Береги свой дом! Будь экономным!

Разделы: Начальная школа


Тема: «Береги свой дом! Будь экономным!».

Цели:

  • познакомить учащихся с правилами пользования электрическими и газовыми приборами, с опасностями, которым подвергаются люди, нарушающие эти правила;
  • развивать речь, мышление, память;
  • воспитывать умение вести себя в чрезвычайных ситуациях.

ХОД УРОКА

Учащиеся поворачиваются друг к другу лицом, берутся за руки и произносят хором слова.

I. Организационный момент

Мы улыбаемся миру,
Мир улыбается нам
Всем людям планеты
Мы дарим улыбку
И хорошее настроение.

II. Постановка целей и задач

–  Тема нашего урока зашифрована. Вам нужно соотнести графические изображения с буквами. (Приложение 1)
– Прочитайте тему урока!
– Чему будем учиться на уроке?
– Опираясь на графические символы, скажите, от чего будем учиться беречь свой дом?

III.  Проверка домашнего задания

– Но прежде чем перейти к новой теме, мы вспомним то, чему научились на пошлом уроке! Мы вспомним, как строятся дома, и построим свой дом.
– Пока мы будем строить наш дом, (…) составят рассказ по картинкам о городских домах, сельских домах и о юрте. (Названные учащиеся готовят самостоятельно рассказ по предложенным картинкам.)

Как все члены семьи, жильцы должны содержать свой дом?

– С чего начинается постройка городского этажного дома?
– Кто затем берется за работу?
– Что они делают?
– Чем заливают котлован?
–  Строители заложили фундамент. И  мы попробуем заложить фундамент нашего дома! Но прежде должны ответить на вопросы.

– А знаете ли вы свой адрес?
– Зачем надо знать свой адрес?

– Фундамент уже есть. Что дальше?
– Поставим стены нашему дому.
– Фундамент есть, стоят стены, чего не хватает?
– Поставим крышу.

– Наш дом готов. Мы дружно его строили. А теперь послушаем рассказ о… (городе, селе, юрте)

IV. Работа над темой

Мы построили замечательный дом. Каждый человек любит свой дом. Но для того, чтобы жилище долго нам служило, мы должны научиться беречь его. Сегодня поговорим о правилах безопасности при пользовании электроприборами, газом, водой. Слушайте внимательно и запоминайте, в конце урока будет проведён тест.
Когда строители построили дом, маляры оклеили стены обоями, все покрасили, за работу принимаются газовщики. Они проводят в каждую квартиру газ, устанавливают газовые плиты.
В обыденной жизни газом чаще всего называют метан. Получают его из подземных газовых месторождений. В Казахстане такие месторождения находятся в Прикаспийской низменности, на полуострове Мангыстау.
После очистки газ подают по трубопроводам на заводы и в жилые дома.

V. Работа по учебнику (с. 118)

Подготовленный ученик читает отрывок о газе.

– Мы сейчас прочитали отрывок, в котором рассказывается о газе. Какие бы вы вопросы задали своим одноклассникам?
– Какого цвета и запаха газ, который поступает в квартиры?
– Что произойдёт, если кран оставить открытым?
– Если вы почувствовали в квартире запах газа, нужно срочно позвонить по телефону 04. Ни в коем случае нельзя зажигать спички, включать свет. Нужно открыть окно, закрыть кран газа. Запомните, от правильности выполнения действий зависит жизнь и здоровье, как ваше, так и десятков людей, живущих рядом с вами.
Запомнить нужно основное правило пользования газовой плитой.

НЕ УМЕЕШЬ – НЕ ПОЛЬЗУЙСЯ!

– Кто умеет пользоваться газовой плитой?
– С чего будешь начинать?

– Итак, в нашем доме провели газ, которым нужно пользоваться очень осторожно.

– Далее приходят сантехники и проводят трубы. По ним течёт то, без чего человек прожить не сможет.

Если руки ваши в ваксе
Если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…

VI. Физминутка

Льётся чистая водица
Мы умеем сами мыться
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши
После вытремся по-суше.

