Конкурс профессионального мастерства "Учитель года" в муниципальной территории

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


“Образование должно быть направлено в будущее, оно не может не учитывать перспективы развития рынка труда, для чего необходимо встраивать российскую систему образования в европейскую, но при обязательном использовании отечественного позитивного опыта.”

Президент РФ Владимир Путин

Это актуально

Проводимая модернизация российского образования позволяет сегодня создать любую модель развития приоритетных направлений учебного заведения, системы обучения и воспитания, профессионального потенциала педагогов. Мотивация успешного продвижения по инновационному пути гарантирует формирование эффективной системы для всего учебно-воспитательного процесса. Главным ориентиром для педагогов в этом случае становится способность к самоорганизации, активное участие в общественной деятельности и презентация собственных достижений. Первоочередной задачей руководителей является обязательное создание условий для продвижения вперед как в профессиональном, так и в личностном росте каждого отдельно взятого педагога. Таким образом, происходит становление принципиально нового механизма взаимодействия всех участников педагогического процесса, стержнем которого является творческий потенциал, где определённое внимание уделяется конкурсам профессионального мастерства.

Системный подход в организации и проведении конкурсной программы “Учитель года” открывает широкие возможности для всех, кто причастен к этой работе. Совместные усилия администрации, педагогического сообщества, учащихся, спонсоров и меценатов позволяют реализовать идеи быстро и продуктивно. Именно от правильной организации действий всех заинтересованных в развитии конкурсного движения лиц, зависит положительный результат.

Правильно организованный конкурс имеет много сторонников и перспективу развития.

Очень интересно складывается жизнь конкурсанта. Рождается конкурсное братство, увеличиваются шансы профессионального роста, появляется стимул к проявлению творчества. Учителя гордятся дополнительным праздником, который заметно изменяет педагогические будни. Судьба всех участников конкурсного движения является ярким отражением проводимых государством реформ.

Серьезным аргументом для участия в конкурсе “Учитель года” стало заявление Президента РФ Владимира Путина об учреждении ежегодных поощрений в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны, которое подтверждает значимость педагогической профессии. Одним из показателей экспертной оценки в проекте документа, который разработан Министерством образования и науки РФ, является участие в конкурсе “Учитель года”. Это своеобразный импульс к популяризации лучшего опыта в области образовательной политики.

От количества к качеству

Александровский район имеет положительный опыт участия педагогических и руководящих работников во Всероссийских конкурсах “Учитель года”, “Сердце отдаю детям”, “Женщина – директор года”, “Успех”, “Лидер в образовании”. При этом руководители добились более высоких результатов, чем учителя, а именно:

Этапы программы

Муниципальный Региональный Федеральный Возраст участия
“Женщина – директор года”

10 участников

из них: 5 победителей

50%

5 участников

из них: 4 победителя

80%

4 участника

из них: 4 победителя

100%

4 года

“Успех”

не проводился

не проводился

1 победитель

1 год

“Лидер в образовании”

не проводился

не проводился

1 победитель

1 год

“Учитель года”

“Сердце отдаю детям”

(в рамках конкурса “Учитель года”)

52 участника

из них: 25 победителей

48%

25 участников

из них: 2 победителя

8%

нет

10 лет

Таким образом, на счету муниципальной территории за 6 лет участия в профессиональных конкурсах руководителей 6 побед федерального уровня, а за 10 лет участия в конкурсе “Учитель года” лишь 2 победы на уровне региона.

Факт низкой результативности участников конкурса “Учитель года” побуждает к аналитической деятельности существующей системы. Для получения объективного результата проведено диагностическое исследование, которое подчеркивает основное противоречие между значимостью конкурса как эффективного механизма изучения, освоения и пропаганды лучшего педагогического опыта и отношением к нему как к незначительному мероприятию.

Среди наиболее актуальных проблем конкурса “Учитель года” выявлены следующие:

  • Недостаточная активность и инициатива учителей, непонимание смысла конкурсной программы, слабые навыки публичной самопрезентации профессиональных качеств;
  • Негативное восприятие руководителями общеобразовательных учреждений общественной деятельности педагогов-конкурсантов;
  • Равнодушие ряда чиновников, отсутствие желания проведения конкурсных программ;

В целом организация и участие в конкурсе “Учитель года” характеризуется как обременительный труд.

