Конспект урока по теме "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ"

Разделы: Музыка


Цель урока: Закрепить полученные учащимися на прошлых уроках знания о чешской и венгерской музыке и познакомить с музыкой Италии.

Задачи:

  • обогащение представлений учащихся об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства разных народов мира;
  • развитие и активное накопление интонационно-слухового запаса учащихся;
  • развитие и обогащение исполнительских возможностей учащихся и их музыкальной культуры;
  • воспитание у школьников интереса, любви и уважения к музыкальной и общей культуре народов мира.

Оборудование:

  • фортепиано;
  • музыкальный центр;
  • телевизор и видеоаппаратура;
  • фонохрестоматия к урокам, 4 класс;
  • географическая карта мира;
  • портреты композиторов и исполнителей;
  • голуби (техника оригами);
  • репродукции с изображением видов Венеции.

Музыкальный материал:

Венгерский танец “Чардаш” из оперы” З. Кодай “Хари Янош”, “Полька” (чешская народная песня-танец), “Неаполитанская песенка” П. Чайковского, “Венецианская ночь” М.Глинки, “Летите, голуби” И. Дунаевского, песни в исполнении Робертино Лоретти, “Санта-Лючия” (итальянская народная песня)

Тип урока: углубление в тему.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Вход в класс под музыку песни “Летите, голуби” И.Дунаевского.

2. Музыкальное приветствие.

II. Повторение и закрепление пройденного.

Учитель:

– В какие страны мира мы с вами совершали музыкальное путешествие на предыдущих уроках? /С музыкой Америки, Болгарии, Норвегии, Чехии, Венгрии (показывают на карте)/

– Послушайте, пожалуйста, фрагменты музыкальных произведений.

(Учащиеся слушают и узнают венгерский народный танец “Чардаш”, чешскую народную песню-танец “Польку”)

– Есть ли сходства и различия между музыкой этих народов и музыкой русского народа? / Да/

– Какие?

(Учащиеся называют характерные средства выразительности чешской и венгерской танцевальной музыки – синкопированный ритм в чешской “Польке” и венгерском “Чардаше”, особые необычные интонации; торжественное звучание, упругий ритм, двухдольный размер и наличие двух частей (медленной и быстрой) в венгерской танцевальной музыке, сходство с народным зажигательным танцем “Молдавеняска”)

Исполнение “Польки”, прохлопывая ритм и обыгрывая текст.

Учитель:

– Молодцы! Весело, задорно и радостно исполнили “Польку”. А сейчас назовите имя композитора, написавшего эту музыку.

(Звучат фрагменты песен И.Дунаевского “Песенка о капитане”, “Веселый ветер” или какие-либо другие произведения, наиболее известные учащимся. Затем учитель исполняет фрагмент песни “Летите, голуби”, после чего дети узнают в нем музыку, звучавшую при входе в класс)

– Какая это песня по характеру? /Красивая, мягкая, спокойная, плавная и т.д./

– Сегодня мы с вами разучим начало песни.

(Разучивание и исполнение попевки с привлечением образных движений – взмахи руками, имитирующими взмахи крыльев птиц).

– О чем поется в песне? /О голубях, о мире/

– Верно. А что олицетворяет голубь, что это за птица? /Мир, добро, доверие, нежность и т. д./

– Вы замечательно исполнили попевку, и я дарю вам маленьких голубей, с которыми мы продолжим путешествовать дальше. Итак, полетели!

Под музыку “Летите голуби” учащимся раздаются голуби (техника оригами)

III. Углубление в тему

Учитель:

– А перенесут нас голуби в далекую солнечную Италию. /Показать на карте/

– Большая часть Италии расположена на Апеннинском полуострове, в центральной области Средиземноморья. Эти богатейшие земли с древности притягивали к себе народы из других регионов. Здесь строились, расцветали и угасали прекрасные города. Вклад, который внесли итальянцы в европейскую и мировую культуру, переоценить невозможно. Уже много веков созданные ими шедевры архитектуры, живописи, музыки и литературы восхищают человечество.

