Познавательный классный час "Знаешь ли ты свой край?"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • развивать эстетическое восприятие, способность подмечать красоту в привычном, обыденном, простом окружении;
  • формировать чувство патриотизма, ответственности за сохранность неповторимого облика родного края;
  • проверить знания краеведческого материала.

Оборудование:

  • рисунки учащихся на тему “Край задумчивый и нежный”;
  • фотовыставка старинных построек, памятников истории, архитектуры;
  • вопросы для проведения викторины, посвящённой родному краю.

Возраст участников: для учащихся 8-10 классов.

I. Вступительное слово учителя.

– У каждого города, большого или маленького, старинного или только что возникшего, есть своё лицо. Одни отличаются старинными домиками с удивительной резьбой, другие- каменными особняками, памятниками архитектуры, третьи- древними монастырями и церквами, четвёртые- современными проспектами, прекрасными парками, набережными.

Очень ярко и трогательно выразили свои мысли о Родине, об уважении к предкам, о чувстве долга В.А. Сухомлинский, Д.С. Лихачёв. Представляю их вашему вниманию.

  1. Родина открывается перед нами и в цветущих садах, и в зелёных лугах, и в склонившейся над прудом вербе, и в стае перелётных птиц, и в голубом небе, но самое главное, самое яркое и сильное, что на всю жизнь запечатлевается в сердце патриота и что воплощает в себе Родину, – это люди, благодаря которым возвышается имя народа, его могущество и слава. (В.А. Сухомлинский.)
  2. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни. Для его “духовной осёдлости”, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. Человек…учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. (Д.С. Лихачёв.)

II. Диалог с учащимися.

- Что привлекает вас в облике родного города?

- Что вы заметили в облике родного города при внимательном рассмотрении и что раньше не замечали?

- Что нового вы узнали об историческом прошлом нашего города?

- В чём ценность построек, охраняемых государством?

- Что стало вам известно о прошлом нашего города и жизни его жителей из рассказов старожилов?

- Какие памятники истории и архитектуры вызвали у вас озабоченность своим внешним видом, состоянием?

- Как можем мы, наш класс и школа, включиться в работу по охране памятников, по улучшению внешнего облика города, его озеленению?

III. Викторина “Знаешь ли ты свой край?”

1. Откуда берёт своё название Нижний Ломов?

(В переводе с мордовского “цветущая река” или “река в зарослях черёмухи”.)

2. Откуда произошло название населённого пункта Наровчат?

(Княгиня Нарчатка.)

3. Бывал ли Пугачёв со своим войском в Пензенском крае? Приведите пример.

(Сам Пугачёв не был, а отряды повстанцев были, сохранился Пугачёвский вал в селе Козлятское.)

4. Какой завод находится в городе Никольск?

(Хрустальный завод.)

5. Какая фабрика была в Нижнем Ломове, которая своим производством удостоена золотой медали в Риме, Париже?

(Спичечная фабрика Камендровских.)

6. На сельском кладбище находится камень с рельефным изображением шагающего коня. Где это находится?

(Атмис, Голицыно, Козлятское.)

7. Кто из перечисленных писателей не наш земляк?

(Куприн, Радищев, Бунин.)

8. В каком населённом пункте Пензенской губернии произошло крупнейшее крестьянское восстание 1861 года?

(Кандиевка.)

9. Чьё имя носит картинная галерея в Пензе?

(К.И.Савицкого.)

10. Крупная губернская ярмарка, проходившая в Нижнем Ломове в начале XX века?

(Казанская.)

11. Известный писатель начала XX века, уроженец Наровчата.

(А.И.Куприн.)

12. Расположите названия населённых пунктов Пензенской области в соответствии с географическим положением с запада на восток: Кузнецк, Башмаково, Беднодемьяновск, Пенза.

(Беднодемьяновск, Башмаково, Пенза, Кузнецк.)

13. Уроженец села Жадовка Пензенской губернии, изобретатель, сконструировавший первую в мире электрическую лампочку.

(Попов, Якоби, Яблочков.)

14. Что было нарисовано на спичечных коробках фабрики Камендровских?

(Кошка, свинья, лев, крыса.)

15. Сколько копеек получал ремесленник за склеивание 1000 коробков?

(15 копеек, 10 копеек, 20 копеек, 25 копеек.)

16. Сколько фабрик и заводов было в Пензенской губернии?

