Из опыта преподавания иностранной литературы

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Уважаемые коллеги!

В течение многих лет в МОУ “Гимназия №4” города Чебоксары ведется преподавание предмета “Литература Великобритании” для учеников 10 класса. Наряду с “Литературой США” (11 кл.), “Страноведением Великобритании” (10 кл.) и “Страноведением США” (11 кл.), этот предмет призван расширить кругозор учащихся, обогатить их интеллект в сфере социокультурных представлений, познакомить с лекционной системой обучения, а также дать представление о наиболее значимых произведениях англоязычной литературы.

Курс данного предмета охватывает период с Раннего Средневековья до наших дней и позволяет проводить параллели с литературой других стран, как отечественной, так и зарубежной. Ниже приведены отрывки примерного плана занятий.

Однако, на определенных моментах хотелось бы остановиться подробнее.

На начальном этапе курса учащимся достаточно сложно конспектировать лекции, несмотря на то, что в задачу учителя входит дозирование информации и разделение ее на информацию, обязательную для успешного усвоения материала курса, и информацию для общего развития. Практика показывает, что хорошие результаты приносят элементы ролевых игр и соревновательные моменты. К числу первых, например, можно отнести деление аудитории на соответствующие изучаемому моменту группы.

Скажем, при изучении литературы, бытовавшей после завоевания Островов Вильгельмом, можно поделить учеников на три группы: бароны, Англо-Саксы и монахи, и предложить учащимся назвать виды литературного творчества, существовавшие в каждой группе. Практически в любой момент можно поделить аудиторию на две группы и, пользуясь пройденным или изучаемым материалом, предложить игру в крестики-нолики. Наиболее активным ученикам приятно будет получить подтверждение своих оценок в виде положительной оценки.

Семинарская деятельность предлагает огромное количество возможностей для творчества. В качестве примера хотелось бы продемонстрировать план и материалы семинара по критическому реализму на материале книги Ш. Бронте “Джейн Эйр”.

Цели и задачи семинара: анализ произведения с точки зрения реалистических и романтических черт, поиск автобиографических моментов, определение литературной и общечеловеческой ценности книги.

ПЛАН семинара:

  1. Разминка. В форме “мозгового штурма” учащимся предлагается вспомнить основные черты реализма и романтизма. Разминка обычно проводится по командам.
  2. Доклад(ы) учащихся о биографии и творчестве писателя, о дальнейшей судьбе произведения. По возможности, уместен коллаж из фотографий театральных постановок и отрывков экранизаций. Тема для отдельного доклада – история создания произведения, реакция критиков и читателей и ее причины.
  3. Лаборатория 1: командам учащихся предлагается краткий (10 пунктов) пересказ произведения. Порядок пунктов перепутан, и учащимся следует восстановить его. Это позволяет оценить степень их знакомства с произведением.
  4. Лаборатория 2: Учащимся предлагаются несколько (10-15) моментов, позволяющих определить, относятся они к реалистической или же романтической традиции. Эту работу можно проводить как по командам, так и индивидуально.
  5. Лаборатория 3: Учащиеся читают и анализируют эпизоды, вызвавшие ту или иную реакцию критиков, подбирают дополнительные эпизоды, суммируют информацию. Здесь же можно дополнительно проанализировать автобиографические моменты.
  6. Подведение итогов (возможно также в виде письменной работы).

Данный семинар, при условии прочтения книги и критической литературы (список предлагается “на лето”), занимает два урока по 40 минут, идущих подряд.

Интересные и любимые учащимися семинары проводятся по таким темам, как:

- Артуриада сегодня (современное фэнтези и исторический роман, влияние на них артурианского мифа);

- Станцы, сонеты и иные формы стихосложения;

- Шекспир (He who came not for time, but for ages);

- Робинзонада;

- Неоромантизм;

- СтрАны чудес;

- Детективная и детская литература;

- Утопия и антиутопии (в англоязычной и мировой литературе), и др.

Совершенно необязательно, чтобы семинар занимал более одного урока. Тема семинара объявляется заранее.

Нередко появляется возможность проиллюстрировать лекционный материал подходящими стихотворными произведениями, например, при изучении раннего средневековья уместно воспользоваться такими стихотворениями Р. Киплинга, как “Дань Дании”, “Песнь римского центуриона”, “Песнь пиктов” и “Норманн и Сакс”. В этом случае на доске размещается сложная и неизученная лексика, учащимся раздается англоязычный вариант произведения для прочтения и предварительного анализа, а затем прочитывается стихотворный перевод. Кстати, попытки перевода учащимися в поэтической форме нередко бывают действительно впечатляющими.

