Человек эпохи Просвещения ("Новая порода людей" России в портретах XVIII в.)

Разделы: МХК и ИЗО


Подготовка к уроку. Перед уроком детям даются индивидуальные задания: найти информацию о деятельности Н.И. Новикова, Е.Р. Дашковой, М.В. Ломоносова, Ф.С. Рокотова.

Оборудование: Слайдовая презентация (содержание слайда – в Приложении 1); фрагмент для слушания: Д.С. Бортнянский “Трехголосная литургия. Хор №1 Слава и ныне”.

Ход урока

Презентация

(Слайд 1. Ф.Я. Алексеев “Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости”). Тема нашего урока “Человек эпохи Просвещения”. В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить слова Н. Карамзина: “Мы зреем не веками, а десятилетьями”.

Мы говорим об особенностях русского Просвещения, конечно, связывая их с деятельностью Петра I. (Слайд 2) И, прежде всего, это время активного проникновения в русскую жизнь элементов светской культуры. Стремление европеизировать придворную жизнь, придать ей больше блеска, величия, заставило обратиться к различным видам искусства. Какие, по-вашему, виды искусства, могли отразить с наибольшей полнотой запросы эпохи? (литература, живопись)

Я приглашаю Вас сегодня на выставку. (Слайд 3) Мы увидим портреты людей того времени и узнаем об их взглядах и жизненных принципах. Познакомимся с авторами этих портретов и проследим этапы развития портретного жанра. А в конце урока мы посмотрим, какой же образ Человека Просвещения у нас получился. Итак, в путь. Вспомните, в каких видах живопись на Руси существовала до XVII века? (мозаика, фреска, икона). Какое направление преобладало – светское или религиозное? В чем особенность иконописного изображения? Дух бесплотен, поэтому изображения на иконе почти безобъемно, двухмерно. На протяжении многих столетий русские иконописцы работали, придерживаясь строгих церковных канонов. (Слайд 4. Иконописный портрет Ивана IV). Что вы можете сказать о данном изображении? Кто на нем изображен?

Это портрет Ивана Грозного. Немного необычный, правда? Мастер пытается писать портрет правителя. Он иконоподобный, ведь о внешность царя знали понаслышке. В силу неравенства положений, царь не мог позировать художнику, и поэтому его пытались увидеть на людях, запомнить его лицо и писали портрет “по памяти”. Художник переходит от условного изображения к более точному, старается передать своим изображениям характер живых лиц. Но сохраняется характерный для иконы трех четвертной поворот, голова крупная, глаза широко раскрыты. Такой тип изображения, где соединяется иконописная традиция и попытка приблизится к конкретному образу получила название ПАРСУНЫ. Парсуна – (видоизмененное от “персона”) – произведение портретной живописи, сочетающее приемы иконописи с реалистической образной трактовкой. Парсуна знаменует переход от религиозного искусства к светскому. (Слайд 4. Парсуна “Петр Первый в младенчестве”).

При Петре Первом художники обязывались писать портреты царствующих особ и близких ко двору лиц. Царские портреты дарились иностранным послам. Считалось, что придворные у себя в доме должны иметь портреты царя. Это новшество привез Петр из-за границы. И русские живописцы столкнулись с серьезной проблемой: не могли они преступить стереотип письма икон. Нужно было искать выход. Что можно было сделать? Пригласить иноземных художников к нам, а русских отправить в обучение портретному ремеслу заграницу. Появление портрета в петровскую эпоху было одним из факторов, решивших судьбу русской живописи. Появляется ПАРАДНЫЙ портрет (Слайд 5. Портрет Петра Великого), показывающий человека в полный рост, на коне, сидящим или стоящим. Среди знати стало модным иметь и собственные портреты.

