Школьный литературный клуб в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся

Разделы: Внеклассная работа


Годы поиска путей совершенствования воспитательного процесса внесли много смуты в умы педагогов. И все же именно эти годы дали каждому из нас возможность выбора, а ситуация выбора предполагает творчество в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Очевидно, что литература помогает ощутить радость бытия, понять и пережить бесконечность мира и осознать сложность связей и отношений личности и этого мира. В любой педагогической системе важны чёткость и осуществимость поставленной цели, органическое взаимодействие её воспитательного и образовательного элементов, чёткие связи её отдельных звеньев.

В основе концепции образовательного процесса МОУ “Любинская средняя общеобразовательная школа № 1” - признание необходимости включения старшеклассников в процесс воспитания через возможность совершать выбор содержания и вида деятельности, приобретать необходимый жизненный опыт в диалоге-сотрудничестве с педагогом и сверстниками, в поиске нестандартных решений. Мой опыт показал, что наиболее эффективно процесс воспитания и обучения осуществляется при помощи организованных форм деятельности внешнепартнёрских связей. Литературный клуб при школе- это основное средство воспитания обучающихся в моей педагогической практике. Активно сотрудничая с центральной районной библиотекой, с 1996 года неофициально, а с 2001 года- официально признан клуб “Поэтика” на базе МОУ “Любинская средняя общеобразовательная школа № 1” и Центральной районной библиотеки Любинского района Омской области.

В силу присущих и широко используемых форм работы, клуб оказывает интеллектуальное и эмоциональное влияние на старшеклассников, способствует духовному росту обучающихся. Пропедевтика начиналась с детской центральной библиотеки, где был создан клуб “Книжонок” и обучающиеся 5-9 классов познакомились с различными формами: музыкально- литературная композиция, встреча с поэтами, шоу-викторина, дискуссия и т.д.- демократичность, самодеятельный характер клуба позволял среднему школьному возрасту проявить инициативу, творчество, особую, самостоятельную ценность представляет здесь общение со сверстниками- что защищает от меланхолии одиночества, прививает вкус к общественным делам. Но чтобы грамотно организовать деятельность клуба старшеклассников и успешно руководить им, надо знать характерные признаки, формы работы. И в этом нам помог (ныне методист Центральной районной библиотеки- Швайцер Людмила Николаевна) грамотный библиотекарь. Ведь организационная структура клуба состоит из пяти компонентов: руководитель, совет клуба, инициативная группа, члены клуба (закрытый), объект воздействия. Каждый из перечисленных играет здесь определенную роль, выполняет свойственные ему функции, но не изолированно, а в функциональной зависимости и во взаимосвязи с другими компонентами.

Процесс интеграции внешнепартнёрских связей с Центральной районной библиотекой Любинского района- процесс закономерный, поскольку сегодня, действуя лишь самостоятельно, школе (работающий в две смены) и библиотеке в период информационных технологий всё труднее удовлетворять возросшие духовные потребности и методики обучающихся, эффективно решать воспитательные задачи. Работа литературного клуба в условиях нашего посёлка (р.п. Любинский), осуществляемая при участии нескольких организаций, учреждений (райспорткомитет, центральная районная больница, краеведческий музей им. И.С. Коровкина), отличается большим разнообразием и действенностью. Примером может служить наш клуб “Поэтика”. На ежемесячных заседаниях присутствует 25-30 человек. Через различные формы проведения наших встреч: вечер поэзии, литературный час, встреча с интересными людьми района, области (писатели, поэты, краеведы, ветераны войны ветераны войны и труда, спортивные деятели и т.д.) прошло более двухсот обучающихся (1996-2006г.г.). К каждому из этих мероприятий библиотека готовила выставки, обзоры книг, рекомендательные списки литературы, музыкальное сопровождение. Из трёх-четырёх одно отводится главной теме года. Так в этом учебном году (2006г.)- знакомство с великим деятелем культуры- Д.С. Лихачевым. Знакомство с эталоном культуры ХХ века, а в его трудах и с культурой прошлых веков помогает глубже осмыслить окружающую действительность.

