В разнообразии приставок таится разнообразие смысла

Разделы: Русский язык


Цель: выявление семантической роли приставок и закрепление их правописания на основе фрагментов произведений А.С.Пушкина.

Обучающие задачи:

  • показать семантику приставок в тексте, используя пространственные модели;
  • закрепить правописание приставок, оканчивающихся на согласные З–С, приставок ПРЕ-, ПРИ-, написание И–Ы в корне после приставок и неизменяемых на письме приставок;
  • повторить морфемный состав слов.

Развивающие задачи: развивать вдумчивое чтение; орфографическую зоркость; творческое мышление; связную устную и письменную речь учащихся.

Воспитывающие задачи: воспитывать любовь к слову, умение видеть прекрасное в художественной речи.

Оборудование: карточки с текстами; пространственные модели, репродукции картин.

Формы, методы и приемы, используемые на уроке.

Текстовый материал представляет собой отрывки из программных произведений А.С.Пушкина. Эти фрагменты можно объединить темой “Метель”.

План урока.

1. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока. Беседа. Постановка проблемного вопроса.

2. Работа с прозаическим текстом. Наблюдение над ролью приставки в тексте. Выразительное чтение отрывка. Словесное рисование. Лингвистический эксперимент. Запись текста с комментированием. Морфемный разбор слова.

3. Работа с поэтическим текстом. Анализ отрывка. Игра “День – ночь”. Чтение наизусть.

4. Проверка орфографической грамотности. Перфокарты.

5. Подведение итогов урока. Проблемный вопрос.

6. Домашнее задание и оценивание. Сочинение-миниатюра.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.

- Сегодня я приглашаю вас прикоснуться к тайне искусства создания слова. На предыдущих уроках мы изучали правописание приставок. Темой нашего урока я взяла слова К.И.Чуковского.

(Читает один ученик)

“В разнообразии приставок таится разнообразие смысла”.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Можете вы объяснить сейчас, о какой тайне идет речь?

(Дети высказывают предположения. В русском языке очень много приставок. В зависимости от того, какую приставку мы используем, меняется смысл слова)

- Вот эту тайну и постараемся разгадать.

- Запишите дату и тему урока.

(Учащиеся объясняют знакомые орфограммы)

2. Работа с прозаическим текстом.

Выразительное чтение отрывка. Наблюдение над ролью приставки.

- Перед вами отрывок из повести “Метель” А.С.Пушкина.

(Читает ученик)

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер, и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой; сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления.

- Какое настроение передается в этом тексте? (Передается тревожное, мрачное настроение. Герой беспокоится)

- Какую картину вы представили? (Словесное рисование)

- Какая из репродукций соответствует прочитанному фрагменту?

- Насколько художник смог передать состояние природы? Объясните свое мнение. (Вызывает чувство тревоги, художник показывает природную стихию)

- К какому типу речи относится данный текст? Назовите формальные признаки.

- Любование искусством может быть не только зрительным, можно любоваться и мастерством слова.

Лингвистический эксперимент.

- В каком слове встречается приставка, соответствующая пространственной модели: (это слово взвидел).

- Вам знакомы слова с такой приставкой? (Взбирается, взвалил, взлетел. Приставка вз- придает слову значение “устремленность вверх” )

- А в слове взвидел приставка вз- имеет такое же пространственное значение? (Нет. В данном слове приставка передает внезапность, неожиданность действия)

- Проведем эксперимент: замените приставку этого глагола в предложении. (…он ничего не увидел)

- Что изменилось? (Приставка у- обозначает только действие объекта, а приставка вз- передает еще и состояние героя, его настроение: неожиданность, тревогу, чувство опасности, неудобства, существует выражение “света белого не взвидел”)

Запись текста с комментированием.

- Запишите этот текст и графически обозначьте приставки. (Пишут с комментированием, объясняют правописание приставок)

Морфемный разбор слова.

- Интересно по своей структуре и слово “опрокидывались”. Сделайте морфемный разбор слова. (Один ученик у доски, остальные в тетради)

- Вот как мастер обыкновенными словами может создать необыкновенную картину.

3. Работа с поэтическим текстом.

- Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Бесы” и определите на слух, сколько здесь слов с приставками?

Игра “День –ночь”.

Дети закрывают глаза и внимательно слушают учителя.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий.
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне!

- Сколько здесь слов с приставками?

