Интегрированное внеклассное занятие "Поморский фольклор"

Разделы: Музыка


Цели:

  1. Познакомить учащихся с поморским фольклором, национальными традициями и диалектом помор.
  2. Воспитать чувство причастности к судьбе родного края, ответственности за сохранение культурного и духовного наследия.
  3. Развить у учащихся творческие способности.

На все чудесные края,
Что за лесами, за морями,
Моё родное Заполярье
Не променяю в жизни я.
Лишь там прекраснее живётся,
Где есть отеческий порог.
Что мне на свете остаётся?

Семь расставаний,
Семь дорог,
Семь бесконечных дней недели,
Семь дуг, повисших над рекой,
Семь звёзд Медведицы на небе,
Семь гор над северной тайгой.

Всё это память днём и ночью
Хранит во сне и наяву,
Пока живу в сторонке отчей,
Пока живу,
Пока живу...

О.Воронова

Это стихотворение пронизано любовью к родному краю. Действительно, как можно не любить край, в котором столько загадочного... Где ещё можно встретить бесчисленное множество озёр и рек. Зимой увидеть красивейшие переливы северного сияния, где такие долгие, тёмные полярные ночи и ясные полярные дни? Конечно же у нас – на Севере!

Но только лишь любить край, в котором мы живём недостаточно, необходимо узнать о нём как можно больше.

Сегодня наше занятие поможет расширить ваши культурные познания о родном крае, познакомиться с национальными поморскими традициями, особенностями поморского говора.

Максим Горький говорил: “Помни, мира не узнаешь, не зная края своего”. Но сначала обратимся к истории.

К XII веке на берегах Волхова расцвёл замечательный русский город Великий Новгород. Среди торговых людей нет-нет да и слышалось таинственное слово “Тре”. Так новгородские купцы называли наш край и рассказывали, что обитатели Крайнего Севера “не имеют ни оружия, ни лошадей, трава – их пища, шкура – одежда, земля – постель. Но они считают себя счастливее всех тех, кто вздыхает над плугом, устаёт при постройке домов, мучается страхом за своё имущество и жаждой наживы”...

- А что же привозили новгородские купцы с Кольской земли? (Сёмгу, пушнину, моржовые клыки)

- Кто торговал с ними в то далёкое время? (Это были саами – самая древняя народность, среди проживающих на Кольском полуострове)

В то время русские крестьяне и ремесленники часто уходили с Новгородских земель от притеснений бояр и купцов. На богатой рыбой и зверем Кольской земле мечтали эти люди найти лучшую долю. Так в 1466 г. на берегу Белого моря появились первые русские поселения Умба и Варзуга, жителей этих поселений стали называть поморами.

Всего на Кольском полуострове проживает 26 народностей, среди них саами, коми, ненцы, чукчи, поморы... Каждая из них имеет свою культуру, а так же оказывают друг на друга влияние. Но каждая из народностей стремится сохранить свои обычаи и традиции, которые опираются на фольклор.

Нельзя не согласиться с К. Ушинским, назвавшим фольклор “опытом русской народной педагогики” и считавшим, что “состязаться с педагогическим гением народа невозможно”.

Действительно, обратившись к пословицам и поговоркам убеждаешься, что только талантливый педагог мог отлить в форму коротких изречений явления природы, хозяйственные предметы, наблюдения за трудовыми поцессами.

Пословицы, в силу того, что возникли они на бытовой основе, живут полнокровно, играя всеми своими красками, только в народной речи.

Как говорят в Поморье – можно судить по диалогу, который вы сейчас услышите, типичного для терских деревень:

Давайте вместе перенесёмся в терскую избу, где стоит печь, против окна – стол, на нём – самовар с лепёшками и ватрушками, густо намазанными сладкой квашеной морошкой. За столом сидит хозяйка.

ДИАЛОГ

Все герои диалога используют в разговоре поморский диалект

На пороге дома появляются занесённые снегом фигуры:

- Не мало ли Вас, не надо ли нас?

- Здравствуйте. Здравствуйте, проходите да хвастайте. Небось замёрзли?

Скидывайте скорее одежду-то, у нас тепло. Сейчас самоварчик поставлю. Гости раздеваются, усаживаются, начинается разговор.

- Ну, как Маланья? Как ребятишки? Все ли здоровы?

- Ничего, все здоровы. Маланья-то ещё потолстела, в дверь не пройдёт. Вот уж бабочку вдоль да поперёк бог не поберёг.

Самовар на столе. Хозяйка достаёт лепёшки, шаньги, ватрушки.