Программа курса позволяет стимулировать творческую деятельность учащихся, причем не только за счет поэтических переводов, но и других видов деятельности. Широко применяется составление докладов (по биографии и творчеству писателей, прочитанной литературе, важным историческим моментам и т. п.), постановка отрывков произведений, а также т. н. “summary”. Данная форма работы представляет собой следующее: по прочтении определенной вещи учащиеся пишут творческую работу, стараясь затронуть в ней такие моменты, как:

  1. Биография и творческий путь автора (если автор есть в принципе) – вкратце.
  2. Исторический период и черты в произведении, являющиеся как характерными, так и нетипичными для этого периода – вкратце.
  3. Краткий пересказ сюжета.
  4. Развернутый анализ вещи и собственная оценка произведенного произведением впечатления – подробно.

Полезный вид деятельности, позволяющий проверить как способность к анализу, так и степень усвоения материала, представляет собой сравнивание отрывков пройденных, но не прочитанных полностью в оригинале произведений, определение времени создания и, возможно, авторства. Например, сравнение отрывка из “Beowulf”, баллады и “Morte D’Artur”.

Примерные темы (выборочно):

Introduction: The way we work. What is a lecture, a seminar, a report, a summary. Learning by heart. A book list. The way exams are passed: automatically, via testing, via testing and talking.

Give the children the task to write their understanding of the aims of the course. Ask them to write the titles and the authors of the English-speaking books they have read.

Lecture one. Old English literature.

Ancient history: The Iberians. Celts. How the Romans came. Angles and Saxons.

Beowulf: Celtic literature. Christianity. Bede, Caedmon. Alfred, Asser. The Danes.

Celtic sagas.

Kipling, “Dane-geld” (illustration).

X-O puzzle.

Summary on Beowulf.

Lecture three. Norman period.

William the conqueror. Linguistical point: how the Middle English was formed.

The influence of French literature. King Arthur: possible prototypes; Layamon, Mellory.

Robin Hood ballads.

Religious literature.

Rodin Hood, the prince of thieves (a video).

Richard the Crusader.

Magna Carta. King John.

Kipling, “Norman and Sax”.

Any ballad by heart or a summary on any of the topics given.

Lecture six. Shakespeare; he, who came for ages.

Brief biography.

Creative activity:

  1. comedies;
  2. tragedies;
  3. sonnets
  4. chronicles.

Periods of his creative work.

Influence upon the world literature.

Secrets and mysteries around his name, will and literatury inheritage.

Seminar. Shakespeare; he, who came for ages.

Multiple choice test on biography and works (from “Speak Out”)- team work.

Two sonnets by heart- individual work.

Translating pieces of poetry – volunteers’ work.

Acting out pieces of plays – volunteers’ work.

Listening (from “Еnglish and American literature”).

Summary on one of the following topics:

  1. Analysis of Shakespearian sayings.
  2. What leads to the tragic end in Sh’s tragedies.
  3. Sh’s sonnets.

A videolesson.

Seminar two. Robinsonade.

What is Robinsonade? Find out typical features on base of “Robinson Crusoe” and “Gulliver’s travels”.

What other books can you relate to Robinsonade?

Choose a book and prove that it belongs to Robinsonade – written work.

Lecture nine. Romanticism.

Characteristics of the period. Industrial revolution. French revolution.

Early romanticists: Burns, Scott, Lakists, Blake.

Later romanticists: Byron, Shelley (both), Keats.

Lecture ten. The end of the 19th century.

The reign of Queen Victoria.

Aestheic movement. Oscar Wilde:

  1. biography;
  2. creative activity;
  3. paradoxal sayings – written analitical work.

The beginning of fantasy – Lewis Carroll.

  1. biography;
  2. books for children or for grown-ups? Pieces for thinking.

Neoromanticism. R.L.Stevenson.

Some other names: Hardy

Lecture eleven. The beginning of the 20th century.

Political situation in Britain and in the world. South African war and WW1.

Rudyard Kipling:

  1. biography;
  2. poetry;
  3. prose;
  4. X-O puzzle “Are you sure you know the Jungle Book” well?”

Great names to read: Shaw (plus sayings), Maugham, Wells.

Great names to know: Galsworthy, Conrad.

Seminar four. Detective literature.

Doyle, Christie:

  1. biography;
  2. works;
  3. hit heroes (with elements of analysis);
  4. non-detective works of great detective-makers;
  5. aftertakers all over the world;
  6. what makes a classical detective – let’s try to arrange one! – a role play.

Lecture thirteen. The second half of the 20th century.

The atmosphere of the period.

Antiutopias (do you remember what a utopia is?): Orwell, Huxley, and a bit before time, Burgess. Golding, “The Lord of the flies”.

Fantasy and science fiction: Tolkien, Clark, Windem.

Should be mentioned: Greene, Fleming, Miln, Durrell, Jerome, Rowling.

Возможно использовать отдельные идеи и помимо уроков английской литературы. Так, например, полезным опытом является “judgment over the Miller”, ролевая игра, которая проводится после прочтения “Devoted friend” – сказки Оскара Уайльда, изучаемой в 8 классе гимназии. Игра побуждает школьников планировать соответствующую роли речь, обогащать словарный запас и т. п.

Хочется верить, что предложенная информация поможет преподавателям иностранного языка сделать свои уроки еще более увлекательными и насыщенными.