Для того чтобы повлиять на ситуацию в сторону ее улучшения необходимо использовать все ресурсы оптимизации. Современный учитель вносит много нового в свою работу, но он не может оставаться только в рамках практической деятельности, он вынужден обращаться к исследованиям. Более того, учитель, претендующий на звание мастера, обязан публично демонстрировать результаты своего профессионализма.

Квалификация педагогических работников не всегда характеризует возможность прогрессировать в условиях конкурсной программы. Повышается роль всех участников этого процесса: организаторов и попечителей конкурса, руководителей и специалистов учреждений, представителей средств массовой информации и сотрудников администрации, учителей, учащихся и их родителей.

Алгоритм в действии

Организация и проведение конкурса “Учитель года” требует, прежде всего, создания условий для профессиональной поддержки каждого педагога. Педагогический стаж и опыт, квалификационная категория и заслуги не имеют при этом принципиального значения. Концепция всей конкурсной программы основана на положительном внешнем и внутреннем микроклимате.

В системе нашего муниципального района определены следующие направления:

  1. Первоочередным является знакомство с Информационным вестником, специально разработанным для участников конкурса “Учитель года” и руководителей учреждений образования. В это своеобразное пособие включены исторические справки, нормативные правовые документы, диагностические и методические материалы. Данное издание помогает самостоятельно изучить любой раздел конкурсной программы.
  2. Содержание конкурсной программы, план проведения мероприятия и смета финансовых расходов представлены в Приложении 1.

  3. С целью повышения рейтинга участия в конкурсе до руководителей образовательных учреждений (через сообщение на совещаниях, информационную справку по итогам конкурса или распространение тематического буклета) доводятся сведения о статистике выдвижения и результатах участия в конкурсе “Учитель года” за определённый период времени.
  4. Буклет “Учитель года – 10 лет” представлен в Приложении 2.

  5. Создание в районе педагогического клуба “Пеликан” позволило использовать творческий потенциал учителей при формировании общественного представления о конкурсе “Учитель года”. Систематическая работа актива этого объединения в областном педагогическом клубе “Пеликан” способствует эффективному обобщению опыта педагогической и инновационной деятельности. Учителя района посетили финальную программу Всероссийского конкурса “Учитель года” в Москве, приняли участие в нескольких профессиональных турах и фестивале областного конкурса “Учитель года”, опубликовали свой материал в альманахе “Учитель земли Владимирской”.
  6. Устав клуба “Пеликан” представлен в Приложении 3.

  7. Учителя имеют возможность поделиться своими впечатлениями на страницах собственной газеты “Пеликан”, которая выходит с января 2003 года.
  8. Положение о муниципальной газете “Пеликан” представлено в Приложении 4.

  9. Для закрепления позиций конкурсантов в муниципальной территории имеется опыт проведения фестиваля “За страницами конкурсной программы”, где каждый участник продемонстрировал признанные в ходе конкурса профессиональные способности.
  10. Программа проведения фестиваля представлена в тематическом номере газеты “Пеликан” в приложении 5 (Приложение не публикуется из-за превышения допустимого объема)

  11. Сформирован постоянный состав спонсоров и меценатов конкурса, которые заинтересованы в развитии конкурсного движения. Конкурс “Учитель года” выступает гарантом рекламы для каждого предприятия или организации. Любое желание публично заявить о своей помощи в проведении конкурсной программы или поддержке конкретного учителя удовлетворяется через средства массовой информации.
  12. Состав спонсоров представлен в программке финального тура в Приложении 6.

