. Кисть для этой работы выбирается тонкая.

3.Выберем фон полосы, где узор.

4.Выберем фон сарафана, рубахи так, чтобы он отличался от орнамента в полосе.

ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ.

(Звучит музыка с народными напевами).

IV. Индивидуальная работа с учащимися.

Рис.1

V. Итоги работы.

Готовые работы поместите в нашу деревню. Пускай они водят хороводы, поют песни, закликают весну.

При этом вспомните о правилах композиции предметов в пространстве. (чем ближе предметы, тем они больше ...)

Рис.2

-Получился праздник на картине? - Да.

Давайте полюбуемся. Хорошо ребята потрудились.

Цели мы с вами достигли? - Да.

Все получают оценку “5”.

-А вы хотели бы поучаствовать в этом празднике? - Да. Выходите в хоровод.

Я буду петь, а вы подпевать. Накиньте платки, возьмитесь за руки. Праздник начинается.

Пойдем те в лесочек с жаворонками и с песнями будем закликать весну! (исполняется хороводная песня “Ой вы ветры ветерочки...”).

Исполняется игровая песня “Дрема”.

Под музыку все дети танцуют в припляс.

Рис.3

-Понравился вам праздник? - Да.

VI.Урок закончился.

Мне с вами было очень интересно.

На перемене можете поближе рассмотреть все свои творения на доске.

(Звучит музыка).