Известно, что из наследия прошлого каждое новое поколение усваивает, прежде всего, то, что созвучно его времени. Этот уходящий был объявлен годом гуманитарных наук, культуры и образования. 4 ноября 2006г. в День народного единства президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что “2007 год мы проведем, как год русского языка”.

В 11 гуманитарном классе есть свои начинающие поэты и прозаики. Начинающие поэты читают свои стихи на литературных вечерах, торжественных мероприятиях, являются лауреатами НОУ (2005 г.) секция “Литературное творчество” (Иваненко Сергей). Заседания клуба посвящены вопросам нравственного воспитания. Члены клуба прочитали много интересных книг, слушали лекции, беседы, сопровождающиеся просмотром альбомов, репродукций, слайдов: не раз побывали в Любинском историко-краеведческом музее им. И.С. Коровкина, в Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля. Яркие впечатления от отдельных встреч, экскурсий, поездок в театр члены клуба излагают в форме записей, статей, экзаменационных рефератов и научных работ учащихся в форме докладов. Так члены клуба “Поэтика” неоднократно выступали на секции “Литературное краеведение” (НОУ-2003 г.; 2005 г.; 2006 г.) с авторскими работами о поэтах, жителях Любинского района, членах Союза писателей. Сейчас мы пишем исследовательскую работу, обобщаем читательский опыт и публицистическую деятельность учителя истории МОУ “Любинская средняя общеобразовательная школа № 2” Букреева В.П. - создателя великого литературного памятника Великой Отечественной войны - “Книги Памяти”. Перед членами клуба в дан6ном случае не ставится задача достижения художественного совершенства.

Важно выявить идеалы молодёжи, их духовные запросы, ценностные ориентации, восприятие ими окружающего мира, ибо именно это сознательно или бессознательно отражается в её действиях и поступках. Участие в таких мероприятиях может стать для молодого человека толчком, импульсом для переосмысления собственной жизни. Подведение итогов любого мероприятия выливается в обстоятельный разговор с юношами и девушками об их жизненных идеалах, позициях, принципах. Арсенал форм и методов, применяемых и могущих быть использованными в работе клубов, велик и разнообразен. А русский язык- это основа духовной культуры народа, то особое средство, которое осуществляет связь времён и поколений.

Таким образом, наш клуб предоставляет возможность самовыражения обучающимся, так как цель объединения - помочь старшеклассникам выработать хороший литературный вкус, поддержать и направить первые шаги в индивидуальном творчестве. А чтобы творить- надо много знать, удовлетворяя духовные потребности, развивая нравственность. Каждая наша встреча несёт в себе огромный познавательно-эмоциональный заряд и остается в памяти молодых людей. Это клуб для тех, кто ищет свой путь в жизни. Так две выпускницы нашей школы (1998г. и 2002г.) в недавнем прошлом активные члены клуба “Поэтика” в настоящее время работают библиотекарями в детской районной библиотеке и центральной районной библиотеке, шесть выпускников выбрали профессию филологов и журналистов, продолжая успешно образование в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского и Омском государственном педагогическом университете. 4 октября 2006 года МОУ “Любинская средняя общеобразовательная школа № 1” отмечала полувековой юбилей, на творческом отчете в честь юбилея школы “Бенефис клуба “Поэтика” произошла встреча поколений клуба. Бывшие члены объединения выступают инициаторами, организаторами и соорганизаторами таких клубов, оказывая им действенную разностороннюю помощь.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что клуб может быть использован:

  • как форма воспитательного воздействия на обучающихся. Удовлетворения их духовных потребностей и культурных запросов;
  • как средство объединения внешнепартнёрских связей в условиях райцентра, где все понимают светоносную роль гуманитарных предметов, и, прежде всего, литературы в становлении человека и гражданина.

Приложение