Природа Италии (ослепительно-лазурное небо, изумрудная зелень рощ, кристально-прозрачные альпийские озера, сиреневый на закате конус Везувия) воспета в прозе и поэзии, о ней сложено много песен.

– Италия-страна, где очень любили и любят пение, где родились и жили многие прославленные певцы. Может быть, кто-нибудь из вас слышал итальянское слово бельканто, что в переводе означает “прекрасное пение”, т. е. для бельканто характерны распевность, мелодичность вокального исполнения, красота звучания.

– Яркий пример бельканто – голос знаменитого итальянского певца Робертино Лоретти.

Слушание песни в его исполнении

Учитель:

– Русские композиторы, художники и писатели всегда интересовались жизнью, бытом, литературой и музыкой народов других стран мира. Многие русские композиторы и музыканты бывали в Италии. Был в Италии П.И.Чайковский (мы уже знаем его “Неаполитанскую песенку”) /Наиграть/.

– Был в Италии и М.И. Глинка. Он с живым интересом впитывал впечатления, связанные с музыкой, природой, бытом этого народа, записывал народные мелодии, а иногда и сочинял в духе народных мелодий. (Мы уже знаем его произведение, “выросшее” из испанского народного танца, написанное после путешествия по Испании). /Вспомнить “Арагонскую хоту”/

– Сейчас прозвучит одно из самых красивых его “итальянских” сочинений-романс для голоса с фортепиано “Венецианская ночь”.

Венеция-самый уникальный, удивительный город мира. Исторический центр его расположен в 4 км от материка, с которым он соединен длинным мостом. Улицами в Венеции служат 150 каналов. Большой канал, длина которого 3,8 км, а ширина 30-70 м, делит весь город на две части: исторический центр и промышленно-торговую часть, а в него, как реки, впадают каналы поменьше. Общее число переброшенных через них мостов-около 400. До середины XIX века единственным видом транспорта были гондолы- лодки с грациозно изогнутыми носами и длинным веслом на корме. /Показ репродукций с изображением видов Венеции/.

Среди лодочников-гондольеров много хороших певцов и поют они прекрасные песни. В духе таких песен Глинка и написал свою “Венецианскую ночь”.

Слушание романса “Венецианская ночь”

– Какой характер у этого произведения? /Мягкий, спокойный, плавный, лиричный и т.д./

– Какой голос исполняет романс? /Тенор-высокий мужской голос/

– Какие средства музыкальной выразительности придают музыке такой характер? /Размеренный ритм, повторяющееся однообразное сопровождение. Изобразительный момент: как будто слышится легкое покачивание волн, легкое звучание тенора/

Все эти средства характерны для баркаролы, что означает “песнь на воде”

– Мы послушали романс в исполнении певца из Прибалтики – В. Норейка. Это еще раз подтверждает мысль о том, что очень глубока связь между музыкой разных народов: русский композитор сочинил мелодию в духе итальянской, а исполнил ее певец из Прибалтики.

– Вы знаете, что в нашем Лицее, уже много лет существует сводный хор учителей и учащихся и в его репертуаре есть романс “Венецианская ночь”.

– Давайте посмотрим и послушаем /Просмотр записи/

– Чем отличается исполнение от исполнения хора? /Многоголосием/

IV. Обобщение

– В какую страну мира мы сегодня совершили музыкальное путешествие? /В Италию/

– Какой вывод мы можем сделать и как обозначим тему урока?/Между музыкой народа Италии и музыкой русского народа нет непереходимых границ”

– А как называется тема четверти? /“Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ”/

– Музыкальное путешествие в другие страны мира мы с вами продолжим на следующих уроках, а сегодняшнее путешествие, давайте завершим исполнением итальянской народной песни “Санта-Лючия” /Исполнение с солистами и хором/

Выход из класса под музыку И. Дунаевского “Летите, голуби”