- Назовите эти слова. (Невидимкою, освещает, надрывая, беспредельной.) Объясните орфограммы в словах, запишите.

- На что указывает приставка о- в слове освещает? (Луна освещает все вокруг)

- Но луна-то невидимка…

- Какую картину представили? (Словесное рисование)

- Какая репродукция подходит к этому фрагменту?

- Запишите синонимы к слову беспредельный. Объясните правописание приставок: бескрайний, безграничный, бесконечный.

Физкультурная пауза

- Вы знаете, как в математике обозначается знак бесконечности. Скрепите пальцы обеих рук. Нарисуем знак бесконечности ваших знаний, следите глазами за движениями рук. А теперь описываем знак бесконечности всем телом.

- Какие пушкинские строки вам напомнило это стихотворение?

Чтение наизусть.

Один ученик рассказывает стихотворение наизусть (изучали на уроке литературы).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя;
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Учитель открывает запись текста на доске.

- Посчитайте количество слов с приставками в этом отрывке. Что вам показалось необычным? (Многие слова с приставкой за-)

- Почему автор использует одинаковую приставку? Ведь мы уже убедились, что А.С.Пушкин очень внимательно относится к слову. Попробуем вновь заменить приставку в слове застучит. (Постучит, т.е. слегка; застучит, т.е. громко, внезапно. Приставка передает неожиданность и внезапность. Человеку страшно сидеть дома и слушать разбушевавшуюся за окном вьюгу. Приставка вновь помогает передать состояние человека)

4. Проверка орфографической грамотности. (Перфокарты)

Пр..красный

Ра..стилается

Ра..горается

Н..погода

(с-, з-)..бились

Пр..чудливый

П..земка

Раз..гралось

Бе..шумно

5. Подведение итогов урока.

- Как бы вы теперь объяснили слова Чуковского? (Приставка – это словообразовательная часть слова. Каждая приставка несет в себе определенное значение. Приставка помогает передать смысл. В художественном тексте важно точно подобрать каждое слово)

6. Домашнее задание и оценивание.

- Получив урок мастерства у великого писателя, дома составьте свой текст по теме “Метель”, постарайтесь использовать снежные слова с приставками.

- А в конце нашего урока хочу поблагодарить вас за хорошую работу и пожелать вам “узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа”.

Материалы для работы с учащимися

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер, и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой; сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления.

А.С.Пушкин

 Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий.
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне!

А.С.Пушкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя;
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

А.С.Пушкин

Пр..красный

Ра..стилается

Ра..горается

Н..погода

(с-, з-)..бились

Пр..чудливый

П..земка

Раз..гралось

Бе..шумно

Творческие работы учащихся

Написанные мини-сочинения отличались разнообразием форм и жанров. Четыре ученика составили стихотворения по теме “Метель”. Интересные пейзажные зарисовки, сказки и рассказы представили остальные учащиеся. Часть ребят сделали иллюстрации к своим текстам.

Вот некоторые из ученических работ.

Разгулялась непогода,
Поднялась метель.
То завьюжит, то завоет,
Словно страшный зверь.

Никитин Александр

 Наступил вечер. Вдруг подул холодный ветер. Внезапно поднялась буря, и повалили большие колючие хлопья снега. Звери спрятались в своих норах, но резкие порывы леденящего ветра пронизывали их толстые шубки. Вокруг было страшно и холодно. Казалось, что эта метель никогда не закончится, никогда больше не будет светить солнце, играя разноцветными огоньками на поверхности пушистого снега. Казалось, что всегда будет так же боязно, как и сейчас… Но метель не бесконечна. Она прекратилась, как только первые лучи солнца коснулись земли. Старик-ветер затих, снежинки стали размеренно и устало падать на землю. Все снова ожило и радовалось хорошей погоде.

Хафизова Яна

День клонился к вечеру. Дети, вдоволь накатавшись на горках, стали возвращаться домой. Внезапный порыв холодного ветра заставил Алешу поторопиться. Он заметил, как небо отяжелело от туч и мутная мгла окутала город. Новый порыв сильного ветра сбил маленького мальчика с ног. Поднялась метель. Продрогшей рукой бедняжка схватился за санки и, опустив голову, прижался к ним. Буря была невыносимо страшной, но через какое-то время она прекратилась. Мальчик поднял голову и увидел свой дом. Быстро встал, отряхнулся, схватил санки и побежал по занесенной снегом дорожке.

Татарова Анна