  13. К традиционным этапам конкурсной программы относится проведение финала конкурса – ТОК-ШОУ. Это мероприятие вызывает интерес не только у участников, каждый педагогический коллектив, учащиеся и их родители ждут предстоящего события. Каждая шоу-программа основана на определённых конкурсах (презентация личных и профессиональных качеств, ответы на вопросы, решение тех или иных ситуаций, представление интересов - хобби), но ежегодно изменяется их тематика. Например, сценарий “Ярмарка” отражает самобытность русского народа, где вопросы задаёт Петрушка, а в роли коровы, которую нужно продать на базаре, представлена школа. Сценарий “Педагогическая стана” построен на выборах своего Президента, где есть предвыборная программа и вопросы избирателей. Сценарий “Игра всегда сама – гимнастика ума” представляет различные формы игр, где участники погружаются в ролевые, подвижные, телевизионные игры и т.п.
  14. Сценарий ТОК-ШОУ “Парад планет” представлен в Приложении 7.

  15. Работа со средствами массовой информации на протяжении всего конкурса позволяет узнать о его сложных этапах различным категориям населения. Местные газеты, редакции телевидения и радиовещания рассказывают не только о результатах различных конкурсных испытаний, но и о становлении в педагогической профессии каждого конкурсанта, о системе работы педагогического коллектива.
  16. Договор с местными средствами массовой информации представлен в Приложении 8.

  17. Чтобы усилить позиции профессионального конкурса к работе в данном направлении, привлечены активисты районной молодежной организации лидеров образования, спорта и культуры “Лоск”, которые разработали социальный проект “Перед учителем в долгу”, направленный на проведение юбилейной программы конкурса “Учитель года”. Ребята успешно презентовали проект на заключительном этапе 6-ой Всероссийской акции “Я – гражданин России” на базе ВДЦ “Орлёнок”. Проект позволил систематизировать накопленный опыт и подвести итог 10-летней работы.
  18. Статистические данные, результаты психодиагностики и резюме по итогам проектной деятельности молодёжной организации представлено в Приложении 9.

  19. И, конечно же, определенная система стимулов по итогам участия в конкурсе, как участников, так и их руководителей позволяет активизировать творчество педагогов. К числу популярных относятся: премии, благодарности, внеочередное повышение квалификации через аттестацию педагогов.

Текст благодарственного письма представлен в Приложении 10.

Таким образом, совместная работа способствует пропаганде лучшего педагогического опыта, реализует мотивацию достижения успеха через профессиональный рост, стимулирует творчество и гарантирует социальную защиту учителям-лидерам. Команда единомышленников всегда готова сохранить и приумножить традиции профессионального конкурса “Учитель года”. По каждому направлению конкурсного движения, кроме тех приложений, которые представлены в данной работе у авторов имеется много дополнительных материалов, однако технические возможности фестиваля “Открытый урок” ограничивают их публикацию. Мы открыты для сотрудничества и всегда готовы к пропаганде своего опыта.

Библиография

В подготовке материалов для организации конкурса “Учитель года” использованы следующие издания:

Т.А. Соколова. Конкурс “Учитель года” как фактор стимулирования педагогического творчества,  Москва-Псков, Псковский областной институт усовершенствования учителей, 1996

Е.М. Пахомова. Л.П. Дуганова. Всероссийский конкурс “Учитель года России”, Москва 2000

В.Н. Калинина. Наша школа (специальный выпуск), Владимирский институт повышения квалификации работников образования 2005

Материалы муниципальной конкурсной программы “Учитель года” получили диплом 1-ой степени на 1-ом Всероссийском конкурсе “Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях” в номинации управление образовательным учреждением.

/Москва. Федеральное агентство по образованию. НОУ Центр “Педагогический поиск” - 2007/

В подготовке социального проекта “Перед учителем в долгу”, направленного на празднование юбилейной программы конкурса “Учитель года” – 10 лет в турнирной таблице Владимирской области, использована методика Самарского регионального центра гражданского образования

В.П. Пахомов. Социально-образовательный проект “Гражданин”, Самара, 2006

Материалы социального проекта “Перед учителем в долгу” получили диплом на заключительном этапе Всероссийской акции “Я – гражданин России”

/ВДЦ “Орленок” - Детский гражданский форум - 2006 г/

Сопроводительные материалы, обеспечивающие организацию и проведение конкурса “Учитель года”: анкеты, буклеты, статистические формы, сценарии, материалы газеты Пеликан, нормативные документы и социальный проект “Перед учителем в долгу” – разработаны авторами самостоятельно.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11