Урок русского языка по теме "Употребление наречий в речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • формировать умения правильно употреблять наречия в тексте как средство более точного и образного выражения мысли, как средство связи предложений;
  • повторить изученное по морфологии и орфографии;
  • обучать элементам лингвистического анализа текста;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • способствовать формированию интереса к изучению русского языка.

Оборудование:

  1. карточки с индивидуальными заданиями;
  2. распечатанные тексты рассказов Н.И. Сладкова “Ноябрь” и “Декабрь”;
  3. книги писателя Н.И. Сладкова;
  4. иллюстрация картины И. Попова “Первый снег”.

Межпредметные связи: связь с литературой, географией, изобразительным искусством.

Ход урока

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Слово учителя.

- Любить родной язык – значит постоянно учиться хорошо говорить, писать, читать и понимать произведения писателей, которые помогают познать русскую культуру, почувствовать красоту речи, получить представление о неисчерпаемой глубине значений слов. Такие знания позволят нам научиться передавать через слова наши мысли и чувства, все разнообразие отношений друг с другом и с окружающим нас миром.

Многие слова стали для нас чем-то привычным, обыденным, а ведь обыденного порой не замечаешь, и мы подчас не задумываемся, каким богатством владеем. Поэтому важно увидеть слово среди других слов, понять взаимоотношения слов в контексте и правильно употреблять слова в речи.

Сейчас мы изучаем наречия. (Сообщение темы, цели урока. Оформление записей в тетради.)

II. Повторение.

1. Беседа о наречии.

- Что вы можете рассказать об этой важной части речи? (Учащиеся рассказывают о наречии как части речи, приводят количественные характеристики наречия: среди 9 тысяч самых частотных слов наречий 705, или 8%, поэтому по количеству они занимают 4-ое место после существительных, глаголов и прилагательных. По частоте употребления наречия занимают 6-ое место (после существительных, глаголов, местоимений, предлогов и прилагательных). Эти сведения прочитаны нами в книге “Занимательно о русском языке” (авторы Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э.).

2. Работа на доске.

Учащиеся получили карточки с индивидуальными заданиями: вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, объяснить закономерность в подборе слов, разобрать слова по составу.

Ученики на местах выполняют это же задание по вариантам.

Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3
впл.тную допоз.на и.пуганно
вес.ло опас.но ра.катисто
дог.ла безвкус.но бе.радостно
запр.сто в отмес.ку и.редка
нач.рно изус.но .начала
Карточка №4 Карточка №5 Карточка №6
раз.яренно пр.спокойно ре.ко
суб.ективно пр.творно дер.ко
об.ективно пр.мудро вприпры.ку
сер.езно пр.вольно навытя.ку
всеоб.емлюще пр.красно ро.ко

3. Проверка выполнения задания.

4. Предупредительный диктант.

Пересказать вкратце, очень внимательно, прочитан спешно, старательно обдуманный, радостно воспевая, удивительно талантливый, написан давно, результат вничью, слишком долго, сказал нарочно, далеко от дома, гораздо раньше.

- С какими частями речи сочетаются наречия?

- Дифференцируйте наречия по смысловым группам.

III. Наблюдение за ролью и употреблением наречий в тексте.

1. Краткая беседа о писателе Н.И.Сладкове, который посвятил свое творчество природе. (Рассказы Н.И. Сладкова читали и обсуждали на уроке литературы.)

2. Запись предложений под диктовку. (Все предложения взяты из рассказа писателя.)

Во Вселенной много удивительных планет, но одна из них совершенно сказочная. Когда на верхней её половине лето, на нижней – зима. Если справа день, то слева ночь. Сверху и снизу венчают планету два белых пятна. Куда ни посмотришь с одного, все будет юг, а с другого - всё север.

Ученые упорно копаются в лунной пыли, пытаясь найти в ней признаки жизни.

Мы будем трепетнее относиться к жизни на нашей Земле, сотканной из загадок.

3. Беседа с классом.

- О какой планете говорится в первых предложениях?

- Какими языковыми средствами писатель подчеркивает утверждение, что планета “совершенно сказочная”?

- Какими членами предложения являются наречия в предложениях?

- Что произойдет с предложениями, если из них убрать наречия? (В предложениях исчезнет обстоятельственное значение количества, времени, места… Некоторые предложения теряют смысл.)

