Сценарий литературно-музыкального утренника "Мы хотим, чтоб птицы пели!.."

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Подготовительная работа:

  1. Написание сочинений-обращений к людям от лица животных исчезающих видов. Тема: “ Мир прекрасен, пока мы живём!”.
  2. Конкурс рисунка на тему: “Моё любимое животное”.
  3. Конкурс фоторабот на тему: “Наши питомцы”.
  4. Чтение рассказов о животных.
  5. Разучивание песен, звучащих в утреннике.

Оформление зала:

1.Визуальный ряд

  • Стенд с детскими сочинениями.
  • На стенах зала газеты с детскими рисунками и фотографиями питомцев.
  • Плакаты о том, как нельзя себя вести в лесу.
  • Стенд с книгами русских писателей о природе.

2.Музыкальное оформление

  • Запись с голосами птиц.
  • Фоновое оформление (тревожная музыка).
  • Песни (тексты песен см. Приложение 1.).

3.Оборудование

  • Магнитофон или проигрыватель для воспроизведения голосов птиц.
  • Экран и проектор для демонстрации слайдов.

4.Костюмы

  • Костюм льва (грива, корона, плащ).
  • Костюм кошки (шапочка с ушками, манишка, хвостик).

Ход утренника

Звучит пластинка “Голоса птиц”.

Слайды о природе.

1-й ученик: Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

2-й ученик: Здравствуйте, леса, реки, моря и озёра! Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

3-й ученик: Если б человек вот так вот здоровался не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше уже никогда не увидим. Люди уничтожили их.

Звучит тревожная музыка.

4-й ученик: Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или меха, кто-то хочет поохотиться в своё удовольствие, кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается.

5-й ученик: Жизнь на планете Земля не возможна без чистого воздуха, прозрачной воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листвы.

6-й ученик: Всё это щедро даёт нам природа. А взамен просит только бережного доброго отношения.

1-й ученик: К сожалению ни растения, ни животные не могут говорить. А если бы могли? Давайте пофантазируем, чтобы нам сказал царь зверей –ЛЕВ.

Монолог царя зверей

В катакомбах музея
        Пылится пастушья свирель,
Бивень мамонта,
Зуб кашалота
И прочие цацки…
Человек!
Ты послушай царя
        Терпеливых зверей
И прости, что слова мои
Будут звучать не по-царски.
Я - последний из львов
Но пускай за меня говорят –
Лань в объятьях капкана,
Ползучего смога громадность.
И дельфинья семья,
        За которой охотился ты,
Чтоб развеяться малость.
Пусть тебе повстречается голубь,
        Хлебнувший отрав,
Муравейник сожжённый,
Разрытые норы барсучьи,
Оглушённая сёмга,
Дрожащий от страха жираф,
И подстреленный лебедь, и чайки по горло в мазуте.
Пусть они голосят, вопрошая карающий век.
Пусть они стороною обходят любую машину…
Ты – бесспорно – вершина природы, мой брат человек.
Только где и когда ты встречал
        Без подножья вершину?
Ты командуешь миром.
Пророчишь. Стоишь у руля.
Ты – хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем.
Но без нас,- ты представь!
        Разве будет землёю земля?
Но без нас, - ты пойми! –
Разве море останется морем?
Будут жить на бетонном безмолвье одни слизняки.
Океан разольётся огромной протухшею лужей!
Я тебя не пугаю.
Но очень уж сети крепки.
И растёт скорострельность
        Твоих замечательных ружей.
Так устроена жизнь.
Мы поладить с тобой не смогли.
Нашу поступь неслышную
Тихие сумерки спрячут.
Мы уходим в историю
        Этой печальной земли.
Человечьи детёныши
        Вспомнят о нас
    И заплачут…
Мы - пушистые глыбы тепла,
Мы – живое зверьё
Может правда, что день ото дня мир становится злее!..
Вот глядит на тебя
Поредевшее царство моё.
Не мигая, глядит.
        И почти ни о чём не жалея.
И совсем ничего не прося.
Ни за что не коря.
Видно, в хоботы, ласты и когти судьба не даётся…
Я с седеющей гривы срываю корону царя!
И реву от бессилья…
А что мне ещё остаётся?
(Р.Рождественский.)

Песня “Просьба”.

На фоне тревожной музыки идет чтение 2-3 сочинений детей “Мир прекрасен, пока мы живём!”

1-й ученик: За последние 150 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц, 25 тысяч видов высших растений планеты на грани уничтожения.

2-й ученик: За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений. Многие животные и растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет-символ опасности.

3-й ученик:

Красная книга - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно,
Книга Красная! Красная книга.

4-й ученик: А что можем сделать мы, дети?

5-й ученик: Помогать птицам, строить кормушки и домики, беречь растения, правильно вести себя в лесу.

6-й ученик:

Лес наш сказочно богат.
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
А Васю – хворостинкой!

1-й ученик: Почему Васю хворостинкой?

На стендах плакаты и слайды о том, как нельзя вести себя в лесу.Идет беседа (обращение к залу).

2-й ученик:

Что ты тискаешь утёнка?
Он малыш, а ты большой.
Ишь, задравши головёнку
Рвётся прочь он всей душой.

Ты представь такую штуку –
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черёд.

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!

Ты снеси утёнка к утке,
Пусть идёт купаться в пруд.
Руки мальчика не шутки,
Чуть притиснешь – и капут!
(С.Чёрный.)

3-й ученик: Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе.

4-й ученик:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты,
И не будет красоты…

5-й ученик:

Давай пройдёмся медленно по лугу
И, здравствуй, скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Дети исполняют песню “Подорожник”.

6-й ученик: Мы любим своих домашних питомцев(показывает на газету), но вокруг много бездомных животных: кошек, собак. И в этом виноваты мы, люди.

Инсценировка

Однажды я встретил бездомную кошку.

-Как Ваши дела?

-Ничего, понемножку…

-Я слышал, что Вы тяжело заболели?

-Болела…

-Так значит лежали в постели?

-Лежала на улице много недель-

Бездомной ,мне некуда ставить постель…

Подумал я: “Странно, что в мире огромном

Нет места собакам и кошкам бездомным”.

Дети исполняют песню “Не дразните собак”.

1-й ученик: Многие русские писатели, чьи книги вы видите на этом стенде: Чарушин, Бианки, Паустовский, Пришвин, Скребицкий и другие,- писали о природе, о животных, растениях. Они зовут нас любить и защищать природу, охранять её от злых людей.

2-й ученик: М.М.Пришвин обращаясь к детям сказал: “Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!..

Дети исполняют песню о Родине.После этого дети читают стихотворение, каждый по одной строчке:

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь.

Исполняется заключительная песня “Чибис”.

Приложение.