– Для чего нужна вода?
– Человеку, животным, растениям нужна чистая, природная вода. А если реки, пруды и озёра засоряются, то вода становится вредной, её нельзя пить, ею нельзя поливать. В загрязнённой воде гибнет рыба, по берегам чахнут растения.
–  Мы должны прислушиваться к призыву?

ЭКОНОМЬТЕ ВОДУ! ЕЁ ЗАПАСЫ НЕ БЕЗГРАНИЧНЫ!

VII. Работа по учебнику (с. 118)

Чтение цепочкой.

– А знаете ли вы, что за 1 минуту из неплотно закрытого крана вытекает 110 капель воды, а в час – 600грамм, за сутки – 60 литров воды. А 1 человеку в сутки требуется примерно 100 литров (включая приготовление пищи, умывание, душ, стирку белья).
– Кто знает, что нужно делать, если у вас дома случился прорыв водопровода.

  –  В нашем доме уже есть газ, водопровод, нам осталось провести… А вот что, мы узнаем, разгадав кроссворд.

img1.gif (17321 bytes)

1. В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу
На дворе стоит жара
В сундучище холода   (Холодильник)

2. Идёт паровоз
То назад, то вперёд
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать. (Утюг)

3. Как начнёт говорить, разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать.  (Чайник)

4. Есть у нас в квартире робот
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер ТУ.   (Пылесос)

5. Живёт в нём вся вселенная
А вещь обыкновенная.  (Телевизор)

6. Ей набили мясом рот,
И она его жуёт,
Жуёт, жуёт и не глотает –
В тарелку отправляет.  (Мясорубка)

– Так что провели в нашем доме?
– Кто проводит электричество?
– Как назвать, одним словом все перечисленные приборы?
– Почему?
– Какое значение они имеют для нас?
– Что произойдёт, если прибор неисправен или его забыли выключить?
– Кто является виновником пожаров?

ЗАПОМНИТЬ ТВЁРДО НУЖНО НАМ – ПОЖАР НЕ ВОЗНИКАЕТ САМ! (В. Маяковский)

Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин,
В часть к пожарным « 01».

VIII. Игра « Вызов пожарных»

К телефону вызывается ученик.

– Как ты будешь вызывать пожарных, если у тебя возник пожар?

  • Позвонить
  • Чётко доложить что случилось.
  • Кто говорит.
  • Адрес.
  • Номер телефона.
  • На каком этаже живёте.

Сообщать всё нужно быстро, без запинок.

– Сегодня вы научились вызывать пожарную команду, но лучше свой дом беречь и от утечки газа, и от прорыва водопровода, и от пожаров.

IX. Закрепление

– А сейчас проверим, как вы запомнили всё, о чём говорили на уроке и проведём тест. Если вы согласны с утверждением, то вы  отвечаете « да», и ставите «+»,  если  не согласны, то отвечаете «нет», и ставите «–».

ТЕСТ

  1. Газ бесцветен, но имеет резкий запах.
  2. Газ ядовит, может воспламениться и взорваться.
  3. Водопроводный кран не надо плотно закрывать, пусть постоянно капает вода: её же много.
  4. Если произошла утечка газа, нужно быстро позвонить по телефону «04».
  5. Без воды человек может легко прожить. Она не нужна ни человеку, ни животным, ни растениям

X. Взаимопроверка

« +  + – + – »

– Встаньте, кто получил «5».

XI. Сообщение домашнего задания

– По проведённым тестам мы увидели, что некоторые дети научились беречь свой дом. Им будет такое домашнее задание. Вам нужно сочинить сказку о воде, огне и газе (по рядам)
– Те, кто получил 4 и 3, дома ещё раз прочитают текст в учебнике.

XII. Итог урока

В нашем доме может неожиданно возникнуть пожар, произойти авария водопровода, или утечка газа. Чтобы не растеряться в этих случаях (особенно если дома нет взрослых), надо хорошо запомнить, как правильно действовать. Берегите свой дом! Будьте экономными!