(Слайд 6). Портрет Н.И. Новикова работы Д.Г. Левицкого. Перед нами человек высшего сословия (сообщение ученика). Глядя на портрет, мы убеждаемся, что перед нами просветитель, незаурядный человек – умный, волевой, опытный. Жест руки, взгляд, направленный в глаза зрителю, сообщает Новикову вид учителя или проповедника, горячо желающего передать свое знание и убеждение другим. Фон портрета не сплошной, слева открывается довольно широкая полоса для взгляда вдаль, в мир. Это выводит зрителя за пределы помещения, помогает почувствовать размах деятельности Новикова по изданию и распространению газет, журналов и книг. Левицкому особенно удавались портреты людей близких ему по духу, интеллигентных (Дидро, Дьяковой, Львова).

(Слайд 7.) Портрет написан 1777 году А. Росленом, крупным портретистом, шведом по национальности, который жил в России в 1775-177гг. Иван Иванович Бецкой проводил политику Екатерины II в области “воспитания обоего пола юношества”. Считал, что если “от младых ногтей” человека правильно воспитывать, то можно создать “новую породу людей” – просвещенных, гуманных дворян, купцов, промышленников и ремесленников. Екатерина поручила ему разработать теорию создания системы воспитательно – образовательных учреждений нового типа и написать для них уставы.

Дать правильное воспитание, по мнению Бецкого, можно, только изолировав детей от пагубного влияния общества. Предусматривалось создание закрытых училищ, куда поступали бы дети не старше 5-6 лет. Почему? Пока они еще не испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. Находясь в училище до 18-20 лет, они даже с ближайшими родственниками должны встречаться только в определенные дни и в присутствии воспитателей. (Вам это ничего не напоминает? Вспомните идеи французских просветителей Руссо, Гельвеция, Песталоцци.)

В уставах было высказано немало гуманных и новых для своего времени педагогических идей. Вопреки всему опыту и теории старинной педагогики, утверждалось: “бить детей, грозить им и бранить, хотя и причины к тому бывают, есть существенное зло”. Детей “не нужно отягощать многими и трудными понятиями, а тем менее принуждать с жестокостию, чтоб при самом начале учение не показалось им горестью… стараться приохочивать детей к учению пристойною кротостию, ласкою и обнадеживаниями…”

И хотя действительность вскоре показала, что сочинять уставы и проекты много проще, чем создать удовлетворительное учебное заведение, эти идеи способствовали распространению новых взглядов на воспитание.

Среди созданных Бецким заведений, одно имеет особое значение. Это Воспитательное общество благородных девиц (Слайд 8. Смольный институт).

Мысль о необходимости среднего образования и для женщины медленно, но проникала в сознание людей XVIII века. (Слайд 9.) Перед вами портрет Екатерины Романовны Дашковой – одной из “смолянок”. Вглядитесь внимательно: перед нами женщина властная и умная. (Сообщение ученика). Она постоянно развивала свое образование чтением и путешествиями. Издавала журналы, писала стихи, пьесы, музыку. В 1783 году была назначена Председателем Академии наук и председателем Российской Академии.

Портретистов XVIII века не раз обвиняли в льстивости модели. Но импозантность парадных портретов, их пышные аксессуары – это эстетические вкусы времени. Посмотрите, заказная парадность уже не заслоняет личности. Реалистическое изображение человека – вот завоевание середины XVIII века. Не умели русские мастера тонко польстить изображаемому, как это делали приезжие художники. Перед нами – РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ портрет.

(Слайд 10. Портрет М.В. Ломоносова). Достаточно много идей лучших людей русского государства вы сегодня услышали, и, наверное, многие из них были воплощены в деятельности М.В. Ломоносова. Жажда науки была сильнейшей страстью его души, своей деятельностью он доказал, что

Может собственных Платонов
И быстрых разумом Ньютонов
Российская земля рождать.

Одна забота была для него главной – истинный народный университет для всех, идею создания которого он продал графу Шувалову. Это был подвиг в долгой борьбе за такое естественное сегодня право каждого на образование, развитие.

