Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правило проверки безударных гласных в корне"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развивать умение находить безударные гласные в корне слова и правильно их проверять (овладение способом проверки).
  • Развивать мышление,через работу с пословицами; развивать речь.
  • Воспитывать заботливое отношение к животным, любовь к природе, доброту.

Оборудование:

Картинки с изображением солнышка(3 варианта:смеётся,улыбается,грустит),совы; зимний пейзаж, “огоньки”(круги красного цвета), сувениры от совы(грибочки).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

2. Словарная работа.

-Запишите слова в столбик: воробей, сова, зима, ворона, каток, река, сорока (один ученик пишет за шторкой). Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
-Проверьте друг у друга,оцените,проверьте на доске.
-Какие слова являютя словарными? (Воробей,ворона,сорока)
-Почему? (Безударную гласную проверить нельзя)
-Чем похожи эти словарные слова ? (По значению и по написанию)
-Скажите,эти птицы улетают от нас на зиму в тёплые края? (Не улетают)
-Нужно птицам зимой помочь пережить холод и голод. Как это можно сделать? (Высказывания учащихся)
-Вот эта птица тоже не улетает от нас зимой. Кто узнал её? (Появляется картинка с изображением совы)
-Сегодня мудрая сова прилетела к вам из леса на урок и принесла задания.

3. Целеполагание.

-Посмотрите на доску.Я сотру словарные слова. На какое правило остались слова на доске? (Сова, зима, каток, река- слова с безударной гласной, проверяемой ударением)

-Над какими словами будем работать на уроке?

4. Работа над формулировкой правила проверки безударных гласных в корне.

-Когда вы записывали эти слова, возникло ли у вас сомнение, какую гласную букву нужно писать? Почему?
-Найдём корень и выделим его. В какой части слова находится безударная гласная?
-Нужно ли проверять безударную гласную в корне?
-Какие гласные требуют проверки? ( а, о, е, и, я )
- Мы под удареньем пишем

Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья
Вызывает он сомненья.
Бывает, что звук один слышится,
А буква другая пишется.

-Как же нужно проверять безударный гласный звук, если он находится в корне?
-Какое проверочное слово можно подобрать к словам сова, зима, каток, река? (Идёт запись проверочных слов в тетради и на доске: совы- сова, зимы- зима, катит- каток, реки-река, выделяется корень, ставится ударение)

-Сформулируйте правило проверки слов с безударными гласными в корне.
-Сравните свой вывод с правилом в учебнике ( с. 88 )

5. Упражнение в проверке безударных гласных в корне слова.

а) Работа над упражнением № 233 (с.88)

-Прочитайте задание. Как будете выполнять упражнение?
-Выполняйте самостоятельно.
-Проверим .( Объяснение с места )
-Как проверяли безударную гласную?

Физкультминутка.

-Сейчас мы с вами совершим прогулку в лес.
-Встали. Шагаем: 1-2-3-4, 1-2-3-4.

-Посмотрите направо! Посмотрите налево! Оглянитесь вокруг! Как хорош лес! Посмотрите вверх на одно дерево, на другое. Сколько гнёзд на деревьях! Присядьте, загляните под куст.

Что случилось? Там сидит птичка, она начинает замерзать. Возьмите её. Осторожно! Согреем её своим дыханием, раскрошим хлеб, покормим её. Теперь посадите птичку как можно  выше. Выше! Выше! Поднимитесь на носочки, смелее тяните руки. Молодцы, хорошо! Вы помогли птичке. Спасли от холода и голода. Теперь нам пора домой.Шагаем: 1-2-3-4,1-2-3-4.

Последний раз оглянитесь вокруг! Мы прощаемся с лесом. Можем мы приступить к работе?

Нет. После прогулки у нас грязные руки. Помойте их, тщательно трите каждый пальчик. Вытрите руки полотенцем. Молодцы! Теперь мы можем работать. Садитесь.

б) Работа над деформированными предложениями, текстом.

- Гуляя по лесу, мы были очень наблюдательными.

Сова летает над полями, по лесу и хочет рассказать вам, что она видела, но вначале вы должны вставить в слова пропущенные буквы.

На доске:

в, п_лях, и, л_сах, сн_га, глубокие, л_жат

в_дны, на сн_гу, зв_рей, сл_ды

по, л_сной, проб_жала, тр_пинке, л_сица

(учащиеся вставляют в слова пропущенные буквы, доказывая свой выбор, подбирая проверочные слова)

- Можно ли назвать эти наборы слов предложениями? (Нельзя)
- Почему? (Нет связи слов)
- В предложениях рассыпались слова, нужно их собрать.
- Как составим первое предложение? (В полях и лесах лежат глубокие снега)
- Как составим второе предложение? (На снегу видны следы зверей)
- Как составим третье предложение? (По лесной тропинке пробежала лисица)
- Пропустите одну строку и запишите предложения.( Идёт запись текста в тетрадь)
- Можно ли назвать составленные предложения текстом? (Можно)
- Почему? ( Предложения связаны между собой по смыслу)
- Прочитайте весь текст.
- О чём говорится в тексте? Какова его тема?
- Как можно озаглавить текст? (Например “Следы”)
- Запишите заголовок на свободной строке.
- Вот мы и узнали, что же видела сова, летая над полями и лесом.

- Текст получился не очень большой, наверняка это не всё, что видела сова. Она предлагает вам пофантазировать и придумать продолжение текста. Поможет вам в этом зимний пейзаж. (Устно составляется продолжение текста)

в) Работа над восстановлением пословиц.

На доске:

Друзья познаются в … (беде)

Дерево дорого плодами, а человек … (делами)

- Какие слова нужно вставить в предложения?
- Как называют такие предложения? (Пословицы)
- Как понимаете смысл пословиц?
- Найдите слова на наше правило. (Познаются, в беде, дерево, дорого, плодами, делами)
- Найдите безударную гласную в корне и зажгите огонёк под ней. Устно подберите проверочные слова.

6. Обобщение. Итог урока.

-Над какими словами работали на уроке?
-Почему эти слова требуют проверки?
-Как нужно проверять безударную гласную в корне слова?
-Поднимите руки те, для кого солнышко смеётся? Кому улыбается?
-Остальные ребята, у кого возникли вопросы по данной теме, я надеюсь, разберуться во всём на последующих уроках.
-Сова в память о нашем уроке дарит вам небольшие сувениры.

7. Выставление отметок.

8. Домашнее задание.

с. 88, упражнение №234.