IV. Знакомство с новым жанром – дневником. (Учащимся предстоит написать сочинение в жанре дневника.)

1. Объяснение учителя:

- На уроках русского языка и литературы мы знакомимся с произведениями разных жанров. Читая и обсуждая рассказы Н.И.Сладкова, узнали, что многие книги писателя написаны в форме дневниковых записей. (Повторение изученного об этом жанре. В “Школьном словаре литературных терминов” даются два значения термина “дневник” - 1. Систематические записи о событиях повседневной жизни, написанные для себя. Как предмет литературоведения рассматриваются дневники обычно крупных литераторов, представляющие не только биографический, но и научный, исторический, культурный интерес. 2. Литературные произведения, написанные в форме повседневных или просто более-менее регулярных записей, современных описываемым событиям, подлинных авторских или сочиненных автором от имени вымышленного героя.)

Демонстрируются произведения писателя, написанные в жанре дневника.

V. Лингвистический анализ текста.

1. Слово учителя:

- Мы не только отрабатываем навыки грамотного письма, но и учимся искусству чтения, внимательного, вдумчивого, которое становится как бы сотворчеством с автором. Читая сегодня рассказы Н.И.Сладкова, мы увидим, как живут наречия в тексте.

2. Чтение рассказа “Ноябрь”. (На партах лежат тексты рассказов “Ноябрь” и “Декабрь” из книги “Капли солнца”.)

3. Анализ текста рассказ “Ноябрь”.

- Определите тему и основную мысль рассказа.

- Определите стиль текста и тип речи.

- Какова композиция текста? (В рассказе три части,. Почти все предложения начинаются с красной строки; таким образом картина ноября складывается из множества деталей, как мозаика. Описание отдельных предметов обобщается в одну картину в конце второй части.)

- Как обобщает автор увиденное? (“Полузима – полуосень, полудень – полувечер.”)

- Какие глаголы употребляет писатель? (В первой части – сыплет, становится – глаголы настоящего времени несовершенного вида; в последней части рассказа – напутали, напетляли, прошагал, расписался – глаголы прошедшего времени совершенного вида. Глаголы в первой части помогают нам как бы стать участниками происходящего, глаголы в последней части завершают картину.)

- Какой цвет преобладает в описании природы?

- Как писатель рассказывает о тишине в природе?

- Какие средства художественной выразительности вы наблюдаете в этом тексте? (Учащиеся называют сравнения, олицетворения, эпитеты, пословицу, фразеологический оборот…, говорят о их роли в тексте.)

- Назовите синонимы, их роль.

- Назовите антонимы, их роль.

- Какие наречия употреблены в тексте? Какова их роль? (В первой части наречие “вокруг” помогает нам представить художественное пространство. В конце второй части наречий больше, они носят обобщающий характер.)

4. Обобщение.

(Учащиеся говорят о том, что, читая и анализируя текст, они рассматривают его как речевое произведение и стараются стать вдумчивыми и внимательными читателями. В тексте важно все: и цвет, и звук, и интонация. Важно, как он начинается, как заканчивается. Велика роль выразительных средств в тексте: они помогают автору более точно, ярко выразить мысли и чувства. Каждый текст неисчерпаем. И чем чаще, чем внимательней мы будем анализировать прочитанное, тем больше интересного и загадочного мы будем открывать в тексте. И все это поможет нам лучше постигать природу родного слова и научит создавать свои тексты.)

VI. Создание текста.

Учащимся предложено продолжить тему, начатую писателем, и поработать над созданием текста в форме дневниковых записей по теме “Первый снег”. При составлении предложений использовать наречия. В ходе работы ученики обращаются к рассказам Н.И.Сладкова “Ноябрь” и “Декабрь”. Рассматривается картина И.Попова “Первый снег”, проводится небольшая беседа по картине:

- Что изображено на картине?

- Какое эмоциональное состояние передано художником?

- Как цветовое решение картины помогает почувствовать настроение картины?

- Как композиция картины усиливает наши впечатления?

VII. Чтение предложений, составленных детьми. (Возможно устное составление рассказов.)

VIII. Итоги урока.

IX. Домашнее задание: сочинение в форе дневниковых записей (по картине И.Попова “Первый снег).

Литература

  1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – 2-е изд., доработ. – СПб.: отделение изд-ва “Просвещение”, 1995.
  2. Сладков Николай. Собрание сочинений в трех томах. Ленинград, “Детская литература”, 1987.