Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

Разделы: Математика


Цели:

Образовательные:

  • обобщение и систематизация знаний о делимости чисел на10, на 5 и на 2 из начальной школы;
  • расширение сведений и выведение признаков делимости на10, на 5 и на 2;
  • запись данных признаков с помощью нового математического знака “равносильно”

Развивающие:

  • развивать у учащихся логическое мышление на основе доказательств признаков делимости;
  • развивать умение применять полученные знания на опыте решения нестандартных задач;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;

Воспитательные:

  • формирование навыков контроля и самоконтроля;
  • активизация познавательной деятельности на уроках математики к различным школьным предметам;
  • формирование навыков сотрудничества при поиски решения задачи;

Метод: эвристическая беседа.

Оборудование:

  • Магнитная доска.
  • Карточки со знаком “равносильно”, с буквами М, А, Л, И.
  • Географическая карта материка Африка.
  • Плакаты с записью признаков делимости на 10, на 5 и на 2 с помощью математического языка.
  • На рабочем столе у учащихся рабочие тетради, учебники, чистые листочки, атласы, ручки и карандаши.

Структура урока:

  1. Организационный момент 2 мин.
  2. Актуализация знаний 4 мин.
  3. Изучение нового материала 10 мин.
  4. Закрепление нового материала 9 мин.
  5. Самостоятельная работа учащихся 12 мин.
  6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания 3 мин.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

  1. Устный и письменный.
  2. Фронтальный, групповой и индивидуальный.
  3. Итоговый контроль.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Запись в рабочей тетради числа и слов “Классная работа”

2. Актуализация знаний: Устный счет.

 

КРОССВОРД. (изображен на доске)

По горизонтали:

А) 452 : 2
В) 585 : 5
Б) 10100 : 10
Г) 2036 : 2
Д) 100050 : 10
Е) 134 : 2
Ж) 1050 : 5
З) 1208 : 2

По вертикали:

Б) 5555 : 5
К) 83590 : 10
И) 84021432 : 2

3. Изучение нового материала.

У: - Ребята, скажите, что общего в этих примерах?
Д: - Примеры на деление.
У: - Вы верно заметили! Молодцы! Примеры на деление на 2, 5 и 10. И это неслучайно:

Тема урока: “Признаки делимости на 2, на 5 и на 10”.

Дети записывают тему урока в тетрадь.

У: - Признак! Какой корень у этого слова?
Д: - Знак.
У: - Верно! Это значит, число должно подавать нам знак, рассказывая, на что оно делится. Вспомните, какой знак подает число, если оно делится нацело на 10?
Д: - Число заканчивается нулем.
У: - Приведите примеры чисел, которые делятся нацело на 10.

Дети приводят примеры чисел, желательно, чтобы это были числа не только двухзначные.

У: - А какие числа не делятся нацело на 10?
Д: - Числа, не оканчивающиеся нулем.

(Могут назвать конкретные числа, тогда попросить обобщить эти примеры.)

 У: - А теперь попробуем перевести эти два предложения на математический язык.

И в этом нам поможет новый математический знак:

< = >

Называется он “ РАВНОСИЛЬНО”.

Ребята записывают этот знак и его расшифровку в тетрадь.

Учитель вывешивает карточку-плакат с этим знаком на доску.

У: -А на русский язык переводится этот знак “В ТОМ И ТОЛЬКО ТОМ СЛУЧАЕ”

Учитель вывешивает плакат с этими словами на доску рядом со знаком равносильности. И предлагает ребятам перевод признака делимости чисел на 10 с помощью математического языка.

А : 10 < = > * * * * * 0

Учитель читает математическое предложение, дети повторяют и записывают в тетрадь.

Задача:[1] Какие из чисел 34470, 745 и 5635 делятся нацело на 5.

Доказательство:

34470 = 3447 * 10 : 5 , значит 34470 : 5 по свойству деления произведения чисел на число.

745 = 740 + 5 = 74 * 10 : 5 + 5 : 5 , значит 745 : 5 по свойству деления суммы чисел на число.

5635= 5630 + 5 = 563 * 10 : 5 + 5 : 5, значит 5635 : 5 по свойству деления суммы чисел на число.

У: - А теперь посмотрите на наши примеры и сделайте вывод, когда число делится нацело на 5?
Д: - Число заканчивается нулем или пятеркой.
У: - А когда не делится нацело на 5?
Д: - Числа, не оканчивающиеся на ноль или на пять.
У: - Переведем эти два предложения на математический язык, не забыв при этом использовать знак равносильно.

А : 5 < = > * * * * 0 или * * * * 5

Учитель читает математическое предложение, дети повторяют и записывают в тетрадь.

У:- Приведите примеры чисел, делящихся нацело на 5.
У: - И осталось вспомнить, когда же число делится нацело на 2?
Д: - Числа, заканчивающиеся четной цифрой.
У: - Переведите на математический язык.

Дети самостоятельно пробуют записать этот признак с помощью знака равносильности, предлагают свои варианты; вместе выбираем лучший.

А : 2 < = > * * * * * четная

4. Закрепление нового материала.

1)Найти истинные высказывания и из букв, соответствующих этим высказываниям составить название страны:

 

( Правильный ответ МАЛИ ) [1]

У: - Ребята, эта страна находится в Западной Африке.

Посмотрите, пожалуйста, на карту материка Африки и скажите мне как называется столица этой страны, а дома постарайтесь ещё что – нибудь найти об этой стране.

2) Какие числа кратные 5, являются решением неравенства:

95 с < 100 ( c = 95 почему?)

560 < d 562 ( нет таких d, а почему не подходит ответ 560?)

247 c 275 ( с = 250; с = 255; с = 260; с = 265; с = 270; с = 275) [1]

5. Самостоятельная работа учащихся.

1) Мы приводили доказательство деления на 5, представляя число виде суммы чисел или произведения чисел, а теперь докажите, что следующие числа делятся на 4:

3028; 1212; 25632

Найдите закономерность и сделайте вывод.

( а : 4 < = > * * * *xy)
: 4

У: - Дома вывести признак деления на 25.

2) Математический диктант: [2]

Возьмите листочки и подпишите их:

Из множества А ={145; 236; 340;801}выписать числа (множество записать на доску)

а) делящиеся нацело на 10,
б) делящиеся нацело на 5,
в) кратные 2.

У: -Меняемся листочками и оцениваем работы, после чего я тоже проверю ваши работы и по вашему желанию выставлю отметки в журнал.

6. Постановка домашнего задания и итоги урока.

У: -Напомните мне какое домашнее задание вы уже получили?
Д: - Вывести признак деления нацело на 25
У:- В этом вам поможет стр. 116 в учебнике.
Д: - Информация о стране Мали.

У: - О чем мы сегодня говорили на уроке? Сформулируйте еще раз признаки делимости, которые мы сегодня изучали. Какой новый математический знак мы узнали? Как он расшифровывается?

Литература:

  1. Учебник по математике для 5 класса Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон
  2. Самостоятельные и контрольные работы 5 класс Е. С. Смирнова