- Кушай, Федосьюшка, кушай, Танюша, – угощает хозяйка, чего беречь-то? Едомому товару недолог век.

- Спасибо, матушка, не потчуй, не трудись. Сказала – и ладно. Один раз дорог, не надо сорок.

Немало дал Север сказителей, подлинных художников слова и исполнения. Сегодня в гости к нам пришла Марфа Семёновна Крюкова.

- Марфа Семёновна, может быть расскажете нам сказку?

СКАЗКА

- Сказок я много умела, но не помню. Длинны, болыпи, дак, не помню. Ребята-та каждый вечер спокою не дали: “Бабушка, сказывай нам скаску.” Ну, вот, правда, я им сказывала.

Был-жил старик со старушкой. Жыли на тонюшки (жилище рыбаков). Ловили они рыпку. Рыпки наловили много и задумали поехать домой. Оставили на столе соли, хлеба и ложочку. Говорят, поедет какой человек, пройдены, прохожый, да, поест, поьёт. Ну вот и оставили. Уехали домой.

Прибежала Мышка – Коротеньки Ножки. Ета Мышка-Норушка сталош есь ету кромушку. Долгонько ела. Зделала лодочку. Поташыла ету лодочку и поехала по озёрышку.

Тут бежит Зайка-Побежайка и крычит: “Чьё это судёнышко по озеру бежит, да как его хозяина по имени зовут?” - “Мышка-Коротеньки Ножки, Толсты Стегоньця!” - “Пусти-ко меня в лодочку, по серёдочку!” - “Нет,- говорит Мышка - не пущу: ты меня съеш !” - “ Не съем, не съем. Пусти!”

Поехали трое. Ехали-ехали. Бежыт Медьветь-Кожомяка и крычит: “Чье это судёнышко по озеру бежыт, да как его хозяина по имени зовут?”

- “Мышка-Коротеньки Ножки, Толсты Стегоньця!” - “Пусти меня.” - “Нет, нет, ты меня съеш! Не пущу, не пущу!” Ну вот и не пустила. Огорцился Медьветь – поплыл к ним. Лапку набросил – лодочку роз, хэ-хэ, розломал. Мышка поплыла на бережок, Зайка и волк тожэ. А Медьветь-ко донышку. Вот и скаска фся. Большэ не умею!

Сказку-то я одну вспомнила, а загадок-то много знаю.

ЗАГАДКИ

Скупое дерево ягоды жалеет, потому краснеет. (Рябина)

У окна целый день стоит, шага не сделает. (Стол)

Кто спать ложится осенью, а просыпается весной. (Природа, медведь)

Лес бежит – земля дрожит. (Оленье стадо)

Горит без дров, без керосина, без дыма. (Солнце)

Без рук, без ног, а в небо лезет. (Дым)

Кто по снегу, по траве, носит дерево на голове. (Олень)

Не живой, а живого ловит (Капкан)

ПОСИДЕЛКИ

Три девушки и три парня сидят напротив друг друга. Девушки заняты рукоделием. Каждая из девушек обращается к своему парню.

1 девушка.

Я за прялицу схвацю
Да на беседу полетю
На беседе не сидится,
Лён куделя не пряетсе,
Нитки вьются – не вяжу,
Да всё на милого гляжу,
На степанушка, свет Иваныца.

Каждый из парней после слов девушки кланяется.

2 девушка.

На стуле да на бархате,
На ковре да красна золота,
Там сидел да добрый молодец,
Афанасий Васильевич,
Он сидел – от прямь зерькала.
Прямь заморьцького хрустальнего
Он желты кудри расчесывал,
Жемцюгам перевязывал.

Парень расчёсывает волосы, кланяется.

3 девушка.

Из-за города, города.
Выезжал добрый молодец,
Пантелей Пантелеевич,
На своём на добром на коне
На седёлышке бархатном.

Затем девушки поют частушки.

От крутого бережка
Лодочка отъехала,
Вы кажите дорогому,
Что на лов уехала.

Дроля к промыслу поехал,
Ночь была туманная.
Дроля клюшкой мне махал –
Прощай, моя желанная.

Не над морюшком ли зорюшка
Румяная встаёт?
Не моё ли красно солнышко
С путинушки плывёт?

Море, море, морюшко,
Золотое донышко,
Серебряны бережка,
Верните с промысла дружка.

После посиделок начинается гуляние. Молодёжь поёт песни, пляшет и водит хороводы.

Песня “Раз, два, люблю тебя”

Красна девица вила кудёрушки
да на реке оставила ведёрышки.
Раз, два, люблю тебя, люблю тебя,
Да на реке оставила ведёрышки.

