Конспект урока по обществознанию "Понятие, сущность и организация государства" в 10-м классе

Разделы: История и обществознание


Новая парадигма образовательного процесса российской школы заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. В связи с этим традиционно-иллюстративный процесс в современной школе заменяется новыми педагогическими технологиями. Одной из таких технологий является модульное обучение.

К целям модульного обучения относится комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм, достижение высокого уровня конечных результатов.

Основополагающей идеей обучения является идея модуля. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ученик имеет у себя инструкции, в которой определены:

  • Цель усвоения модуля.
  • Где найти учебный материал.
  • Как овладеть им.
  • Как проверить правильность выполнения задания. Контроль определяет степень усвоения учебного материала.

Роль учителя заключается в следующем:

  • Составление инструкций, модулей.
  • Уточнение способов работы с ними.
  • Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.

Учитель может пользоваться уже известной модульной программой или разработать ее сам. При подготовке урока важно учесть, чтобы модуль соответствовал по времени его усвоения уроку или занятию, так как эффективность работы будет снижена при разрыве его на несколько уроков или занятий.

Модуль любого порядка включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний обучающихся. В модульной технологии используются следующие формы контроля:

  1. Самоконтроль.
  2. Взаимоконтроль обучающихся.
  3. Контроль учителя.

В данной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Получить хорошую оценку – одна их главных мотиваций при модульной технологии. Ученик четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Пример занятия

Урок

Тема: Понятие, сущность и организация государства.

Цели:

  • продолжить формирование представлений и знаний по теме: “Сущность и организация государства”.
  • знать основные черты государства как политического института общества; основные признаки государства.
  • уметь описывать особенности территориального устройства государств на конкретных примерах..
  • продолжить формирование умения работать с различными источниками.

Тип урока: изучения новой темы.

Оборудование урока:

  • инструкция, модуль для каждого ученика.
  • политическая карта мира.
  • схема “Политическая система общества”.
  • учебник “Обществознание”, А.И.Кравченко, 10 класс.

Основные понятия и термины: государство, политическая система общества, унитарное государство, федерация, конфедерация.

Всякое государство – продукт естественного возникновения,
Как и первичные общества: оно является завершением их…

Аристотель

№ Учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0 Общая цель урока В процессе учебной работы над заданием вы должны:

1. Продолжить формирование представлений и знаний по теме: “Сущность и организация государства”.

2. Знать: основные черты государства как политического института общества; - основные признаки государства.

3. Уметь: выражать и отстаивать собственное мнение; - описывать особенности территориального устройства государств на конкретных примерах.

4. Продолжить формирование умения работать с различными источниками.

 
УЭ-1 Входной контроль Цель: проверить исходный уровень знаний по теме: “Политическая система общества”.

Задание

I.При каком типе власти - харизматической, традиционной или легальной - происходит следующее:

1. Подданные проявляют преданность правителям, наделенным властью в соответствии с обычаем.

2. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями.

3. Верность вождю и поддержка со стороны его последователей передаются от одного поколения другому.

4. Господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения.

5. Приходится прибегать к возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящают институты власти.

6. Служащие получают фиксированное жалованье.

7. Господство основывается на преданности человеку, наделенному некой высшей мистической силой.

8. Подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

А) Харизматическая власть Б) Традиционная власть

В) Легальная власть

П. Проверьте правильность выполнения задания.

III. Определите уровень ваших знаний по схеме:

8 правильных ответов - высокий уровень - “5”

7,6 правильных ответов - средний уровень - “4”

5,4 правильных ответа - низкий уровень знаний- “3” Менее 4 правильных ответов - очень низкий “2”

IV. Проанализируйте ошибки

Самостоятельная работа в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите эталон на доске

УЭ-2 Изучение нового материала Цель: познакомиться с политической системой общества. Задание:

1.Прочитайте текст учебника на стр. 128, выпишите
определение “политическая система общества”.

2.Рассмотрите схему. Какую роль в жизни общества
играет государство?

Политическая система общества включает:

  • государство
  • партии
  • профсоюзы
  • организации
  • движения

и преследует определенные цели.

Самостоятельная работа с учебником, словарем и таблицей. Краткий конспект
УЭ-3 Изучение нового материала Цель: дать определение термина “государство”, познакомиться с основными признаками государства. Задание:

1.Прочитайте текст учебника на стр.128-129 и выпишите определения “государство”.

2.Заслушайте сообщение учителя о признаках государства и нарисуйте кластер “Признаки государства”.

Самостоятельная работа с текстом учебника и словарем.

Заслушать сообщение учителя и сделать записи в тетради.

УЭ-4 Изучение нового материала Цель: познакомиться с территориальным устройством государства.

Задание:

1.Пользуясь текстом учебника (стр.129-133) выпишите в тетрадь определение “унитарное государство”, “федерация”, “конфедерация”. Заполнить таблицу 1.

2.Привести примеры каждого из типов государств.

Таблица 1.

Типы государств Определение Примеры
Унитарное государство    
Федерация    
Конфедерация    

3. Подумайте, как устанавливались границы постсоветских государств: - по субъективному произволу политических руководителей; - вдоль исторически пролегавших границ; - другим способом.

 
УЭ-5 Выходной контроль Цель: обобщить полученные знания.

Задание:

1 .Рассмотрите таблицу 2. В ней приведены примеры территориального устройства государств. Поставьте крестик в то место, которое укажет на принадлежность государств к той или иной форме территориального устройства.

Таблица 2.

  унитарные федерации конфедерации
США      
Канада      
Бразилия      
Украина      
Португалия      
Россия      
Казахстан      
Бельгия      
Уругвай      
Индия      
Германия      
Мексика      
Италия      
Китай      

Проверьте правильность выполнения задания.

Письменная работа на контрольном листе.

Эталон на доске Взаимоконтроль

УЭ- 6 Домашнее задание Цель: закрепить полученные на уроке знания.

Задание:

1. Если ты легко справился на уроке со всеми заданиями, ответь на вопросы 5 и реши Проблему к параграфу 17.

2. Если ты затруднялся - не огорчайся, а еще раз повтори параграф 17