Урок по информатике в 9-м классе по теме "Условный оператор. Сложные условия"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • углубление и закрепление материала по теме “Разветвляющиеся алгоритмы”;
  • стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
  • активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы;
  • воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
  • развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.

Задачи урока:

  1. Учебная – совершенствование навыков составления разветвляющихся алгоритмов и программ на языке Pascal для ЭВМ.
  2. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  3. Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Оборудование:

  • компьютерный класс из десяти ученических мест и одного учительского;
  • мультимедийный проектор;
  • правильно и полностью инсталлированные программы Windows;
  • язык программирования Pascal;
  • презентация урока, составленная в Power Point;
  • бланки для ответов на тесты.

План урока.

  1. Организационный момент
  2. Мотивация
  3. Актуализация опорных знаний
  4. Обмен информацией (объяснение нового материала)
  5. Самостоятельная работа
  6. Рефлексия
  7. Домашнее задание
  8. Итог урока

Ход урока.

Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы проводим урок – решение задач по теме “Условный оператор. Сложные условия”. Это последний урок в разделе “Условный оператор” и он носит закрепляющий характер.

Открыли тетради и записали число и тему урока.

Приложение1 (слайд1)

Мотивация

А девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого программиста Чарльза Бебиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!”

О чем говорят эти слова?

О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем.

Актуализация опорных знаний

Вспомните пожалуйста основные варианты условного оператора.

(Ответы учащихся)

Команда ветвления может быть полной и неполной

В полной команде в зависимости от результата проверки условия (да или нет) происходит выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведет к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран. А в неполной – если условие истинно, то выполняются команды, а если ложно, то исполнитель выходит из ветвления и идет на продолжение программы.

Посмотри на слайд и объясните, что здесь изображено.

Приложение1 (слайд2)

Это полное и неполное ветвление изображенные в форме блок-схем.

Если ветвление не полное, то на ветке “да” команды есть, а на ветке “нет” - отсутствуют.

В полном ветвлении команды есть и на той и на другой ветках.

-На слайде записана команда ветвления на языке программирования Pascal.

Объясните, как она будет выполняться.

Приложение1 (слайд3)

(ответ учащегося)

- Проверяется условие, если условие верное, то выполняется серия команд 1, иначе – серия команд 2.

- Молодцы ребята! Вы все правильно вспомнили и повторили. А теперь мы с вами должны решить задачу.

Приложение1 (слайд4)

Обмен информацией

- Давайте разберем, как же нам решить такую задачу.

Вначале мы опишем переменные. Переменная Х принимает действительные значения.

Приложение1 (слайд5)

Дальше будет следовать начало программы и оператор ввода.

Приложение1 (слайд5)

Теперь непосредственно нужно начать команду ветвления. А как же нам ее реализовать, если у нас три условия? Давайте попробуем организовать это сложное условие путем вложенного ветвления.

Посмотрим что получится.

Приложение1 (слайд6)

Теперь нам осталось организовать вывод результата и закончить программу.

Приложение1 (слайд7)

Самостоятельная работа.

У каждого на столе лежат карточки, в которых указаны значения переменной Х, а нужно найти значение функции в этих точках. Учащиеся самостоятельно заводят программу, находят значения функции и записывают в карточку.

Следующим этапом самостоятельной работы является тестовый опрос.

Со слайда ребята читают вопрос, выбирают вариант ответа и записывают его в карточку.

Приложение1 (слайд8)

Приложение1 (слайд9)

Приложение1 (слайд10)

Карточки сдаются учителю.

Рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы:

Приложение1 (слайд11)

Домашнее задание.

Приложение1 (слайд12)

Учитель зачитывает задачу и вместе с учащимися проговаривает модель одного из возможных вариантов решения задачи.

Подведение итогов.

Пока учащиеся записывают домашнее задание, учитель быстро проверяет карточки.

- Наше занятие подошло к концу. Послушайте пожалуйста оценки, которые вы сегодня получили (учитель объявляет оценки за карточки).