(126, 141, 80, 78.)

17. В каком году монголы- татары вторглись в наш край?

(1223, 1234, 1342, 1219.)

18. Какие два вида религий преобладали на территории Пензенского края?

(Языческая, мусульманская, ислам, христианство.)

19. Когда Екатерина II издала указ о составлении плана “для заседания университета в Пензе”?

(29 октября 1834 года, 29 января 1786 года, 1 мая 1773 года, 12 апреля 1785 года.)

20. При деревне на месте, называемом Камлы, находятся могильные ямы, число их неизвестно. Где это находится?

(Новая Пятина, Пешая Слобода, Кувшиновка.)

IV. Слово учителя.

- Ребята, а сколько замечательных стихотворений о родном крае, городе, природе написано нашими поэтами- земляками, местными авторами. Прочитайте, пожалуйста, самые яркие, понравившиеся.

(Звучат стихи в исполнении учащихся.)

Пройдись по пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черёмуха купает
В Суре свой ароматный цвет.
Сады в одежде белоснежной,
В зелёном бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля…

Пройдись июльскою порою
Любой дорогой полевой,
Хлеба над Мокшей и Сурою
Стоят высокою стеной.

Лесов тенистая прохлада,
Ручьи как детская слеза.
И над простором неоглядным
Родного неба бирюза.

Матрёна Смирнова

Я в лес вхожу. Какая благодать!
Спадает с сердца каменная глыба.
И хочется Всевышнему сказать:
- О, Господи! За всё тебе спасибо!

За тишину спасибо и покой,
За родничок, что из – под дуба бьётся.
За то, что есть на свете край такой,
Который просто родиной зовётся.

Борис Милавин

Милый город

Опять горят над речкой зори
И вновь поведать нам хотят
О том, что в утреннем просторе
О счастье клёны говорят.

И нет нам города красивей
На всей планете голубой,
Во всей большой родной России,
Чем милый город над рекой.

И сыплет май в кусты рябины
Пушинки солнца и весны…
Ты молод, город наш старинный,
Ты молод, город старины.

Пусть эта песня обгоняет
В весенних далях поезда,
И о Ломове пусть узнают
Друзья – большие города.

Алексей Немов

V. Презентация творческих работ (стихов) учащихся 8 класса.

Любовь к городу

В прекрасном городе живу
И с детских лет его люблю.
Пусть он не так уж и велик,
Но, как народ наш, многолик.

В нём люди добрые живут,
Заветы предков берегут,
И я, как юный гражданин,
Считаю, такой город не один.

Он дорог мне и потому,
Что приучил меня к труду,
Дал всё, чем счастлив человек,
Так сохраню ж любовь к нему навек!

Боровкова Олеся

Аллея славы

Есть в нашем городе аллея славы,
Куда я часто прихожу
Не просто так, не для забавы,
К могиле братской я цветы несу.

Склоняю голову в молчанье робко
Пред теми, кто погиб в боях,
Кто беспощадно ранен вражеским осколком
За то, чтобы подобное не снилось и во снах.

Родные! Безымянные! Услышьте
Наш скорбный голос в этот час!
Не слышите? Вы просто крепко спите?
Мы б всё отдали, чтобы вас поднять тотчас!

Захаркина Екатерина

Природа края

Природа пензенского края
Свежа, красива, хороша.
По светлым улицам гуляешь -
Влюбляется в неё душа.

Когда идёшь в лучах рассвета,
То наверху небесный склон.
Перед тобой слова поэта,
Ты на любовь к ней обречён.

Люби её, как мать родную,
Люби её, как и отца,
Люби её за всё такое,
Что с детства она тебе дала.

Её красоты – реки, горы
И благодатные леса,
Полей золотистых просторы
И лунных ночей тишина.

Всё это дано нам с рожденья
И в сердце у каждого из нас.
Надеюсь, что всё сохранится
Ещё на долгие века!

Баталин Денис

VI. Подведение итогов викторины, классного часа.

Заключительное слово учителя.

- Ребята, в жизни человека огромную роль играет любовь к своим родителям, семье, к школе, к друзьям, к родному городу, к своему народу и стране. Если вы любите свою страну, уважительно относитесь к истории и культуре своего народа.

Помните, в каких бы других городах вы ни бывали, как бы ни восхищались их красотой, душой вы постоянно дома, на своей малой родине.