Движения: девица подходит к парню и, коснувшись его головы платком, ведёт по кругу, встают парой, держась за платок. Над головами, на припев и проигрыш то же делают и остальные.

Скажи, мила, ненаглядная.
Да почему ты ненарядная.

Движения: каждая пара проходит в ручейке на куплет, припев и проигрыш, начиная с последней пары.

Потому не нарядился,
Что за водой поторопился.

Движения: начиная с первой пары, парень уводит девушку за платок на место и кланяется ей.

Европейский север нашей страны исстари богат талантами. Особую ценность составляет фольклор. Но особое место в фольклоре занимают обряды.

Обряды относятся к древнейшим элементам человеческой культуры. Их история свидетельствует о том, что потребность в художественно-символическом оформлении важных событий жизни общества и отдельных людей – это объективная потребность.

Сегодня речь пойдёт о самом древнем и любимейшем обряде не только для помор, но и для всех живущих на земле людей.

Так как поморы являются выходцами с Новгородских земель, то и в основе поморской свадьбы лежит русский свадебный обряд.

СВАДЬБА

Как драматическое действо, свадьба сложилась к середине XV века. Традиционно, последовательность свадебного обряда такова:

  1. Сватовство – когда выбирают невесту и засылают сватов.
  2. Рукобитие – сговор между родственниками о назначении дня свадьбы.
  3. Девичник – где невеста прощается с вольной жизнью.
  4. Венец – венчание.
  5. “Приводный стол”, к которому приглашают плакальщицу.

Свадьба в прошлом была не только самым ярким воспоминанием в жизни женщины, но и самым запоминающимся событием для всех (тех), кто принимал в ней участие.

Это был своего рода спектакль, который длился около недели.

Сейчас вы увидите эпизод, в котором показано, как поморы принимали гостей до свадьбы.

Сценка:

На столе самовар, угощения. Стук в дверь. Хозяйка открывает.

- Проходите-ко-ся, заходите-ко-ся, гостьюшки божоны, жаланная! Чай с дороги истомели с голоду, поди в дальной ознобилися с холоду. Вы разуйтеся, разболокайтеся, чайку пейте, разогревайтеся, на печь матушку повалитеся.

- А что вы не спрашиваетя, откуда мы, кто такие!

- А что спрашивать, дак. Надо будет – сами скажете, а не надобно – не раскажетё. Не обидемся, дак. Ну а кто такие – и так видать. Люди, целовеки, как мы. Вашо дело – по своему делу ездить, нашо дело – принять, накормить, отогреть, развеселить душу гостю, спать положить.

Всего на протяжении свадьбы пелось 64 песни, причём, на каждое свадебное действие приходилась своя песня.

Сейчас прозвучит поморская свадебная песня, которой восхваляют жениха и невесту.

Песня “Скачет спиця по полицям”

Скачет спиця по полицям,
Заскочила в коробицю,
Уж как все у нас белянки хорошенькие,
Одна у нас Настасья,
Заморася, запотрася,
Василий за ней ходит,
Брус мыла носит,
Котёл воды волочит,
Настасьюшке подносит!
Настасья, умойся,
Петровна, убелься.
Засветили свечку,
Вошли во горнечку,
Во горнечке столик,
На столике – коврик,
На коврике – юбка,
Настасья, голубка.
Стояла под венцем,
Да с Васильем молодцём!

Во время свадьбы гости развлекали друг друга не только песнями и прибаутками, но и играми. Поморская игра, которая называется “Козёл”, имеет следующие правила:

Игра “Козеёл”

Эх, шёл козёл дорогою,
Дорогою, дорогою,
Нашёл козу безрогую,
Безрогую козу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И горюшко размыкаем, размыкаем, коза!

Все игроки встают по кругу, в центре – ведущий. Игроки поют шуточную песню, а ведущий пятнает игроков. Когда в центре будет находиться нечётное количество игроков, звучит команда, по которой играющие в кругу должны разобраться по парам, оставшийся становится “козлом” и ведущим в дальнейшем.

Терский берег – своеобразный заповедник народного искусства. Население его было постоянным, поэтому можно обнаружить древнейшие бытовые и художественные традиции. Отдалённость от центра Русского государства, слабое влияние городской культуры, размеренная жизнь северной деревни помогли сохранить фольклор в его чистоте и первозданности.

Фольклор сопровождал человека от рождения до "могильной травы". Он пронизывал все его жизненные периоды и закреплялся в народной памяти.

Сегодня на занятии мы познакомились с особенностями говора помор, их песенной культурой и обрядами.