Портрет написан неизвестным художником, это копия с прижизненного портрета предположительно художника Г. Преннера, выполненная, как предполагают, по заказу Д.И. Фонвизина; передан в Исторический музей в 1920 году М.Н. Ермоловой. Ломоносов одет в парадный, шитый золотом, красный кафтан с голубыми обшлагами и красный камзол с таким же шитьем. На переднем плане, у стола – “касса” – ящик с набором цветных смальт. Слева, через оконный проем, виден условный пейзаж Усть-Рудицы, где находилась фабрика цветного стекла Ломоносова. Поражает многогранность этого человека и его стремление к знанию. Представьте, что Ломоносов – это вы. Что вы скажете будущим поколениям? С каким призывом к ним обратитесь, о чем расскажете? Составьте небольшой монолог от первого лица (индивидуальная работа).

(Слайд 11. Портрет Д.С. Бортнянского работы М.И. Бельского). Определите профессию этого человека. Какие атрибуты вы бы поместили на картине вместе с ним? (Возможно кисть, или клавесин, или ноты).

Жанр портрета развивался, у художников все больше возникала потребность раскрыть внутренний мир души, переживаний человека, выявить и показать индивидуальность, не человека вообще, а человека конкретного. Перед нами натура творческая. 18-лет Бортнянский был послан в Италию учиться музыке. Там прожил 10 лет, написал 3 оперы, которые были поставлены в Венеции и Модене. С его именем связана новая пора расцвета русского хорового концерта. Один из основных мотивов его религиозной лирики – воспевание душевной чистоты, правдивости, готовности к самопожертвованию во имя ближнего. Послушаем хор №1 “Слава и ныне” трехголосной литургии (слушание). Берлиоз писал о его произведениях, что они “отмечены редким мастерством в обращении с хоровыми массами, дивным сочетанием оттенков, полнозвучностью гармоний и, что совершенно удивительно, необычайно свободным расположение6м голосов…”.

(Слайд 12. Портрет А.П. Струйской работы Ф.С. Рокотова). Портреты Федора Степановича Рокотова очень сложно описать. Тот, кто впервые подходит к его творениям испытывает сначала какое-то беспокойство. Из таинственного фона выплывают задумчивые лица, глядя на нас снисходительно и загадочно. И только постепенно зритель начинает проникаться очарованием утонченной интеллектуальности, одухотворенности этих людей. Мы можем говорить о глубоком психологизме изображения: лицо мягко возникает из сумеречного фона, черты лица кажутся полустертыми, словно из глубины зеркала на нас смотрит она насмешливо и печально. Вспомним, как чудесно Николай Заболоцкий передал свое впечатление от портрета А.П. Струйской:

… Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук…

И в жизни самого художника немало загадок. О нем почти ничего не известно. А то, что известно, часто спорно (сообщение учащегося).

Справедливо заметил Ж.Б. Мольер, что “портреты трудно писать, они требуют великого ума”. Мастера портрета поставили вопрос о признании ценности человеческой личности, его духовного мира. Русская живопись XVIII века дала миру огромное количество шедевров.

Сегодня перед нами прошел не парад чинов и званий, а людей с разным индивидуальным и духовным миром, часто незаурядным. А скольких портретов мы сегодня еще не увидели!

(Слайд 13). Каков же он, просветитель, лучший представитель России XVIII века?

Вывод детей: Это патриот, убежденный в необходимости всестороннего развития личности. Он надеется на разумное общество, где каждый будет достойным сыном отечества. Он бережет традиции своей нации и стремится принести пользу обществу. Он уважает человеческую личность и стремится поднять уровень образования, культуры, самосознания. Он хорошо понимает, что достоинство, честь человека – не абстрактные понятия, что они зависят от места, которое человек занимает в обществе среди других людей. Как вы думаете должен ли современный человек быть носителем этих качеств? Актуальны эти идеи в современном обществе?

Давайте вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока. Можно ли применить слова Карамзина к развитию портретного жанра с конца XVII до конца XVIII века? Конечно, ведь в течение одного столетия русское искусство проделало такой путь, какой другие страны Европы прошли за несколько веков. Какой путь прошел портрет? Назовите этапы его становления, которые вы запомнили (парсуна, парадный, реалистический, психологический).

Многое из культуры XVIII века мы воспринимаем через творчество художников. А теперь представьте, что из музеев исчезли живопись и скульптура, а на улицах городов нет архитектурных и скульптурных памятников этого века, и вы увидите, что наш духовный мир стал намного беднее.